Файл: Капитула, П. А. Эффективность капитальных вложений и основных производственных фондов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
служат проводниками его деятельности»1, харак теризует объективную тенденцию, присущую про грессивному производству. Будучи экономической закономерностью массовых процессов обществен ного производства, эта тенденция не всегда может быть использована как экономический критерий или показатель для непосредственной оценки эф фективности каждого отдельного проекта или дей ствующего предприятия.
Повышение доли затрат на активную часть ос новных производственных фондов и соответствую щее сокращение затрат на производственно-вспо могательные здания, инженерные коммуникации и другие сооружения обеспечиваются, во-первых, за счет укрупнения единичных мощностей агрегатов, технологических линий и промышленных предприя тий в целом, а также расширения установки обо рудования вне зданий на открытых площадках; во-вторых, за счет рациональной компоновки гене рального плана, повышения плотности застройки, улучшения использования территории и сокраще ния в связи с этим удельной протяженности транс портных, трубопроводных, продуктопроводных, электрокабельных и других коммуникаций, а так же блокировки производственных и подсобно-вспо могательных зданий и размещения в них взаимо связанных производственных и подсобно-вспомога тельных операций, сокращения удельного строи тельного объема на единицу мощности.
В-третьих, сокращение затрат на строительно монтажные работы достигается путем совершенст вования конструктивных и объемно-планировочных решений производственных и подсобно-вспомога тельных зданий с учетом максимального сокраще ния материалоемкости, трудоемкости . и стоимости конструкций, деталей и изделий, а также опти мального определения габаритных параметров про ектируемого здания.
1 К. М а р кс. Капитал, т. 1, стр. 173.
20
За последние 15 лет в целом по стране и БССР, в частности, наблюдается устойчивая тен денция повышения активной части капитальных вложений в объекты производственного назна чения.
Оно обеспечивается внедрением совершенных технологических процессов и применением укруп ненного высокопроизводительного оборудования. Особенно это относится к черной металлургии, энергетике, химии, нефтеперерабатывающей про мышленности. Однако по ряду отраслей промыш ленности доля строительно-монтажных работ все еще велика, достигает 55—60 процентов всего объ ема капитальных вложений, что свидетельствует о значительных резервах улучшения структуры ка питальных вложений. При этом следует отметить, что стоимостные изменения в структуре капиталь ных вложений еще не характеризуют в полной ме ре повышения их экономической эффективности, так как на увеличение доли активной части в ряде случаев влияет рост цен на оборудование.
Одним из безусловных проявлений техниче ского прогресса и роста производительности обще ственного труда является снижение стоимости еди ницы мощности машин и оборудования. Нельзя согласиться с попытками теоретически обосновать снижение эффективности производственного накоп ления. Ссылки на то обстоятельство, что стои мость новой техники возрастает быстрее ее произ водительности, неправомерны. Современный уро вень развития науки и техники создает большие возможности для улучшения эксплуатационных свойств и технико-экономических показателей средств труда, обусловливающих систематическое повышение их производительной способности при одновременном снижении стоимости на единицу выпускаемой продукции.
К. Маркс писал по этому поводу, что «хотя ма шины с увеличением их размеров становятся аб солютно дороже, но относительно они дешевеют.
21
F-сли пять рабочих производят товаров в десять раз больше, чем прежде, то вследствие этого за траты на основной капитал не удесятеряются, хо тя стоимость этой части постоянного капитала воз
растает |
с развитием |
производительной силы, |
но |
она возрастает далеко не в такой пропорции»1. |
|
||
Это |
марксистское |
положение остается верным |
и для социализма. Однако в ряде отраслей маши ностроения складывается такое положение, когда цены на новые виды техники и машин растут быст рее их производительности.
Конечно, практически можно вести речь лишь о контроле удельной стоимости важнейших машин и технологического оборудования — продукции ма шиностроения. Но именно эта часть продукции является решающей в обеспечении ускоренных тем пов научно-технического прогресса.
Особо следует подчеркнуть вредность такого пути, как завышение оптовых цен, на которое идут многие предприятия, особенно машиностроитель ной промышленности, являющейся отраслью с вы сокой степенью обновления номенклатуры выпу скаемой продукции, что вызывает частые пере смотры и введение новых оптовых цен. В этой отрасли получили широкое распространение вре менные цены, утверждаемые самими предприятия ми или устанавливаемые на основе договоров с по купателями. В этих условиях необоснованное за вышение оптовых цен становится одним из факто ров повышения рентабельности.
Вопрос об улучшении технологической струк туры капитальных вложений в значительной мере может быть решен на стадии проектирования. При этом требуется не механическое изменение струк туры, а такое увеличение доли оборудования, которое приводит к общему снижению затрат обще ственного труда на производство единицы продук-
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., изд. 2, т. 25,
ч. I, стр. 285—286.
22.
ции. Опыт проектирования и строительства пока зывает, что технологическая структура капиталь ных вложений в промышленные предприятия зна чительно улучшается при увеличении мощностей предприятий и отдельных производственных агре гатов, повышении их технического уровня.
Поскольку экономический прогресс все боль ше воплощается в повышении эффективности вво димых в эксплуатацию производственных фондов, то в свою очередь в новых капитальных вложениях должны воплощаться новейшие достижения науки и техники. Решающим вопросом эффективности ка питальных вложений являются прогрессивность научной разработки и ее промышленная реализа ция путем создания новых производственных мощ ностей. Капитальные вложения во все большей мере должны быть связаны с введением качест венно новых, более эффективных производствен ных процессов, с соответствующим изменением ор ганизации производства, внедрением более эффек тивных материалов и т. д. Простая замена машин и оборудования без коренных изменений в техно логии и организации производства едва ли приве дет к существенному экономическому прогрессу и не обеспечит интенсивное развитие.
Исследования показывают, что планы внедре ния новой техники на ряде предприятий не опира ются на современные возможности научно-техни ческого прогресса и не всегда отвечают требова ниям экономической политики партии. Так, на про тяжении многих лет в планы включаются одни и те же мероприятия по применению деталей из пластмасс, изготовлению деталей и заготовок ме тодом точной объемной штамповки, безокислительному нагреву, изготовлению средств частичной ме ханизации транспортно-складских и погрузочноразгрузочных работ. Затраты на внедрение этих разрозненных мероприятий расширяют масштабы использования старой техники и технологии.
На XXIV съезде КПСС говорилось о необходи
23
мости создания принципиально новой техники и технологии. «Первая задача — создавать качест венно новые орудия труда, новые материалы и бо лее совершенную технологию. Не повторяя из вестные решения, необходимо ориентироваться на уровень, превышающий лучшие мировые образцы. Только так можно создать технику, отвечающую требованиям строительства материально-техниче ской базы коммунизма, и обеспечить полную по беду в экономическом соревновании с капитализ мом»1.
РЕЗЕРВЫ РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Концентрация капитальных вложений и укрепление государственной плановой дисциплины
Решение проблемы повышения экономической эффективности капитальных вложений в значи тельной мере зависит от порядка планирования и организации капитального строительства. В про цессе планирования должно быть определено оп тимальное соответствие между приростом основ ных фондов и капитальных вложений, которое позволило бы держать незавершенное строитель ство в рамках допущенных норм.
В практике планирования и организации ка питального строительства все еще имеет место распыление капитальных вложений и материаль ных ресурсов по многим стройкам и объектам. На протяжении длительного времени в процессе пла нирования капитальных вложений неудовлетвори тельно согласовывались планы капитального строи тельства и задания по вводу производственных
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 140—141.
24
мощностей с планами материально-технического снабжения и особенно производства и поставок оборудования.
Отрыв плана капитальных вложений от их ре ального материального обеспечения ведет к рас пылению средств, затягиванию сроков и удорожа нию капитального строительства, замораживает средства в незавершенном строительстве и не установленном оборудовании, создает диспропор ции в хозяйстве и сдерживает темпы развития от раслей, наносит огромный ущерб техническому про грессу, обесценивая его результаты, вызывая преж девременный моральный износ новой техники.
На XV съезде профсоюзов Л. И. Брежнев го ворил: «Медленно улучшается положение в такой важной сфере, как капитальное строительство. План ввода запланированных объектов в 1971 го ду не был выполнен. Сроки строительства остают ся большими. Удельный вес так называемой «неза вершенки» в сравнении с 1970 годом даже увели чился»1.
В Белоруссии систематически недовыполняют ся планы освоения капитальных вложений и вво да в действие основных фондов. Только в 1972 году в республике не введено в эксплуатацию 595 объ ектов и основных фондов на сумму в 592 миллиона рублей. План освоения капитальных вложений по объектам производственного назначения по БССР выполнен на 92 процента, в том числе по строи тельно-монтажным работам на 89 процентов, а план ввода основных фондов выполнен на 77 про центов. Однако, несмотря на систематическое не довыполнение заданий по вводу основных фондов и производственных мощностей, министерства и ве домства, как правило, выполняют и перевыполняют производственные планы.
1 Л. И. |
Бр е жне в . |
Решения |
XXIV съезда |
КПСС — боевая |
программа |
деятельности советских |
|
профсоюзов. М„ Политиздат, |
1972, стр. |
5. |
25
Эти факты свидетельствуют о том, что мини стерства и ведомства формируют проект плана капитального строительства, не учитывая в пол ной мере возможности более эффективного исполь зования действующих производственных мощностей и имеющихся резервов, а с другой стороны о том, что плановые органы, и прежде всего Госплан
СССР, недостаточно и нерешительно препятствуют необоснованным попыткам некоторых хозяйствен ников получать капитальные вложения.
На республиканском собрании партийно-хозяй ственного актива в Минске А. Н. Косыгин отметил: «Прежде чем строить, нужно тщательно взвеши вать, куда целесообразнее направить средства. Ре шение этого вопроса находится в основном в ком петенции союзных министерств, Госплана Союза. Но многое зависит и от местных органов. У от дельных руководителей не изжито еще стремление любыми способами «вырвать» побольше капитало вложений, без учета возможностей их рациональ ного использования. Нужно решительно покончить с такой практикой»1.
Положение дел в капитальном строительстве свидетельствует о том, что министерства и ведом ства-заказчики и подрядные строительные мини стерства не приняли необходимых мер по коренно му улучшению капитального строительства, выте кающих из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 года «О совер шенствовании планирования капитального строи тельства и об усилении стимулирования строи тельного производства».
Так, например, в 1973 году по 25 министерст вам и ведомствам республики недодано, в соот ветствии с нормами продолжительности строитель ства, на переходящие объекты около 40 миллионов рублей капитальных вложений, в то же время на вновь начинаемые предусматривается 128 миллио
1 «Советская Белоруссия», 17 ноября 1973 года.
26
нов рублей. Многие министерства и ведомства не обеспечили в финансовом отношении вводные объ екты. Как и в предыдущие годы, большое количест во объектов, включенных в план капитального строительства текущего года, не обеспечено в пол ном объеме проектно-сметной документацией. На конец января 1973 года отсутствовала проектно сметная документация в подрядных строительных организациях — Минпромстроя БССР по 100 объ ектам на объем работ 28,8 миллиона рублей иМинсельстроя БССР по 132 объектам на 12,5 миллиона рублей. Из года в год с большим опозданием за ключаются договоры подряда и оформляется фи нансирование в банке, что отрицательно сказыва ется на выполнении плана строительно-монтажных работ. По состоянию на 10 апреля 1973 года по БССР было согласовано с подрядчиком только 730 титульных списков, или 61 процент к плано вому их количеству, и заключено всего 698 дого воров подряда на 67 процентов объема строитель но-монтажных работ.
О серьезных недостатках в обосновании пла нов капитального строительства свидетельствуют и другие факты.
В планы капитального строительства из года в год включается значительно больше строек и объектов, чем это допустимо по имеющимся ресур сам. Не изжита практика дополнительного включе ния строек и объектов после утверждения планов.
Включение в планы капитального строительст ва строек и объектов, не обеспеченных проектно сметной документацией, финансированием, а так же после утверждения планов свидетельствует о грубейших нарушениях государственной плано вой дисциплины, которые ведут к распылению ка питальных вложений, удлинению сроков строи тельства и росту незавершенного производства, к моральному старению объектов до ввода их в дей ствие, а иногда к приостановлению и консервации строек.
27
Многолетний опыт социалистического хозяйст вования, в том числе и в условиях новой системы планирования и экономического стимулирования, свидетельствует, что одних только экономических рычагов в борьбе с этими нарушениями государст венной плановой дисциплины еще недостаточно. Необходимо повысить ответственность заказчика и подрядчика за соблюдение государственной плано вой дисциплины. Вместе с тем устранение отмечен ных недостатков требует дальнейшего совершенст вования планирования капитального строительства.
Нельзя признать прежде всего совершенной су ществующую практику планирования поставок обо рудования. Предоставление заказчику права рас поряжаться фондами на оборудование ведет к то му, что заказы на его изготовление и поставку размещаются рядом организаций, министерств и ведомств без учета технической готовности объек тов для его монтажа. Это ослабляет контроль за поставками оборудования и ведет к тому, что на объектах с высоким процентом технической готов ности его недостает, а с низким — имеются его излишки. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования планирования поставок обору дования (таблица 1).
Заслуживает внимания проводимый на отдель ных стройках производственного назначения экспе римент, суть которого сводится к расчету по опла те за укомплектованное и смонтированное обору дование. Цель опыта — повысить ответственность заводов-поставщиков за своевременное и качест венное укомплектование строек и объектов обо рудованием, а заказчика — за своевременную под готовку объекта для монтажа и опробования. По нашему мнению, следует повсеместно перейти на расчеты за укомплектованное и смонтированное оборудование. Ответственность за размещение за казов на изготовление оборудования и его постав ку должна лечь на вновь организованные хозрас четные организации «Главсоюзкомплекты», кото-
28
Таблица 1
Неустановленное |
оборудование |
на складах |
|
||||
в капитальном строительстве |
|
|
|
|
|||
(без сданного в монтаж и резервного) |
|
|
|||||
|
|
|
|
в миллионах рублей |
|||
|
1965 год |
1966 год |
1967 год |
1968 год |
1969 год |
1970 год |
1971 год |
Неустановленного |
|
|
|
|
|
|
|
оборудования: |
53,7 |
72,0 |
131,8 |
196,7 |
199,3 |
144,3 |
103,4 |
всего |
|||||||
в том числе |
44,0 |
50,7 |
55,5 |
81,1 |
97,2 |
88,6 |
77,5 |
отечественное |
|||||||
импортное |
9,7 |
21,3 |
76,3 |
115,6 |
102,1 |
55,7 |
25,9 |
рые включаются в процесс строительного произ водства на правах субподрядчика и будут выполнять роль посредников между генеральным подрядчиком и машиностроительными отраслями. Такие комплектующие организации будут иметь возможность не только вести учет поступающего на стройки оборудования, но и маневрировать обо рудованием с целью ускорения его монтажа на объектах с высоким процентом технической готов ности, включенных в план капитального строитель ства и в титульные списки и имеющих проектно сметную документацию. Все это исключает возмож ность (которой нередко пользовались нерадивые хозяйственники) поставок оборудования на строй ки и объекты, строительство которых в данном го ду не предусматривается, либо не обеспеченные проектно-сметной документацией.
В новых условиях хозяйствования основным показателем плана капитального строительства является ввод основных фондов и мощностей. Между тем заказчик заинтересован во включении большего количества строек и объектов, в выпол
29