ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
В связи со значительной производительно стью грейдер-элеватора при использовании его для погрузки грунта в транспортные сред ства следует применять автомобили и земле возы грузоподъемностью 7 г и более. Необхо дима особенная слаженность работы машини ста грейдер-элеватора и водителя автомоби ля. Транспортер должен возвышаться над на гружаемой машиной не менее 400 мм '(по са мой низкой точке). На рис. 22 показана по грузка грунта в автомашину грейдер-элева тором.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ
Грейдер-элеваторы должны выполнять ра боты в строгом соответствии с проектам и по заранее разработанным схемам производства работ. Отступления от схем производства ра бот могут быть только с согласия заказчика. Машинисты грейдер-элеватора до начала ра бот вместе с инженерно-техническим персона лом изучают проект, схемы и типовые техно логические карты.
К работе следует приступать только после предварительной подготовки участка. Участок должен быть очищен от леса, пней, кустарни ка, корневой системы и валунов. При необхо димости устраивают водоотвод и места для раз ворота и съезда грейдер-элеватора. Если на участке растет лес, его вырубают на ширину, обеспечивающую удобную работу грейдерэлеватора по запланированной схеме произ водства работ. Образовавшиеся при подгото вительных работах воронки от пней, камней и валунов засыпают. Имеющиеся на местности бугры срезают бульдозерами или автогрейде рами для свободной проходимости и нормаль ной работы грейдер-элеватора.
50
Перед возведением земляного полотна рас тительный слой грунта срезают и перемещают автоігрейдерами или грейдерами к границам полосы отвода и оставляют его там в виде ва лика с каждой стороны до отделки земляного полотна. В зоне расположения подъемных коммуникаций следует заранее предусмотреть порядок разработки грунта грейдер-элевато рами. Правильно подготовленный участок спо собствует повышению производительности грейдер-элеватора при работе.
Особенно усіпешно работают грейдеір-эле- ваторы на равнинной и слабоволнистой мест ности при линейной разработке связных грун тов нормальной влажности, не имеющих твер дых включений в виде камней, валунов и круп ных корней, при длине разрабатываемого уча стка до 1000 м. При разработке сыпучих, а также переувлажненных липких грунтов эти машины становятся менее производительны ми, так как сыпучие грунты плохо направля ются ножом на транспортер, а переувлажнен ный грунт налипает на ленту транспортера и забивает очистительный механизм, что вызы вает частые перерывы в работе.
Грейдер-элеваторы не могут быть исполь зованы для разработки каменистых грунтов, торфяников, а также для работы в мокрых за боях. Они не могут быть использованы в пере сеченной местности на сравнительно крутых косогорах, при поперечном уклоне, превыша ющем 10°, так как может произойти сполза ние грейдер-элеватора.
В зимнее время грейдер-элеваторы могут работать при глубине промерзания грунта не более 0,15 м, причем мерзлый грунт должен быть предварительно разрыхлен. Работа грей
51
дер-элеватара наиболее эффективна при непо средственном перемещении грунта-, в отвал. В этом случае технико-экономические показате ли грейдер-элеватора значительно выше по казателей других землеройных машин, выпол няющих аналогичную работу.
После окончания подготовительных работ на участке производят разбивку контура за проектированного сооружения, резервов, ка вальеров и закрепляют основные направления. Пикеты выносят за пределы земляных работ.
Возведение насыпи связано с установкой кольев по ее оси. На осевые колья набивают планки, верх которых соответствует, высоте насыпи с учетом осадки грунта. Осевые колья устанавливают через 50 м на прямых участках и через 20 м на криволинейных участках. В этом случае не требуется промежуточных за меров высоты насыпи при отсыпке грунта грейдер-элеватором, а машинист более уверен но и быстро выполняет работу. Не менее важ ным этапом работы, предшествующим перво му проходу грейдер-элеватора, является раз бивка участка земляных работ, которую про водят до начала работ, чтобы не было просто ев грейдер-элеватора. Резание (пробивка) грунта диском при первом проходе грейдерэлеватора является ответственной операцией, так как последующие проходы грейдер-элева тора и возможность выдержать .заданный про филь сооружения зависят от правильности пробивки первой борозды. Особенно важно правильно пробивать первую борозду при вол нистом рельефе местности, чтобы исключить в дальнейшем дополнительное перемещение грунта.
Пробивку первой борозды грейдер-элева
52
тором .можно вести по колышкам, по вехам и по движущимся вешкам.
При пробивке по колышкам на участке земляных работ на определенном расстоянии от оси полотна дороги забивают деревянные колышки длиной 0,7—0,8 м через 20—25 м, а на закруглениях через 10—15 м. Машинист, направляя правую гусеницу трактора-тягача по линии осей забитых колышков, может со хранять постоянное расстояние от оси кольев до дискового ножа грейдер-элеватора.
Пробивку первой борозды по вехам на участке земляных работ ведут трактором-тя гачом, который двигается по створу вех. Для этого замеряют расстояние от предполагаемой линии первого прохода до середины трактора
ипо этой оси на расстоянии 100—150 м вы ставляют вехи высотой 2—2,5 м. Машинист грейдер-элеватора направляет трактор-тягач на створ вех таким образом, чтобы вехи нахо дились в оси машины, для этого необходимо на тракторе выбрать хорошо видимый ориен тир (пробку радиатора, фары и т. д.). который
иследует держать в створе вех. Пробивку
первой борозды по вехам считают более со вершенным способом, отвечающим требовани ям прогрессивных методов труда.
Пробивка первой борозды по движущейся вешке является простым и часто применяемым способом в связи с возможностью исполь зовать уже имеющуюся разбивку элементов дороги. По этому способу необходимо опреде лить расстояние первой пробивки от оси до роги и в процессе работы выдерживать это расстояние. Для этого рабочий с вешкой, хоро шо заметной машинисту, отходит от трактора на расстояние 20—30 м. Параллельно ему по
53
оси дороги идет второй рабочий. Оба они дер жат в руках натянутый шнур или веревку длиной, равной расстоянию от оси полотна до роги до линии пробивки. Машинист направля ет машину по створу движущейся вешки, по заранее выбранному ориентиру на машине.
Для работы в ночное время одна фара ма шины освещает 'верх транспортера, а дру гая — низ транспортера и режущий орган.
Машина должна освещаться фарами, уста новленными на задней стенке кабины тракто ра. Щиток с приборами двигателя освещается лампочкой. Для осмотра машины машинист может пользоваться переносной лампочкой. Работать в ночное время следует вдвоем: машинисту и вспомогательному рабочему, последний во время работы следит за грей дер-элеватором. К работе в ночное время допускают только опытных машинистов, ко торые должны тщательно соблюдать правила техники безопасности.
При работе ів холодное время года приме няют зимние сорта смазок в механизмах и ма сел в гидросистеме и соблюдают правила эк сплуатации двигателя, других узлов и изде лий. Грунт с глубиной промерзания до 0,15 м предварительно разрыхляют на всю глубину промерзания.
При температуре ниже —5°С работать грейдер-элеватором не рекомендуется. Не сле дует также эксплуатировать машину в дожд ливую погоду: мокрый грунт налипает на дви жущиеся части транспартера, транспортерную ленту, что приводит к их быстрому износу. Поэтому как только начинается дождь, маши ну следует остановить, а выхлопную трубу двигателя закрыть заглушкой. Приступать к
54
работе можно после полного высыхания почвы (допускается небольшой ‘влажный слой на поверхности грунта толщиной до 0,1 м).
5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРОВ
Грейдер-элеваторы работают в очень тя желых условиях, поэтому детали их изнаши ваются быстро. Они изменяют свою первона чальную форму и размеры, нарушаются зазо ры в сопряжениях, растут ударные нагрузки и детали разрушаются. Достижение .высокой производительности грейдер-элеватора тре бует знания и выполнения правил эксплуата ции, бережнаго отношения к механизмам.
Большое значение имеет использование грейдер-элеватора на работах, соответствую щих профилю и назначению машины. Несвое временное соблюдение правил технической экс плуатации может привести к аварии и вызвать длительные простои. Своевременное и пра вильное техническое обслуживание грейдерэлеватара обеспечивает бесперебойную высо копроизводительную работу.
Как правило, трейдер-элеваторы работают в пунктах, далеко отстоящих от ремонтных мастерских. Техническое обслуживание произ водит персонал, обслуживающий машину в полевых условиях. Это обстоятельство требует соответствующих знаний и навыков машини ста, работающего на грейдер-элеваторе. В пе риод эксплуатации необходимо после каждого транспортного пробега (не реже одного раза в неделю) проверять и подтягивать гайки крепления колес и крепления хомутов, прове рять давление в шинах, которое должно быть от 5,5 до 4,6 кгс/сма. Не реже одного раза в ме
55
сяц необходимо набивать ступицы колес све жим солидолом, а загрязненную смазку уда лять.
Перед началом /работы верх транспортера должен быть /поднят на нужную высоту. При погрузке грунта в транспортные средства низ ■ведущего барабана должен быть примерно на высоте 400—500 мм над выступающими частя ми транспортных средств. При работе в отвал низ барабана должен быть на высоте пример но 1000 мм над насыпью. Угол подъема тран спортера не должен превышать 25°. Необходи мо /следить, чтобы из-за неправильной регули ровки подвесок не возникали перекосы тран спортера и чтобы цепная растяжка не мешала при подъеме нижней части транспортера в транспортное положение и гари опускании ее в рабочее положение. Она должна быть пред варительно ослаблена во избежание возмож ного обрыва цепей.
Чтобы перед лыжей не скапливалась большая призма волочения, следует припод нять нижнюю часть транопортера. Влажный грунт налипает на 'поверхность поддержива ющих роликов, и это является причиной сбегания ленты. Поэтому нужно следить за по верхностью роликов и регулярно очищать их. При работе на известковых грунтах лента мо жет выйти из строя из-за разъедания ее известью. Поэтому после окончания работ нужно смывать грунт с ленты. Надо оберегать ленту от ночных заморозков. Все появившиеся дефекты ленты следует немедленно, исправ лять. Не допускать буксования ленты. Ось сшивки ленты должна быть зашплинтована на обоих концах и не выхрдить за кромку ленты. Следует своевременно менять изно-
65
шейные петли, ленты. Ролики транспортера должны легко вращаться от руки.
Во время работы 2—3 раза в день следует осматривать состояние нижней и верхней за щитных решеток транспортера, проверять, не греются ли редукторы ведущего барабана и шнека, вращается ли шнек и очищать окна для выхода грунта в нижней секции; следить, чтобы винты, фиксирующие трубу кардана от соскальзывания со шлицевых валов, были на месте. Ежедневно перед работой внимательно осматривают транспортер и все его узлы с целью выявления дефектов. После окончания работы очищают транспортер от грунта и опу скают его вниз до отказа. Раз в две недели подтягивают все болтовые соединения и ос матривают сварные швы рамы транспортера. При снятии ленты с транспортера проверяют, плотно ли прилегает очистной нож к поверхно сти ведомого барабана (зазор должен быть 1—2 мм). Желоб шнека должен равномерно прилегать к шнеку с зазором около 6 мм. Раз в месяц производят смену смазки в корпусах редукторов ведущего и ведомого бараба нов. При эксплуатации машины периодически
следят, |
чтобы не было чрезмерного |
нагрева |
||
элементов |
трансмиссии, |
чтобы не |
вытекало |
|
масло |
из |
редукторов, |
проверяют |
крепле |
ние вращающихся деталей стопорными вин тами (винты фиксируют пружинными кольца ми или затягивают контргайками). Отсут ствие фиксации вращающихся деталей может привести к серьезным -поломкам трансмиссии и несчастным случаям.
Техническое обслуживание двигателя про
изводят но соответствующей инструкции. Ежедневно проверяют наличие смазки в ре
57
дукторах (при необходимости доливают мас ло) и заправляют смазкой карданные сочле нения валов. Периодически смазывают теле скопические соединения карданных валов и набивают густой смазкой подшипники каче ния. При работе редукторы не должны нагре ваться выше 70°С, стук и дробный перекат шестерен не допускаются. Периодически про веряют натяжение цепи привода шнека. При нажатии на цепь (посредине между звездочка ми прогиб должен быть 15—25 мм. Натяжение цепи производят перестановкой шайб крепле ния (привода очистительного механизма из-под головки болтов —под подошву корпуса, а при необходимости из цепи исключают пере ходное звено. Цепь еженедельно смазывают автолом с помощью кисти при выключенном транспортере. Раз в месяц цепь снимают, про мывают в керосине. После просушки цепь по гружают в нагретый автол на 15—20 мин.
При срезании предохранительных штифтов на промежуточном валу и на валу привода шнека штифты заменяют запасными, прилагае мыми к машине. До установки новых штифтов устраняют причину, вызванную перегрузкой трансмиссии, и проверяют правильность рабо ты предохранительных устройств. Применять гвозди, болты взамен штифтов, изготовленных заводом, запрещается. Все операции обслужи вания производят при неработающем двигате ле и выключенной трансмиссии. Соты радиа торов и сетку воздухозаборника двигателя периодически очищают от пыли.
Грейдер-элеватор поставляют, потребителю с гидросистемой, заполненной маслом «инду стриальным 20» («веретенным 3»).
Никакие монтажные работы гидропривода
58