Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□О□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□□

ПАРОЛЕТ ЖМУДИНА

Бегут века, мчится время, Бог нас взывает к вечности, Но пока еще человек

Не покоится в грустной могиле, Пусть он возносится над облаками, Полетом стрелы парит в просторах, Пусть прорезает оси мира И небесные полуночные зори, И, наконец, прилетит туда,

Где сияет благосклонное божество

* * *

Не только единым поэтам дано право возноситься к небесным вершинам и на Пегасе свободной мысли па­ рить над громовыми тучами и бурями, смеясь над сует­ ностью дел человеческих. Не только душа человека мо­

жет вознестись

в голубые просторы

поднебесья, но

и сам человек

своим бренным телом

имеет полную

к этому возможность, когда силой своего разума и ис­ кусства захочет подняться над тучами и облаками и, отряхнув отягчающие его узы, будет преодолевать ничем не ограниченные просторы, оспаривая господство царя птиц, и в свободном полете над широкими краями, го­ рами, морями, пустынями и лесами будет беспрепят-

43

ственно лететь, покоряя тысячемильные пространства. Но где взять Пегаса в холодных странах севера? Не здесь его родина! Однако уже много веков тому назад, во времена Дедала, Меркурия, Икара и Феба, люди, видя свободный полет птиц, стремились к подобной це­ ли и, быть может, в оные времена не одна Венера сво-

Модель птицы, как летательного аппарата, по Бореллю**.

бодно парила, влекомая великолепной упряжкой голу­ бей! И только сила времени, уничтожив изобретенные способы, лишь сказочную оставила об этом память. - Но в наше время возрождения и обновления давеш­ них изобретений паровоза, дагерротипии *, электромаг­ нетизма и других открытий,— которые человеческий ге­ ний уже много веков тому назад знал и доказывал воз­ можность применения, однако порабощенный неверием фанатизма и тяжкой судьбой изобретателей, не мог осуществить,— почему бы мне, который не может дока­ зать на деле правильности моих идей только лишь из-

* Даггеротипия — первоначальный

способ фотографирования

(Примем, перев.).

издании книги А.

Гришкявичюса было только

** В польском

5 иллюстраций (см.

фиг. 1—5).

 

44


за имущественного недостатка, не попробовать открыть

вкоротких выражениях всю теорию свободного полета

иискать понимающего и состоятельного человека, имею­

щего желание осуществить мою идею? — поистине на­ прасно ищу уже 7 лет, не находя его в числе современ­ ников; однако я не теряю надежды и еще раз взываю к моим землякам и прошу их посвятить несколько ми­ нут для прочтения далее следуемых мыслей, порхающих на манер мотылька, которых слабое мое перо не могло удержать в должном послушании и порядке.

Таким образом, хотя после изобретения воздушных шаров Французская Академия признала невозможным регулировать направление их полета, а также открыть причины свободного полета птиц, многие механики, не считаясь с этим определением, проводили ряд испыта­ ний; и хотя еще никому не удалось достигнуть намечен­ ной цели из-за недостаточного познания теории, все же результаты проведенных проб, выявляя их недостатки, непрерывно приближают нас к преодолению препят­ ствий, которые когда-то казались непреодолимыми. В силу этого и мне кажется целесообразным прежде тео­ ретически обосновать причину неудавшихся проб и ука­ зать возможности преодоления возникающих труд­ ностей.

Поглядим на открытие прошлого века под назва­ нием:

ВОЗДУШНЫЙ ШАР

Уже известно, что причиной плавания является раз­ ный удельный вес тел, равных по объему, но меньших по весу такого же объема воды, и что воздух, имеющий также удельный вес, постепенно разрежается и умень­ шается его количество в соответствии с высотою, т. е. отдаленностью от земли, что теплый воздух настолько

45

легче холодного, что для соблюдения равновесия в рав­ ных объемах необходимо к горячему воздуху добавить три части веса холодного. Это означает, что, когда 300 кубических футов холодного воздуха весят 100 фун­ тов, то 300 футов горячего, веся только 25 фунтов, в состоянии поднять 75 фунтов другого тела. Впервые Монгольфье искусственным нагревом определенного ко­ личества воздуха, закрытого в шаре, названном балло­ ном, произвел первую удачную пробу 5 июня 1783 го­ да, а после, привязав под баллоном корзину, сам под­ нялся на нем за облака. В соответствии с этим открыти­ ем, профессор Парижской Академии Шарль вместо нагретого воздуха применял для заполнения шара во­ дород— газ в 13 раз более легкий, чем воздух, и на нем 27 августа 1783 года поднялся еще выше. На аэроста­ тах такого рода Бланшар граф Замбакара и многие другие* проводили испытания в разных местах Евро­ пы, да еще и теперь огромный воздушный шар Грюне, поднимающий 8000 фунтов тяжести, часто возносится в надвоздушные края;'•но тысячи проб с применением корабельных средств для возможности управления аэростатами оказались напрасными. Причина • этому указана в физическом словаре Гелера — разница между парусником и аэростатом, заключающаяся в том, что в управлении парусником помогают три фактора: сопро­ тивление воды, сопротивление воздуха и нахождение корабля на поверхности воды, а аэростатом владеет лишь только сопротивление воздуха; вследствие чего,

паруса, руль и весла, не имея опоры,

никакого не могут

* Фельетон в «Северной пчеле» (№ 245,

1850 г.) сообщил, что

до настоящего времени уже 250 человек поднимались на воздушном шаре, в том числе 31 женщина: 26 француженок, 3 немки, 1 италь­ янка и 1 англичанка; из них 9 погибли из-за собственной неосто­ рожности (Примеч. автора).

46


иметь значения. Поэтому, единственным средством по­ лета в желаемом направлении является нахождение на такой высоте, на которой имеется ветер желаемого на­ правления, так как убедились, что на разных высотах направление ветра бывает не только не одинаковым, а даже противоположным. Но и удерживание аэроста­ та на необходимой высоте является трудной задачей, т. к. до сих пор неизвестны другие способы, как умень­ шение тяжести или легкости путем выбрасывания бал­ ласта или опасного выпуска некоторого количества газа. Эти способы очень несовершенны, так как потеря тяжести и легкости ничем не могут восполняться. Вследствие таких условий аэростат Монгольфье ока­ зался более практичным, т. к. его полет по вертикали зависит от уменьшения или увеличения огня в лампах, нагревающих воздух шара. Такие аэростаты с сетью, гондолой и людьми весили поначалу около 2000 фун­ тов. На подъем этой тяжести Монгольфье требовался шар шириной 30 футов, а Шарлю — 20 футов. Поэтому, глядя на облик их воздушного шара, мне приходит в го­ лову мысль, что люди, сидящие в гондоле, подобны цыплятам, несомым в корзине: могут ли они руково­ дить волей несущего?.. Так, поистине, и люди не смогут руководить воздушным шаром, доколе не найдут опоры, сопротивляющейся силе ветров. И хоть уже давно было известно о непригодности парусов, весел и руля, что также подтверждалось расчетами, в словаре Гелера под титулом Аэростат говорится, что еще в 1845 году некий Пенингтон намеревался подняться на 10 воздушных шарах и управлять ими при помощи огромного весла и паровой машины; нашлись и такие, кто для проведе­ ния теоретически необоснованной пробы не жалели своих средств!.. Лучшим, безусловно, был проект Тил­ лера, который в 1843 году по примеру Генсона прикре­

пил к гондоле равномерно с обеих сторон крылья в на­ дежде получения опорной площади, а под гондолой по­ местил винт Архимеда, вращающийся при помощи руч­ ного привода. Этот способ мог бы дать аэростату направление, если бы воздух был в недвижимом состоя­ нии; но вследствие того, что воздух на высоте находится в постоянном движении, его сопротивление по отноше­ нию к огромному объему воздушного шара всегда бу­ дет большим, чем малая мощность винта, особенно из-за недостатка опоры, уничтоженной поднятием тяжести *.

Одним из самых достойных более подробного внима­ ния проектов является проект одного гражданина Фран­ ции, о котором я читал в 1845 году; он выращивает не­ сколько орлов и учит их летать в требуемом направле­ нии по своему указанию. С такой упряжкой он хочет летать на воздушном шаре.

Мне помнится, что

в сказочные времена Юнона

в упряжке употребляла

лебедей или гусей, а Венера —

голубей; почему же в наше время не применить к это­ му соколов, журавлей, аистов и других птиц? А в связи с тем, что они не любят или не могут подниматься выше туч, следует довольствоваться обычной высотой их полета; можно приспособить к этому и силу, подни­ мающую воздушный шар, несколько его уменьшая.

Замечательная эта идея, однако, имеет много труд­ ностей в осуществлении и требует изменения структу­ ры самого аэростата, т. к. предусматривает соединение двух сил, взаимно противоположных. Для выяснения, этого приведем рассуждение: на чем основан

* Однако, меняя форму воздушного шара, можно в малой степени давать направление аэростату при помощи двух винтов, что доказал П. Жюльен в Париже, как это описано в «Северной пчеле», в № 265 от 1853 г. (Примеч. автора).

48


П О Л Е Т П Т И Ц

Раньше физики утверждали, что с момента взлета птицы в ней возникает какая-то легкость, скрытая в пе­ рьях и костях, с помощью которой она, делаясь легче воздуха, возносится по тому же закону, что и воздуш­ ный шар. Несуразность этого мнения достаточно дока-

Проект летательного аппарата Бланшара.

зана в словаре Гелера математическим расчетом про­ фессора Фусса. Итак, во-первых: в соответствии с за­ коном тяготения, предмет, плавающий в воде или воз­ духе, теряет столько собственного веса, сколько весят вода или воздух, вытесняемые телом. На этом основана теория веса кораблей и аэростатов. Таким образом, гусь, весящий 10 фунтов, по объему своему занимающий ме­ нее половины кубического фута воздуха, весящего едва лишь несколько лотов, теряет совершенно незначитель­ ную часть своего веса. Во-вторых: всякого рода птицы и летающие насекомые имеют удельный вес в 500 раз больший, чем воздух; летучая мышь и вампир не име-

4 973

49

ют перьев, однако быстро летают. Если мы любой пти­ це обрежем кончик крыла, то лишим ее возможности лететь, а если отрежем кончик второго крыла, то вер­ нем ей возможность полета, который будет невозмо­ жен лишь в том случае, если излишне отрезанными кон­ цами крыльев мы значительно уменьшим их поверх­ ность. Поэтому ясно, что главным средством полета являются крылья соответствующей величины; легко за­ метить, что птицы с длинными крыльями летают даль­ ше и быстрее. Нет такой птицы, которая могла бы под­ няться в воздух без сильного взмаха крыльями, значит и от силы взмаха зависит ее полет. У всех птиц кры­ лья являются округленными и составляют часть поверх­ ности шара, радиус которого равен длине одного крыла; как вогнутое зеркало собирает солнечный луч в одну точку, так два противоположных крыла своим движе­ нием сжимают воздух в сторону центра тяжести птицы, создают упругость воздуха, благодаря которой подбро­ шенная тяжесть не м^жет упасть ни вниз, ни назад, т. к. этому мешают крылья и хвост, а поэтому направ­ ляется вперед. Из соединения трех сил: упругости воз­ духа, падения тела и натурального стремления происхо­ дит ее полет; вследствие этих же причин не могут пти­ цы летать с одним укороченным крылом, ибо упругость воздуха, ударяя в бок тяжести, переворачивает ее. Раз­ ница в быстроте полета происходит: во-первых, от раз­ ной формы и неодинакового движения крыльев, вовторых, от неравных сил или устремления, в-третьих-г- от относительной тяжести. Итак, ласточка, вдвое легче, чем щегол, имеет крылья одинаковой с ним длины и, уда­ ряя ими назад, превышает по быстроте полета всех равновеликих птиц, а курица ударами крыльев вперед сама себе мешает. Таким образом, убедясь, что полет птиц обосновывается не на легкости, а на законе при­

50


тяжения, утверждаю, что если вследствие какой-либо поднимающей силы птицы будут лишены закона тяго­ тения, то исчезнет вместе и сила стремления вперед, вытекающая из земного притяжения. В этом можно убедиться, наблюдая ласточек во время сильного ветра, когда, поднявшись выше крыши, они не в состоянии пе­ релететь через дом, а поднятые ветром бросаются или вбок или назад. Подобно этому, при запряжке птиц к воздушному шару, только в том случае,возможно им управлять, если тяжесть птиц будет сильнее поднимаю­ щей силы. Тяжесть и легкость, являясь двумя противо­ положными силами, могут взаимно уничтожаться, само же сопротивление воздуха достаточно сильно для подня­ тия самой крупной тяжести, а механика воздушного

.змея гораздо более похожа на механику полета птиц "и тем самым более подходит к птичьей упряжке; вслед­ ствие этого, для получения положительного результата считаю целесообразным:

1.Придавать гондоле форму птицы с распростерты­ ми крыльями и хвостом и ногами на колесах.

2.Объем шара уменьшить до такой степени, чтобы 'вся тяжесть гондолы с людьми не поднималась выше обычного полета птиц, или даже подъемную его силу уравновесить с тяжестью, ставя аэростат на горе (ранее называемой Геликонской); запряженные птицы с лег­ костью сдвинут его с горы и полетят в желаемом на­ правлении.

Этот проект можно соединить с проектом фигуры 1 и 2; однако сила птицы по сравнению с силой лошади является ничтожной и, кроме того, огромную трудность составляет научить птиц тянуть аэростат в нужном на­ правлении и не путаться в полете, т. к. только журав­ ли, лебеди, аисты и гуси умеют сохранять в полете над­ лежащий порядок, то применить этот способ в более ши-

5 - 9 7 3

51

роком масштабе или при сильном ветре не представля­ ется возможным и осуществление упомянутого проекта могло бы произойти лишь в хорошую, безветренную по­ году для приятного развлечения одиночных лиц в поле­ те на несколько десятков миль.

Проект управляемого аэростата А.

Гришкявичюса (вид сбоку

и сверху; фигуры

1 и 2),

Как сказано выше, полет птиц основан на силе па­ дения тяжести, а полет воздушного шара — на взлете те­ ла с удельным весом легче воздуха; поэтому, если прин­ ципы полета взаимно противоположны, то и принцип управления воздушным шаром следует искать в обрат­ ной механике, т. е. поскольку полет птиц обусловлен сжиманием воздуха под крыльями, что заставляет массу

52