Файл: Каныгин, Ю. М. Научно-производственный цикл (вопросы теории и организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ведущие так называемые базшные исследования. Главная за­ дача таких отделов - не в тон, чтобы самостоятельно полу­ чить какой-либо резкльтет в области фундаментальных неук, а в тон, чтобы следить за развитием теоретической науки во всем мире, анализировать результаты и определять рабо­ ту звеньев прикладных исследований.

Вообще, многие промышленные компании Запада очитают

важной следующую

проблему:

какой

объем "независимых" ис­

следований должны

проводить сани

предприятия, чтобы обес­

печить для себя

выработку

правильной научно-технической

политики. Эта проблема важна и в наших уоловиях. Необходимо также в нашей промышленности уоилить ин -

формационную олужбу. На каждом предприятии должны быть специальные центры, обеспечивающие постоянный приток све­ жей, достоверной и комплексной научно-техничеокой информа­ ции.

Четвертая стадия научно-цроизводотвенйого цикла - тех­ нологическая подготовка производства. На этой стадии созда­ ются реальные уоловия для функционирования открытия, т .е .

готовятся необходимое оборудование, материалы, разрабаты­ ваются способ организации использования открытия, средотва управления технологическим процессом и производственного контроля, отроятоя крупные опытные установки.

Пятая стадия - создание реальных мощностей, необходи­ мых для функционирования открытия, воплощение его в реаль­ ную технику, технологию или организационную систему. На данном этапе требуются ооновные производственные капитало­ вложения, причем, целевые капиталовложения (вложения не­ посредственно в мощности, необходимые для воплощения откры­ тия в "натуру") рождают сложные цепочки сопряженных капита­ ловложений.

32

Шеотая стадия - развитие нововведения.

Здесь

проис­

ходит повышение реальной эффективности открытия

и его на­

дежное ти. По времени этот этап занимает едва

ли

не

основ­

ную чаоть научно-производственного цикла.

 

 

 

К существенным факторам, одерживающим реализацию до­ стижений науки в практике, можно отнеоти "разрывы" связей между звеньями научно-проиэводотвенного цикла. Особенно ощущавтоя на практике разобщеннооть в работе конструктор­ ского и технологического звеньев. Кы уже говорили об отно­ сительной слабости исследовательской и экспериментальной базы производства. Но, пожалуй, еще более олабое звено - технологическая служба. Сейчас в машиностроении на одно­ го технолога, который отвечает за выпуск в производство новых изделий, приходится 5-6 конструкторов. Обеопечить в

этих условиях достаточную "технологичность" конструкций ( т .е . их удовлетворительную проработку с точки зрения ма­

териалоемкости,

трудоемкости,

экономичности, удобства

в

эксплуатации и

т . д . ) крайне трудно. По мнению некоторых ав­

торов, желательно, чтобы в машиностроении на I исследовате­

ля приходилось 2 конструктора,

на 2 конструкторов - I

тех­

нолог и 6-8 квалифицированных

рабочих22.

 

Чаото можно встретить попытки обойти этап полного ос­

воения и

развития новшеств, который неудачно именуетоя "до­

водкой".

Тем оамым принижается значение конечного, решающе­

го звена

научно-производственного цикла. Это ведет к излиш­

ним потерям времени

и

заниженному эффекту внедряемого

от­

крытия.

 

 

 

 

 

22

См.,

в

частности, Е. Р а к о в о к и й .

"Планов

хозяйотво",

1966,

7 ,

отр. 18.

 

33


Анализ реализации достижений науки в практике пока­ зывает, что наибольшая задержка открытий происходит "на отыках" различных отадий научно-производственного цикла. Так, воли вое научные разработки учреждений СО АН СССР, предложенные производству за последние Ю лет и остав­ шиеся нереализованными в практике, принять за 1 0 0 % ,то, по предварительный данный, 20% из них не внедрено из-за неполной завериеннооти ( т .е . недостаточной разработанно­ сти в прикладном отношении, отсутствия достоверных дан­ ных экспериментальной и опытно-промышленной проверки,ма­ лой надежности в эксплуатации). Эти работы как бы "за-

отряли" на стыке между фундаментальными исследованиями и НИР и ОКР; не реализовано и з-за нехватки у предприятий оборудования, материалов, ассигнований, необходимых для организации технологической подготовки производства. Эта часть работ, таким образом, прошла НИР и ОКР, но "эаотряла" на стадии организации технологии; 46$ внедрено из-за

того,

что

по этим работам

все еще не закончился процесс

"согласования", "увязок"

и т .д .

В сущности большую часть

этих

работ

можно отнести

либо к

первой из вышеназванных,

либо ко второй группе невнедренных разработок, так как бесконечные "увязки" происходят из-за нехватки у предпри­ ятий собственных ресурсов для организации научно-производ- отвенного цикла. И только 9$ приходится на разработки.не­ реализуемые по другим причинам (в том числе из-за малой эффективности)2?32

23 Приведенная группировка причин, препятствующих внедрению достижений науки, выполнена совместно о Н.А.Да-

ниловцевым.

34

Следует

подчеркнуть, что узкий,

упрощенческий подход

к внедрения

открытий в производство

неоовмеотин с ньшеш-

ниии масштабами научно-техничеокого прогресоа. Преодоле­ ние такого подхода предполагает оерьезную теоретическую проработку вопрооов организации научно-производственного цикла о позиций оиотемного анализа.

Вопрос о отадиях продвижения научно-технических зна­ ний от открытия до материального воплощения требует тща­ тельной теоретический разработки. В литературе можно встре­

тить несколько иное

описание

"звеньев цепи" научно-произ­

водственного цикла.

Например,

Э.Яяч дает

такую характе­

ристику шести фаз научных исследований и их реализации в производстве: фаза открытия, фаза изобретения, фаза вопло« щения, фаза разработки (развития). За этими четырьмя фаза­ ми следует инженерная (пятая) фаза, ведущая к функционирую­

щей

технологической оиотеме, т .е . к какому-либо

устройству,

процессу, техническому оредотву. Пооле этого идет

шестая

фаза

- так называемое горизонтальное перемещение

техноло -

гии, т .е . эксплуатация нововведения, его коммерческая реа­ лизации и распространение2^.

Поскольку работа наша нооит постановочный характер,мы не будем вдаваться в разбор названной и других точек зре­ ния относительно стадий научно-производственного цикла.

Здеоь нужно просто подчеркнуть важность определения этих стадий как автономных и в то же время тесно связанных меж­ ду ообой ступеней в продвижении научных идей от исследова­ ний до производогва."Н'аи необходима всесторонняя разра­ ботке проблем*научно-технического прогресса, - говорит­ ся в докпаде'А.Н. Косыгина о Директивах ХХТУ съезда42

24

Э р и х

Я

н ч. Прогнозирование

научно-техни­

ческого

прогресса.

М.,

"Прогресс", 1970, стр.

23.

35


КПСС по пяталетнему плану. - Должнв быть улучшена сис­ теме показателей народнохозяйственного плана, ориен­ тирующих все хозяйственные звенья не повышение тех­ нического уровня производстве, скорейшее внедрение результатов научных исследований, систематическое об­ новление продукции"^

Замкнутый характер

Г

Путь идей от исследований до производства нооит

аа -

!

мкнутый характер. Научно-производотвеняый цикл

 

-

это

 

именно цикл. Только в его конечной звене вероятность ус­

 

пешного применения открытия достигает 100# (практика

-

 

критерий иотины). Вместе с те*, конечное звено одного

 

 

цикла предотавляет собой переход к началу нового научно-

 

рроизводствеиного цикла, так как здесь рождаются

новые

 

импульсы для перехода на еще более высокий технодогичео-

|

кий, технический или организационный уровень производст­

 

ва (см. схему).

 

 

 

 

 

Мы часто говорим о влиянии науки на производство.Од­

 

нако в свою очередь производство оказывает не меньшее вли­

 

яние на науку. Этот момент оообенно подчеркивал

 

энгельо:52

 

25

"Правда",

7 апреля 1971 г . "Цикл

(колесо, круг,

 

кругооборот) - совокупность каких-либо явлений, работ,про­

 

цессов, совершающих законченный круг развития

в

течение

 

какого-либо

промежутка

времени, например, цикл в производ­

 

стве "("Краткий словарь

иностранных слов", М.,

Госиздат,

 

1951, стр.

ОДО).

 

 

 

 

36


Схема научно-производственного цинла

До оих пор хвастливо выставляют напоказ только то, чем производство обязано науке; но наука обязана производст­ ву бесконечно большим" .

Вахво иметь в виду, что вместе с производством про­ дукта воспроизводятся и знания о нем.Последовательный пе­

реход

к оозданию все более совершенных продуктов

(уст­

ройств,

технических средств, аппаратов, материалов

и

т . д . ) выотупает и как расширенное воспроизводство научнотехнических знаний. Поэтому этап внедрения токе представ­ ляет ообой научный поиок. Здеоь логически завершается один круг опирали и начинается другой. Новые явления и факты, появляющиеся в процессе внедрения открытия и его использования, прогрессивные материалы, приборы, аппара­

ты, созданные при его внедрении, дают новую пищу

для

прикладных исследований и экспериментирования и ,

следо­

вательно, для начала новой спирали научно-производствен­ ного цикла.

Поскольку материальное производство все в большей ме­ ре становится ареной реализации научио-техничеоких про­ грамм, возрастают величина и значение информационного эф­

фекта, т .е .

потока информации, который идет из производ­

ства в сферу

науки. И это надо считать

важнейшим ускори­

телем роста темпов и масштабов научного поиска.

 

 

Научно-производственный цикл может быть полным и не­

полным

(укороченным). Иными словами,

перестройка техни­

ки, технологии и оргсистем на базе науки далеко

не

во

всех случаях

предполагает

прохождение

открытием

 

воех62

26

 

¡ ( . П а р к о

и ф. Э н г

е л ь с.

Сочинения,

т . 20,

стр.

501. Примечание.

 

 

 

38


указанных выше с т а д и й . Некоторые из этих отадий могут полноотью или частично выпадать, и это крайне важно учи­ тывать при организации технического прогресса на пред­

приятиях.

Полный научно-производственный цикл, т .е . наличие воех этапов прохождения открытием от исследований до массового производства, бывает при первоначальном внед­ рении новшеотв, когда еще в практике нет примера и вое

приходится создавать заново.

 

В каждой отрасли должны быть свои "лидеры",

т .е .

предприятия, которые первыми осваивают то или иное нов­ шество и, следовательно, в полной мере берут на себя риск и повышенные затраты. Такие предприятия, очевидно, заслуживают всяческого поощрения. Целесообразно проду­ мать оистему кредитования и финансирования этих предпри­ ятий. Конечно, лидеры могут меняться. Но если открытие создано и реализовано на одном из предприятий, то нет смыола весь процесс по его освоению повторять заново на других предприятиях. Достаточно перенять опыт и восполь­ зоваться результатами НИР и иКР предприятия-лидера. В этом случае мы сталкиваемся с укороченным научно-произ­ водственным циклом, в результате чего ускоряется и уде­ шевляется внедрение новшеств.

Укороченный научно-производственный цикл возникает и в других случаях. Например, когда в ходе реализации какого-то открытия неожиданно обнаруживается новый ре­ зультат, который, в свою очередь, получает применение в производстве. Здесь мы оталкиваемся с эффектом, близко напоминающим эффект "утилизации" побочных продуктов или