Файл: Зельцер, П. Н. Машинист грейдер-элеватора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи со значительной производительно­ стью грейдер-элеватора при использовании его для погрузки грунта в транспортные сред­ ства следует применять автомобили и земле­ возы грузоподъемностью 7 г и более. Необхо­ дима особенная слаженность работы машини­ ста грейдер-элеватора и водителя автомоби­ ля. Транспортер должен возвышаться над на­ гружаемой машиной не менее 400 мм '(по са­ мой низкой точке). На рис. 22 показана по­ грузка грунта в автомашину грейдер-элева­ тором.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

Грейдер-элеваторы должны выполнять ра­ боты в строгом соответствии с проектам и по заранее разработанным схемам производства работ. Отступления от схем производства ра­ бот могут быть только с согласия заказчика. Машинисты грейдер-элеватора до начала ра­ бот вместе с инженерно-техническим персона­ лом изучают проект, схемы и типовые техно­ логические карты.

К работе следует приступать только после предварительной подготовки участка. Участок должен быть очищен от леса, пней, кустарни­ ка, корневой системы и валунов. При необхо­ димости устраивают водоотвод и места для раз­ ворота и съезда грейдер-элеватора. Если на участке растет лес, его вырубают на ширину, обеспечивающую удобную работу грейдерэлеватора по запланированной схеме произ­ водства работ. Образовавшиеся при подгото­ вительных работах воронки от пней, камней и валунов засыпают. Имеющиеся на местности бугры срезают бульдозерами или автогрейде­ рами для свободной проходимости и нормаль­ ной работы грейдер-элеватора.

50


Перед возведением земляного полотна рас­ тительный слой грунта срезают и перемещают автоігрейдерами или грейдерами к границам полосы отвода и оставляют его там в виде ва­ лика с каждой стороны до отделки земляного полотна. В зоне расположения подъемных коммуникаций следует заранее предусмотреть порядок разработки грунта грейдер-элевато­ рами. Правильно подготовленный участок спо­ собствует повышению производительности грейдер-элеватора при работе.

Особенно усіпешно работают грейдеір-эле- ваторы на равнинной и слабоволнистой мест­ ности при линейной разработке связных грун­ тов нормальной влажности, не имеющих твер­ дых включений в виде камней, валунов и круп­ ных корней, при длине разрабатываемого уча­ стка до 1000 м. При разработке сыпучих, а также переувлажненных липких грунтов эти машины становятся менее производительны­ ми, так как сыпучие грунты плохо направля­ ются ножом на транспортер, а переувлажнен­ ный грунт налипает на ленту транспортера и забивает очистительный механизм, что вызы­ вает частые перерывы в работе.

Грейдер-элеваторы не могут быть исполь­ зованы для разработки каменистых грунтов, торфяников, а также для работы в мокрых за­ боях. Они не могут быть использованы в пере­ сеченной местности на сравнительно крутых косогорах, при поперечном уклоне, превыша­ ющем 10°, так как может произойти сполза­ ние грейдер-элеватора.

В зимнее время грейдер-элеваторы могут работать при глубине промерзания грунта не более 0,15 м, причем мерзлый грунт должен быть предварительно разрыхлен. Работа грей­

51

дер-элеватара наиболее эффективна при непо­ средственном перемещении грунта-, в отвал. В этом случае технико-экономические показате­ ли грейдер-элеватора значительно выше по­ казателей других землеройных машин, выпол­ няющих аналогичную работу.

После окончания подготовительных работ на участке производят разбивку контура за­ проектированного сооружения, резервов, ка­ вальеров и закрепляют основные направления. Пикеты выносят за пределы земляных работ.

Возведение насыпи связано с установкой кольев по ее оси. На осевые колья набивают планки, верх которых соответствует, высоте насыпи с учетом осадки грунта. Осевые колья устанавливают через 50 м на прямых участках и через 20 м на криволинейных участках. В этом случае не требуется промежуточных за­ меров высоты насыпи при отсыпке грунта грейдер-элеватором, а машинист более уверен­ но и быстро выполняет работу. Не менее важ­ ным этапом работы, предшествующим перво­ му проходу грейдер-элеватора, является раз­ бивка участка земляных работ, которую про­ водят до начала работ, чтобы не было просто­ ев грейдер-элеватора. Резание (пробивка) грунта диском при первом проходе грейдерэлеватора является ответственной операцией, так как последующие проходы грейдер-элева­ тора и возможность выдержать .заданный про­ филь сооружения зависят от правильности пробивки первой борозды. Особенно важно правильно пробивать первую борозду при вол­ нистом рельефе местности, чтобы исключить в дальнейшем дополнительное перемещение грунта.

Пробивку первой борозды грейдер-элева­

52


тором .можно вести по колышкам, по вехам и по движущимся вешкам.

При пробивке по колышкам на участке земляных работ на определенном расстоянии от оси полотна дороги забивают деревянные колышки длиной 0,7—0,8 м через 20—25 м, а на закруглениях через 10—15 м. Машинист, направляя правую гусеницу трактора-тягача по линии осей забитых колышков, может со­ хранять постоянное расстояние от оси кольев до дискового ножа грейдер-элеватора.

Пробивку первой борозды по вехам на участке земляных работ ведут трактором-тя­ гачом, который двигается по створу вех. Для этого замеряют расстояние от предполагаемой линии первого прохода до середины трактора

ипо этой оси на расстоянии 100—150 м вы­ ставляют вехи высотой 2—2,5 м. Машинист грейдер-элеватора направляет трактор-тягач на створ вех таким образом, чтобы вехи нахо­ дились в оси машины, для этого необходимо на тракторе выбрать хорошо видимый ориен­ тир (пробку радиатора, фары и т. д.). который

иследует держать в створе вех. Пробивку

первой борозды по вехам считают более со­ вершенным способом, отвечающим требовани­ ям прогрессивных методов труда.

Пробивка первой борозды по движущейся вешке является простым и часто применяемым способом в связи с возможностью исполь­ зовать уже имеющуюся разбивку элементов дороги. По этому способу необходимо опреде­ лить расстояние первой пробивки от оси до­ роги и в процессе работы выдерживать это расстояние. Для этого рабочий с вешкой, хоро­ шо заметной машинисту, отходит от трактора на расстояние 20—30 м. Параллельно ему по

53

оси дороги идет второй рабочий. Оба они дер­ жат в руках натянутый шнур или веревку длиной, равной расстоянию от оси полотна до­ роги до линии пробивки. Машинист направля­ ет машину по створу движущейся вешки, по заранее выбранному ориентиру на машине.

Для работы в ночное время одна фара ма­ шины освещает 'верх транспортера, а дру­ гая — низ транспортера и режущий орган.

Машина должна освещаться фарами, уста­ новленными на задней стенке кабины тракто­ ра. Щиток с приборами двигателя освещается лампочкой. Для осмотра машины машинист может пользоваться переносной лампочкой. Работать в ночное время следует вдвоем: машинисту и вспомогательному рабочему, последний во время работы следит за грей­ дер-элеватором. К работе в ночное время допускают только опытных машинистов, ко­ торые должны тщательно соблюдать правила техники безопасности.

При работе ів холодное время года приме­ няют зимние сорта смазок в механизмах и ма­ сел в гидросистеме и соблюдают правила эк­ сплуатации двигателя, других узлов и изде­ лий. Грунт с глубиной промерзания до 0,15 м предварительно разрыхляют на всю глубину промерзания.

При температуре ниже —5°С работать грейдер-элеватором не рекомендуется. Не сле­ дует также эксплуатировать машину в дожд­ ливую погоду: мокрый грунт налипает на дви­ жущиеся части транспартера, транспортерную ленту, что приводит к их быстрому износу. Поэтому как только начинается дождь, маши­ ну следует остановить, а выхлопную трубу двигателя закрыть заглушкой. Приступать к

54


работе можно после полного высыхания почвы (допускается небольшой ‘влажный слой на поверхности грунта толщиной до 0,1 м).

5. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРЕЙДЕР-ЭЛЕВАТОРОВ

Грейдер-элеваторы работают в очень тя­ желых условиях, поэтому детали их изнаши­ ваются быстро. Они изменяют свою первона­ чальную форму и размеры, нарушаются зазо­ ры в сопряжениях, растут ударные нагрузки и детали разрушаются. Достижение .высокой производительности грейдер-элеватора тре­ бует знания и выполнения правил эксплуата­ ции, бережнаго отношения к механизмам.

Большое значение имеет использование грейдер-элеватора на работах, соответствую­ щих профилю и назначению машины. Несвое­ временное соблюдение правил технической экс­ плуатации может привести к аварии и вызвать длительные простои. Своевременное и пра­ вильное техническое обслуживание грейдерэлеватара обеспечивает бесперебойную высо­ копроизводительную работу.

Как правило, трейдер-элеваторы работают в пунктах, далеко отстоящих от ремонтных мастерских. Техническое обслуживание произ­ водит персонал, обслуживающий машину в полевых условиях. Это обстоятельство требует соответствующих знаний и навыков машини­ ста, работающего на грейдер-элеваторе. В пе­ риод эксплуатации необходимо после каждого транспортного пробега (не реже одного раза в неделю) проверять и подтягивать гайки крепления колес и крепления хомутов, прове­ рять давление в шинах, которое должно быть от 5,5 до 4,6 кгс/сма. Не реже одного раза в ме­

55

сяц необходимо набивать ступицы колес све­ жим солидолом, а загрязненную смазку уда­ лять.

Перед началом /работы верх транспортера должен быть /поднят на нужную высоту. При погрузке грунта в транспортные средства низ ■ведущего барабана должен быть примерно на высоте 400—500 мм над выступающими частя­ ми транспортных средств. При работе в отвал низ барабана должен быть на высоте пример­ но 1000 мм над насыпью. Угол подъема тран­ спортера не должен превышать 25°. Необходи­ мо /следить, чтобы из-за неправильной регули­ ровки подвесок не возникали перекосы тран­ спортера и чтобы цепная растяжка не мешала при подъеме нижней части транспортера в транспортное положение и гари опускании ее в рабочее положение. Она должна быть пред­ варительно ослаблена во избежание возмож­ ного обрыва цепей.

Чтобы перед лыжей не скапливалась большая призма волочения, следует припод­ нять нижнюю часть транопортера. Влажный грунт налипает на 'поверхность поддержива­ ющих роликов, и это является причиной сбегания ленты. Поэтому нужно следить за по­ верхностью роликов и регулярно очищать их. При работе на известковых грунтах лента мо­ жет выйти из строя из-за разъедания ее известью. Поэтому после окончания работ нужно смывать грунт с ленты. Надо оберегать ленту от ночных заморозков. Все появившиеся дефекты ленты следует немедленно, исправ­ лять. Не допускать буксования ленты. Ось сшивки ленты должна быть зашплинтована на обоих концах и не выхрдить за кромку ленты. Следует своевременно менять изно-

65


шейные петли, ленты. Ролики транспортера должны легко вращаться от руки.

Во время работы 2—3 раза в день следует осматривать состояние нижней и верхней за­ щитных решеток транспортера, проверять, не греются ли редукторы ведущего барабана и шнека, вращается ли шнек и очищать окна для выхода грунта в нижней секции; следить, чтобы винты, фиксирующие трубу кардана от соскальзывания со шлицевых валов, были на месте. Ежедневно перед работой внимательно осматривают транспортер и все его узлы с целью выявления дефектов. После окончания работы очищают транспортер от грунта и опу­ скают его вниз до отказа. Раз в две недели подтягивают все болтовые соединения и ос­ матривают сварные швы рамы транспортера. При снятии ленты с транспортера проверяют, плотно ли прилегает очистной нож к поверхно­ сти ведомого барабана (зазор должен быть 1—2 мм). Желоб шнека должен равномерно прилегать к шнеку с зазором около 6 мм. Раз в месяц производят смену смазки в корпусах редукторов ведущего и ведомого бараба­ нов. При эксплуатации машины периодически

следят,

чтобы не было чрезмерного

нагрева

элементов

трансмиссии,

чтобы не

вытекало

масло

из

редукторов,

проверяют

крепле­

ние вращающихся деталей стопорными вин­ тами (винты фиксируют пружинными кольца­ ми или затягивают контргайками). Отсут­ ствие фиксации вращающихся деталей может привести к серьезным -поломкам трансмиссии и несчастным случаям.

Техническое обслуживание двигателя про­

изводят но соответствующей инструкции. Ежедневно проверяют наличие смазки в ре­

57

дукторах (при необходимости доливают мас­ ло) и заправляют смазкой карданные сочле­ нения валов. Периодически смазывают теле­ скопические соединения карданных валов и набивают густой смазкой подшипники каче­ ния. При работе редукторы не должны нагре­ ваться выше 70°С, стук и дробный перекат шестерен не допускаются. Периодически про­ веряют натяжение цепи привода шнека. При нажатии на цепь (посредине между звездочка­ ми прогиб должен быть 15—25 мм. Натяжение цепи производят перестановкой шайб крепле­ ния (привода очистительного механизма из-под головки болтов —под подошву корпуса, а при необходимости из цепи исключают пере­ ходное звено. Цепь еженедельно смазывают автолом с помощью кисти при выключенном транспортере. Раз в месяц цепь снимают, про­ мывают в керосине. После просушки цепь по­ гружают в нагретый автол на 15—20 мин.

При срезании предохранительных штифтов на промежуточном валу и на валу привода шнека штифты заменяют запасными, прилагае­ мыми к машине. До установки новых штифтов устраняют причину, вызванную перегрузкой трансмиссии, и проверяют правильность рабо­ ты предохранительных устройств. Применять гвозди, болты взамен штифтов, изготовленных заводом, запрещается. Все операции обслужи­ вания производят при неработающем двигате­ ле и выключенной трансмиссии. Соты радиа­ торов и сетку воздухозаборника двигателя периодически очищают от пыли.

Грейдер-элеватор поставляют, потребителю с гидросистемой, заполненной маслом «инду­ стриальным 20» («веретенным 3»).

Никакие монтажные работы гидропривода

58