Файл: Зельцер, П. Н. Машинист грейдер-элеватора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при полностью поднятой плужной балке. Для уменьшения потерь грунта зазор между но­ жом и лентой транспортера должен быть ми­ нимальным, но не менее 70—80 мм во избежа­ ние порезов ленты. Чтобы не вызвать порезов ленты грунтоулавливателем, необходимо, что­ бы его трубчатая кромка, нависающая над транспортером, отстояла от ленты на 100—

120мм.

Вэлектрооборудование грейдер-элеватора входят: электрооборудование управления электрогидрозолотниками (рис. 15) и электро­ оборудование двигателя СМД-14К (рис. 16).

Генератор синхронный, однофазный, пе­ ременного тока, напряжением 120 в, мощно­ стью 0,75 кет марки АП-22 является источни­ ком тока. Он приводится во вращение от шки­ ва, сидящего на передней шейке коленчатого вала двигателя. Управляют электрогидрозо­ лотниками кнопками 1К- панели управления (рис. 17), которые располагаются в кабине трактора. Один из магнитов злектрогидрозолотника выключения муфты сцепления не используют, он является запасным. Предо­ хранители 1ПР защищают электрооборудова­ ние управления электрогидрозолотниками от коротких замыканий и перегрузок.

В электрооборудование управления элект­ рогидрозолотниками входят:

1) источник тока — генератор постоянного тока и аккумуляторная батарея ІА (12 в);

2)система пуска двигателя (при наличии стартера);

3)контрольно-измерительные приборы;

4)осветительные приборы;

5)провода.

39


Рис. 17. Пульт управления

1 — панель; 2 — кнопки управления

электрогидрозолот­

никами; 3 — кожух; 4 — кронштейн,

закрепляемый в к а ­

бине трактора

 

Рис. 18.

Аппаратурный

щиток двигателя

 

/ — указатель давления масла; 2

— предохранитель;

3 —

выключатель;

4 — указатель

температуры воды;

5 —

-лампа подсветки; 6 — указатель

температуры масла;

 

7 — кожух; $ — ампермётр

 

40

Аккумуляторная батарея и генератор ра­ ботают совместно через реле-регулятор РР Работу двигателя контролируют при помощи приборов, расположенных на аппаратурном щитке (рис. 18). Аппаратурный щиток уста­ новлен на передней части рамы грейдер-эле­ ватора. Освещение грейдер-элеватора включа­ ет в себя две фары и 2Ф, а также лампу Л (см. рис. 16) аппаратурного щитка. Включе­ ние приборов освещения аппаратурного щит­ ка и фар осуществляется соответственно вы­ ключателями ВЗ, В2 и В1, расположенными на аппаратурном щитке. Указатели давления и температуры масла и воды на аппаратурном щитке соединены с соответствующими датчи­ ками Дз, Дз и Ді установленными на двигате­ ле. На кронштейне крепления топливного ба­ ка установлен включатель ВМ для включения перед работой и отключения после рабо­ ты «массы» аккумулятора. От короткого замыкания и перегрузок электрооборудование двигателя защищено термобиметаллическими предохранителями 2ПР и ЗПР с однократным размыканием цепи. Для последующего замы­ кания контактов необходимо произвести на­ жатие кнопок предохранителей.

Управление подачей топлива двигателя (рис. 19) состоит из рычага, который вместе с кронштейном устанавливается в кабине трак­ тора. Рычаг с помощью клиновой втулки под­ соединяется к стальному канату, скользящему в неподвижно закрепленной оболочке. Пере­ мещение рычага через канат передается тяге через двуплечий рычаг, расположенный на оси, и на рычаг регулятора топливного насоса.

Гидравлическое и ручное управление муф­ той сцепления двигателя (рис. 20). Управлять

41


Рис. 19. Управление подачей топлива

/ — рычаг подачи топлива;

2 — кронштейн;

3 — клино­

вая

втулка; 4 — штуцер;

5 — оболочка

троса; 6 —

трос

мотоциклетный; 7

— тяга; 8 — ось;

9 — пружи­

на;

10 — тяга; / / — рычаг

регулятора

топливного

 

насоса

двигателя

 

Рис. 20. Гидравлическое и , ручное управление муфтой сцепления двигателя

/ — рычаг муфты сцепления двигателя; 2 — тяга; 3 ~ тидроцилиндр муфты сцепления; 4 — валик; 5 — рычаг; 6 — подшипник

42

муфтой сцепления можно из кабины трактора и вручную с помощью рычага. При нажатии кнопки «Выключение муфты» на панели уп­ равления гидроцилиндр воздействует на ва­ лик, который тягой выключает муфту сцепле­ ния двигателя. Конструкция гидроцилиндра позволяет включать и выключать муфту сцеп­ ления вручную.

3. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРАМИ

Грейдер-элеваторами можно возводить на­ сыпи из боковых резервов, разрабатывать выемки и неглубокие канавы, устраивать полунасыпи на косогорных участках с попереч­ ным уклоном до 10°. Грейдер-элеваторы при­ меняют при строительстве автомобильных и железных дорог, каналов и гидромелиоратив­ ных сооружений.

Возведение насыпей. Работа грейдер-элева­ тора по возведению полотна дороги (рис. 21) заключается в последовательных проходах с вырезанием слоя грунта, отваливанием его на транспортер и перемещением транспортером в сторону. Грунт грейдер-элеватором разраба­ тывается послойно на всю ширину резерва. Ширина вырезаемого слоя грунта зависит от категории грунта, (не более 0,4 м), при этом трактор передвигается вплотную к кромке бо­ розды. Рациональная глубина резания уста­ навливается за три прохода.

При резании каждого нового слоя нельзя заглублять диск сразу на полную глубину, так как лыжа транспортера не может быть уста­ новлена достаточно низко, чтобы обеспечить забор лентой транспортера срезанного грунта.

43


Насыпь для дороги ¥ кл а сса

Рис. 21. Схема возведения насыпи из боковых двусторонних резервов

Поэтому рекомендуется при первом проходепробивке заглублять диск примерно на 2U0 мм. При этом низ транспортера опускают так, чтобы между лыжей транспортера и грун­ том был минимальный зазор. Иногда первую борозду пробивают на повышенной скорости за 2—3 прохода. При втором проходе нижняя часть транспортера опускается в первую бо­ розду, диск заглубляется на 300 мм. При третьем проходе глубина резания достигает 400 мм, нижнюю часть транспортера опуска­ ют к разработанной за 2 предыдущих прохо­ да поверхности. Таким образом, увеличивает­ ся глубина резания, а при большойглубине резания грунт хорошо отваливается на транс­ портер и лучше заполняет его.

Диск заглублять надо постепенно, чтобы избежать ударной нагрузки на машину и большого накапливания грунта у транспорте­ ра. Каждый последующий проход ведут па­ раллельно предыдущему. Это достигается совмещением края гусеницы трактора-тягача с кромкой откоса борозды. Машина работает, совершая прямолинейные рейсы.

Насыпи устраивают из резервов, располо­ женных с обеих сторон (от возводимой на­ сыпи), с послойной их разработкой круговы­ ми рейсами. Размеры поперечных сечений на­ сыпей определяют длиной транспортера и пре­ дельной высотой подъема его верхнего конца. При двусторонней разработке участка цикл составляется из рабочего прохода в одном на­ правлении на протяжении всего разрабатывае­ мого участка, поворота в конце участка, рабо­ чего прохода в обратном направлении и пово­ рота в начале участка. При односторонней разработке один из проходов вдоль разраба­

46

тываемого участка будет холостым, поэтому он совершается на максимально возможной скорости передвижения. На поворотах в кон­ це разрабатываемых участков нож выглубляют, приподнимают транспортер и уменьшают обороты двигателя. Продолжительность пово­ рота грейдер-элеватора 30—50 сек.

При возведении насыпей с выемкой грунта в односторонних резервах может быть приме­ нен комбинированный способ производства работ. В этом случае грейдер-элеватор прохо­ дит по одной рабочей стороне резерва, отсы­ пая грунт непосредственно в насыпь; холостой проход целесообразно использовать для выем­ ки грунта и погрузки его в транспортные сред­ ства, которыми грунт отвозят в насыпь.

При выработке резерва более 0,8 м раз­ работка внутреннего откоса резерва с заложе­ нием 1 : 1,5 становится затруднительной. В этих условиях машина работает в наклонном положении, так как правое колесо движется по дну выемки или по откосѵ, а левые коле­ са— по поверхности земли. Транспортер ниж­ ним концом задевает за грунт, а верхним уста­ навливается под углом более 28°, что связано со сползанием грунта вниз по транспортеру. Поэтому нормально откосы могут быть полу­ чены с заложением менее 1 :1,5. Если геомет­ рические размеры возводимой насыпи не поз­ воляют целиком отсыпать ее только одним грейдер-элеватором вдоль внешней кромки насыпи на высоту до 0,5 м, то разравнивание ее с перемещением от краев к центру насыпи производят грейдером, автогрейдером или бульдозером, двигающимся вслед за грейдерэлеватором.

Оптимальная длина ,разрабатываемого

47


участка для получения высокой производи­ тельности и хорошего качества работ может быть (рекомендована 800—1000 м, при мень­ шей протяженности участка увеличивается время на повороты. Кроме того, выглубление и заглубление ножа, а также поднимание и опускание транспортера утомляют машиниста, уменьшают производительность грейдер-зле- ватора.

При большой протяженности участка из-за однообразия рельефа местности производи­ тельность также падает: снижается внимание, машиниста, что ведет к отклонению ѳт пра­ вильного направления движения, образованию неразработанных участков, на их исправление требуются дополнительные проходы прейдерэлеватора. Длину участка следует выбирать по конкретным условиям.

Для повышения производительности труда машинист увеличивает скорость движения трактора и следит, чтобы не было чрезмерно­ го раскачивания и вибрации машины. Грунт средней плотности разрабатывают на скорости 3—4 км/ч. В связи с медленным разгоном грунта на транспортере в его приемной части иногда образуются грунтовые завалы, приво­ дящие к буксованию ведущего барабана. Для ликвидации завала останавливают трактор или вы'глубляют диск на ходу машины. Резко выглублять диск на ходу нельзя. Если оста­ новка трактора не помогает, то останавливают транспортер и трактор подают назад. После ликвидации завала работу продолжают. Окон­ чательно устанавливают нож и транспортер в зависимости от состояния грунта, чтобы про­ изводительность была максимальной, а потери грунта сводились к минимуму.

48

Разработка выемок. Выемки грейдер-элева­ тором разрабатывают редко. Работы выполня­ ют аналогично отсыпке насыпей.

Разработку выемок при работе в отвал наобе стороны производят круговыми рейсами с поворотами в конце разрабатываемого участ­ ка. Резание прунта осуществляется также по-

Рис. 22. Погрузка грунта в автомашину грейдерэлеватором

слойно с перемещением его в продольные ка­ вальеры. Ширина разработанной грейдер-эле­ ватором выемки поверху может достигать 18 м. Наибольшая глубина выемки 1,5 м. При разработке выемки первые проходы грейдерэлеватора рационально начинать от краев раз­ рабатываемой выемки и заканчивать в сере­ дине (на оси). Узкие выемки разрабатывают от оси и отсыпают грунт -перекрестным спосо­ бом в продольные кавальеры, находящиеся на противоположной стороне.

49