Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение

Номер интервала группирования

Показатели

 

7

8

9

ю

11

12

 

 

Число отказов

 

39

40

42

43

44

44

Интервал времени

 

8000

10000

14000

18000

22220

28000

Число оставшихся

N1

43

34

28

23

13

0

N2

67

62

 

36

10

0

наблюдений

0

λ (∕i) -IO6 -ɪ-

N3

6

2

0

0

0

 

0041

00485

0059

0038

0066

0

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Интенсивность отказов вычислялась по формуле

Ni; N2;

N2 —

 

 

(15)

где

 

соответственно

 

количество выпрямитель­

 

 

ных агрегатов с

числом вентилей 72, 108,

Nh N↑',

N2 —

144;

 

 

 

 

 

соответственно число оставшихся наблюде­

 

 

нийti.агрегатов

Ni; N2; N2

на момент време­

 

 

 

 

ни

Характер изменения функции интенсивности отказов дает основание полагать, что кривая имеет два характер­

ных участка — приработки продолжительностью 5000 ч

и нормальной эксплуатации. Данное положение было

подтверждено путем построения эмпирической функции

интенсивности отказов во времени и построений, выпол­

ненных на вероятностной бумаге экспоненциального

распределения. Интенсивность отказов на участке нор­

мальной эксплуатации составляет 0,1 ∙ IO-6• l/ч, что сви­

детельствует о высокой надежности кремниевых венти­

лей.

Аналогично ранее выполненного расчета была прове­ дена оценка восстанавливаемости кремниевых вентилей выпрямительных агрегатов. Согласно статистическим

4. Зак. 3218

21


λ∙10

22

-

Г"

і

г

I

I

I

I

L т—

і

I

I

л

I

I

I

I

__

і__

I

I

J__

T l-.

Рис. 3. Зависимость интенсивности отказов кремниевых вентилей в функции времени работы агрегатов

данным суммарное время, затрачиваемое на поиск отка­

завшего вентиля в агрегате, составляет 10 ч, на органи­

зационно-технические мероприятия 37 ч и на ремонт так­

же 37 ч. Среднее время восстановления агрегата после отказа кремниевого диода составляет 2 ч, а доверитель­ ная граница Tb с достоверностью у — 90% равна:

Таким образом, с достоверностью 90% можно утвер­ ждать, что вероятное значение Tb заключено между

Tb,= 1,76 ч < Tb <7 = 2,31 ч.

Основываясь на полученных в результате отработки

статистического материала количественных показателях

надежности, по формулам (IO)-(M) был проведен рас­ чет остальных показателей надежности, в полной мере отражающих реальную картину функционирования и

надежности выпрямительных агрегатов. Результаты рас­ чета сведены в табл. 4.

 

 

 

Таблица 4

 

Показатели надежности

Тип агрегата

P(Z)

kγ∙

Т, ч

 

ВАКЛ-1000/600Н

0,9196

0,9997

22750

ВАКЛ-2000/600Н

0,8989

0,9996

20800

Проведя подробный анализ каждого элемента и узла

системы электроснабжения с учетом их реального функ­ ционирования и последствий отказа, можно с определен­

ной степенью точности дать оценку надежности системы

вцелом.

Вобласти исследования надежности систем электро­ снабжения значительные работы проведены сотрудни­

ками Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Пам­

филова.

Используя статистические данные энергохозяйств

трамвайных и троллейбусных депо, в частности, были определены интенсивности отказов практически всех ос­

новных элементов систем электроснабжения трамвая и

троллейбуса. По данным AKX им. К- Д. Памфилова,

4* 23


наибольшая доля отказов приходится на контактную

сеть λκc — интенсивность

отказов

контактной сети

трамвая (1 км) равна

2,18 ∙ IO 5 •

l/ч, троллейбуса —

5,42∙ IO 5• l/ч. При этом отмечается, что доля постепен­ ных отказов контактной сети незначительна и составля­

ет менее 10%. В крупных энергохозяйствах, где, как

правило, лучше налажена организация профилактиче­

ских и предупредительных работ, доля постепенных от­ казов еще меньше. Сравнение показателей надежности

контактной сети и других основных элементов системы

электроснабжения трамвая и троллейбуса позволяет заметить, что контактная сеть является наименее безот­

казным элементом, однако ее ремонтопригодность в нес­

колько раз выше, чем у других элементов. Принимая во внимание это обстоятельство, можно прийти к выводу,

что сокращение времени аварийного ремонта контактной сети и правильное назначение сроков профилактиче­

ских работ необходимо рассматривать как один из

способов повышения эксплуатационной надежности си­

стемы электроснабжения в целом.

Для различных этапов проектирования системы

электроснабжения следует рекомендовать определенные

методы оценки надежности, различные по степени точно­

сти учета режимов и условий работы системы и отдель­ ных ее узлов. Однако порядок проведения расчета может быть общим для всех этапов разработки изделия.

1. Система при расчете расчленяется на отдельные

узлы, в отношении которых имеются или легко опреде­

ляются самостоятельные количественные показатели на­ дежности. Эти узлы, как правило, должны представлять

собой конструктивно самостоятельный блок, независимый

в отношении отказов от других блоков. Такие отдельные

части, имеющие самостоятельные количественные пока­

затели надежности, называют элементом расчета надеж­

ности системы.

2. Составляется функциональная структурная схема системы, в которую входят все элементы расчета надеж­

ности, необходимые для выполнения заданной основной функции.

Элементы, несущие вспомогательные функции (на­

пример, контроля, сигнализации и т. п.), обычно в схему

не входят, а учет влияния их отказов на общую оценку надежности производится при оценке тех элементов рас-


чета, с которыми они функционально связаны. Подоб­

ная функциональная структурная схема является необ­

ходимым условием для расчета вероятности безотказной работы системы.

3.Формулируется понятие отказа для всей системы и

для отдельных ее элементов.

4.Определяется типовой график работы системы на один цикл использования с указанием режимов и усло­

вий работы (мощность, напряжение, ток, температура,

влажность и т. п.).

5. C учетом этапа проектирования выбирается метод

оценки надежности (основные показатели надежности

определяются ГОСТ в соответствии с [1]).

Известно несколько методов расчета надежности на стадии проектирования, важнейшими из которых явля­

ются расчет надежности по среднегрупповым интенсив­

ностям отказов и с использованием данных эксплуатации и коэффициентный метод.

Метод расчета надежности по среднегрупповым ин­ тенсивностям отказов прост, однако действительные зна­ чения интенсивностей отказов могут значительно отли­ чаться от используемых усредненных. Результат расчета может быть несколько занижен, поскольку в расчете не учитывается влияние профилактических мероприятий,

в результате которых часть отказов, могущих возникнуть во время работы, предупреждается путем изъятия и за­

мены дефектных элементов.

Второй метод предполагает использование данных эксплуатации оборудования систем электроснабжения,

подобных по конструкции и назначению проектируемым, что дает возможность учесть реальные условия эксплуа­

тации. Следует заметить, что при этом снимается жест­ кое требование равенства соотношения между количест­ вом различных типов оборудования в обеих системах, но остается фактор идентичности условий функциониро­

вания и однотипности проектируемой и аналоговой си­

стем. Последнее является существенным недостатком данного метода, поскольку его применение ограничено

тем, что не всегда удается подобрать подходящую ана­

логовую систему по составу и типу элементов и условиям ее эксплуатации.

Сущность коэффициентного метода расчета сводится

к определению показателей надежности с использова-

25


ниєм не абсолютных значений интенсивностей отказов

элементов, а коэффициентов, связывающих интенсивности

отказов элементов различных типов с интенсивностью

отказов основного базового элемента, характеристика

надежности которого известна с достаточной степенью

достоверности. Принцип определения коэффициентов

надежности с учетом всех факторов, воздействующих на

элементы в процессе работы (т. е. рабочие нагрузки,

температурный режим, влияние окружающей среды

и т. д.), достаточно подробно изложен в литературе [6].

Необходимо подчеркнуть, что важнейшей особенностью

коэффициентного метода является простота и удобство учета режимов и условий эксплуатации оборудования с

помощью поправочных коэффициентов. Это позволяет

рекомендовать наиболее целесообразным и предпочти­

тельным при оценке надежности проектируемых систем электроснабжения и отдельных их узлов расчет коэф­

фициентным методом, так как он позволяет вести оценку

надежности как при номинальных режимах, так и с уче­

том возможных аварийных ситуаций, а также опреде­ лить целесообразность и необходимость в резервирова­

нии отдельных элементов.

Известно, что закладываемая в процессе проектиро­ вания надежность электрического оборудования обеспе­ чивается в процессе производства и поддерживается в

период эксплуатации.

В основу выбора показателей надежности положено требование о том, что надежность должны характеризо­

вать показатели, учитывающие назначение, специфику

эксплуатации и являющиеся составной частью общей оценки функционирования системы (или элемента).

Поэтому следующим вопросом является назначение

обоснованных норм надежности. В основу методики вы­

бора норм надежности на проектируемое изделие (или систему в целом) положено требование обеспечения мак­

симального приведенного значения коэффициента нор­

мирования надежности. В случаях, когда конкретная

схема электроснабжения или отдельные ее элементы не

обеспечивают нормы надежности, следует рассмотреть

различные способы увеличения надежности (облегчение режимов работы, резервирование и т. п.).

Повышение уровня надежности сопряжено с увеличе­

нием затрат на проектирование и изготовление. В то же

26