Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
ведущие так называемые базшные исследования. Главная за дача таких отделов - не в тон, чтобы самостоятельно полу чить какой-либо резкльтет в области фундаментальных неук, а в тон, чтобы следить за развитием теоретической науки во всем мире, анализировать результаты и определять рабо ту звеньев прикладных исследований.
Вообще, многие промышленные компании Запада очитают
важной следующую |
проблему: |
какой |
объем "независимых" ис |
следований должны |
проводить сани |
предприятия, чтобы обес |
|
печить для себя |
выработку |
правильной научно-технической |
политики. Эта проблема важна и в наших уоловиях. Необходимо также в нашей промышленности уоилить ин -
формационную олужбу. На каждом предприятии должны быть специальные центры, обеспечивающие постоянный приток све жей, достоверной и комплексной научно-техничеокой информа ции.
Четвертая стадия научно-цроизводотвенйого цикла - тех нологическая подготовка производства. На этой стадии созда ются реальные уоловия для функционирования открытия, т .е .
готовятся необходимое оборудование, материалы, разрабаты ваются способ организации использования открытия, средотва управления технологическим процессом и производственного контроля, отроятоя крупные опытные установки.
Пятая стадия - создание реальных мощностей, необходи мых для функционирования открытия, воплощение его в реаль ную технику, технологию или организационную систему. На данном этапе требуются ооновные производственные капитало вложения, причем, целевые капиталовложения (вложения не посредственно в мощности, необходимые для воплощения откры тия в "натуру") рождают сложные цепочки сопряженных капита ловложений.
32
Шеотая стадия - развитие нововведения. |
Здесь |
проис |
|
ходит повышение реальной эффективности открытия |
и его на |
||
дежное ти. По времени этот этап занимает едва |
ли |
не |
основ |
ную чаоть научно-производственного цикла. |
|
|
|
К существенным факторам, одерживающим реализацию до стижений науки в практике, можно отнеоти "разрывы" связей между звеньями научно-проиэводотвенного цикла. Особенно ощущавтоя на практике разобщеннооть в работе конструктор ского и технологического звеньев. Кы уже говорили об отно сительной слабости исследовательской и экспериментальной базы производства. Но, пожалуй, еще более олабое звено - технологическая служба. Сейчас в машиностроении на одно го технолога, который отвечает за выпуск в производство новых изделий, приходится 5-6 конструкторов. Обеопечить в
этих условиях достаточную "технологичность" конструкций ( т .е . их удовлетворительную проработку с точки зрения ма
териалоемкости, |
трудоемкости, |
экономичности, удобства |
в |
эксплуатации и |
т . д . ) крайне трудно. По мнению некоторых ав |
||
торов, желательно, чтобы в машиностроении на I исследовате |
|||
ля приходилось 2 конструктора, |
на 2 конструкторов - I |
тех |
|
нолог и 6-8 квалифицированных |
рабочих22. |
|
Чаото можно встретить попытки обойти этап полного ос
воения и |
развития новшеств, который неудачно именуетоя "до |
водкой". |
Тем оамым принижается значение конечного, решающе |
го звена |
научно-производственного цикла. Это ведет к излиш |
ним потерям времени |
и |
заниженному эффекту внедряемого |
от |
||
крытия. |
|
|
|
|
|
22 |
См., |
в |
частности, Е. Р а к о в о к и й . |
"Планов |
|
хозяйотво", |
1966, |
№ |
7 , |
отр. 18. |
|
33
Анализ реализации достижений науки в практике пока зывает, что наибольшая задержка открытий происходит "на отыках" различных отадий научно-производственного цикла. Так, воли вое научные разработки учреждений СО АН СССР, предложенные производству за последние Ю лет и остав шиеся нереализованными в практике, принять за 1 0 0 % ,то, по предварительный данный, 20% из них не внедрено из-за неполной завериеннооти ( т .е . недостаточной разработанно сти в прикладном отношении, отсутствия достоверных дан ных экспериментальной и опытно-промышленной проверки,ма лой надежности в эксплуатации). Эти работы как бы "за-
отряли" на стыке между фундаментальными исследованиями и НИР и ОКР; не реализовано и з-за нехватки у предприятий оборудования, материалов, ассигнований, необходимых для организации технологической подготовки производства. Эта часть работ, таким образом, прошла НИР и ОКР, но "эаотряла" на стадии организации технологии; 46$ внедрено из-за
того, |
что |
по этим работам |
все еще не закончился процесс |
|
"согласования", "увязок" |
и т .д . |
В сущности большую часть |
||
этих |
работ |
можно отнести |
либо к |
первой из вышеназванных, |
либо ко второй группе невнедренных разработок, так как бесконечные "увязки" происходят из-за нехватки у предпри ятий собственных ресурсов для организации научно-производ- отвенного цикла. И только 9$ приходится на разработки.не реализуемые по другим причинам (в том числе из-за малой эффективности)2?32
23 Приведенная группировка причин, препятствующих внедрению достижений науки, выполнена совместно о Н.А.Да-
ниловцевым.
34
Следует |
подчеркнуть, что узкий, |
упрощенческий подход |
к внедрения |
открытий в производство |
неоовмеотин с ньшеш- |
ниии масштабами научно-техничеокого прогресоа. Преодоле ние такого подхода предполагает оерьезную теоретическую проработку вопрооов организации научно-производственного цикла о позиций оиотемного анализа.
Вопрос о отадиях продвижения научно-технических зна ний от открытия до материального воплощения требует тща тельной теоретический разработки. В литературе можно встре
тить несколько иное |
описание |
"звеньев цепи" научно-произ |
|
водственного цикла. |
Например, |
Э.Яяч дает |
такую характе |
ристику шести фаз научных исследований и их реализации в производстве: фаза открытия, фаза изобретения, фаза вопло« щения, фаза разработки (развития). За этими четырьмя фаза ми следует инженерная (пятая) фаза, ведущая к функционирую
щей |
технологической оиотеме, т .е . к какому-либо |
устройству, |
процессу, техническому оредотву. Пооле этого идет |
шестая |
|
фаза |
- так называемое горизонтальное перемещение |
техноло - |
гии, т .е . эксплуатация нововведения, его коммерческая реа лизации и распространение2^.
Поскольку работа наша нооит постановочный характер,мы не будем вдаваться в разбор названной и других точек зре ния относительно стадий научно-производственного цикла.
Здеоь нужно просто подчеркнуть важность определения этих стадий как автономных и в то же время тесно связанных меж ду ообой ступеней в продвижении научных идей от исследова ний до производогва."Н'аи необходима всесторонняя разра ботке проблем*научно-технического прогресса, - говорит ся в докпаде'А.Н. Косыгина о Директивах ХХТУ съезда42
24 |
Э р и х |
Я |
н ч. Прогнозирование |
научно-техни |
ческого |
прогресса. |
М., |
"Прогресс", 1970, стр. |
23. |
35
КПСС по пяталетнему плану. - Должнв быть улучшена сис теме показателей народнохозяйственного плана, ориен тирующих все хозяйственные звенья не повышение тех нического уровня производстве, скорейшее внедрение результатов научных исследований, систематическое об новление продукции"^
Замкнутый характер
Г |
Путь идей от исследований до производства нооит |
аа - |
||||
! |
мкнутый характер. Научно-производотвеняый цикл |
|
- |
это |
||
|
именно цикл. Только в его конечной звене вероятность ус |
|||||
|
пешного применения открытия достигает 100# (практика |
- |
||||
|
критерий иотины). Вместе с те*, конечное звено одного |
|
||||
|
цикла предотавляет собой переход к началу нового научно- |
|||||
|
рроизводствеиного цикла, так как здесь рождаются |
новые |
||||
|
импульсы для перехода на еще более высокий технодогичео- |
|||||
| |
кий, технический или организационный уровень производст |
|||||
|
ва (см. схему). |
|
|
|
|
|
|
Мы часто говорим о влиянии науки на производство.Од |
|||||
|
нако в свою очередь производство оказывает не меньшее вли |
|||||
|
яние на науку. Этот момент оообенно подчеркивал |
|
энгельо:52 |
|||
|
25 |
"Правда", |
7 апреля 1971 г . "Цикл |
(колесо, круг, |
||
|
кругооборот) - совокупность каких-либо явлений, работ,про |
|||||
|
цессов, совершающих законченный круг развития |
в |
течение |
|||
|
какого-либо |
промежутка |
времени, например, цикл в производ |
|||
|
стве "("Краткий словарь |
иностранных слов", М., |
Госиздат, |
|||
|
1951, стр. |
ОДО). |
|
|
|
|
36
Схема научно-производственного цинла
До оих пор хвастливо выставляют напоказ только то, чем производство обязано науке; но наука обязана производст ву бесконечно большим" .
Вахво иметь в виду, что вместе с производством про дукта воспроизводятся и знания о нем.Последовательный пе
реход |
к оозданию все более совершенных продуктов |
(уст |
ройств, |
технических средств, аппаратов, материалов |
и |
т . д . ) выотупает и как расширенное воспроизводство научнотехнических знаний. Поэтому этап внедрения токе представ ляет ообой научный поиок. Здеоь логически завершается один круг опирали и начинается другой. Новые явления и факты, появляющиеся в процессе внедрения открытия и его использования, прогрессивные материалы, приборы, аппара
ты, созданные при его внедрении, дают новую пищу |
для |
прикладных исследований и экспериментирования и , |
следо |
вательно, для начала новой спирали научно-производствен ного цикла.
Поскольку материальное производство все в большей ме ре становится ареной реализации научио-техничеоких про грамм, возрастают величина и значение информационного эф
фекта, т .е . |
потока информации, который идет из производ |
|||||
ства в сферу |
науки. И это надо считать |
важнейшим ускори |
||||
телем роста темпов и масштабов научного поиска. |
|
|
||||
Научно-производственный цикл может быть полным и не |
||||||
полным |
(укороченным). Иными словами, |
перестройка техни |
||||
ки, технологии и оргсистем на базе науки далеко |
не |
во |
||||
всех случаях |
предполагает |
прохождение |
открытием |
|
воех62 |
|
26 |
|
¡ ( . П а р к о |
и ф. Э н г |
е л ь с. |
Сочинения, |
|
т . 20, |
стр. |
501. Примечание. |
|
|
|
38
указанных выше с т а д и й . Некоторые из этих отадий могут полноотью или частично выпадать, и это крайне важно учи тывать при организации технического прогресса на пред
приятиях.
Полный научно-производственный цикл, т .е . наличие воех этапов прохождения открытием от исследований до массового производства, бывает при первоначальном внед рении новшеотв, когда еще в практике нет примера и вое
приходится создавать заново. |
|
В каждой отрасли должны быть свои "лидеры", |
т .е . |
предприятия, которые первыми осваивают то или иное нов шество и, следовательно, в полной мере берут на себя риск и повышенные затраты. Такие предприятия, очевидно, заслуживают всяческого поощрения. Целесообразно проду мать оистему кредитования и финансирования этих предпри ятий. Конечно, лидеры могут меняться. Но если открытие создано и реализовано на одном из предприятий, то нет смыола весь процесс по его освоению повторять заново на других предприятиях. Достаточно перенять опыт и восполь зоваться результатами НИР и иКР предприятия-лидера. В этом случае мы сталкиваемся с укороченным научно-произ водственным циклом, в результате чего ускоряется и уде шевляется внедрение новшеств.
Укороченный научно-производственный цикл возникает и в других случаях. Например, когда в ходе реализации какого-то открытия неожиданно обнаруживается новый ре зультат, который, в свою очередь, получает применение в производстве. Здесь мы оталкиваемся с эффектом, близко напоминающим эффект "утилизации" побочных продуктов или