Файл: Загайнов, Н. А. Повышение эффективности и надежности оборудования электроснабжения городского электрического транспорта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вующей экстремуму функции P(x)=f(Tp) (рис. 5). Для

варианта I период 7,p0πτ равен 3 мес., а Для варианта II —

6 мес.

Однако вопрос о назначении периодичности профи­

лактики необходимо решать не по одному критерию, а

на основе комплексного учета нескольких критериев.

При этом задача с несколькими критериями сводится к

Рис. 5. Зависимость P(x) =f(Tp) для вы­ прямительных агрегатов тяговых подстанций ГЭТ при различных интенсивностях отказов вентилей:

Xh — по пробоям; μ∙∏ — по обрывам цепи

»

териев, а на остальные накладывается ограничение [10],

т. е. задача с несколькими критериями сводится к задаче

с одним. Например, возможна постановка

двух задач:

1. Обеспечить заданный уровень готовности при мак­

симальной надежности

(17)

<«(^р) = тіп(илитах)Р(/р),

изад>

между двумя

где /р — продолжительность эксплуатации

соседними профилактиками;

 

32

Аи— коэффициент полезного использования

аппара­

туры (/(„= Kr Kp; Ap— доля времени, на

протя­

жении которой устройство используется по наз­

начению).

 

 

 

2. Обеспечить максимальную готовность при задан­

ном уровне надежности:

 

 

 

Ar (∕p) = max;

 

ω 0ip) < ω3aa (или

P

(ip) > P3J-

(18)

Задачи подобного рода

могут быть решены

различ­

ными методами: например, путем наискорейшего спуска линейного программирования. В конечном итоге назна­ чаются периодичности профилактик для каждого і-го уст­

ройства (узла или элемента) системы, после чего целесо­ образно произвести совмещение профилактических работ.

Эффективность профилактики определяется не толь­ ко своевременностью назначения профилактических ра­

бот, но и качеством их проведения. При этом качество

выявления неисправностей зависимо от аппарата прогно­ зирования, способов выявления (поиска) неисправных

элементов и времени, отведенного на профилактику.

Безусловно, существенное влияние на эффективность про­ филактики оказывает опыт эксплуатации аппаратуры и

квалификация обслуживающего персонала.

C целью обеспечения надежности и эффективности использования оборудования электроснабжения город­

ского транспорта необходимо принятие ряда мер в обла­ сти эксплуатации: применения тщательно разработанных

и научно обоснованных инструкций и , методик по экс­

плуатации, а также по профилактике и ремонту; исполь­ зование только квалифицированного обслуживающего

персонала с установкой его прав, обязанностей и ответ­ ственности; проверка соответствия организации и объема

плановых профилактических работ основному назначе­

нию и характеру применяемого оборудования.

5.Пути повышения надежности оборудования систем электроснабжения

Анализ проблемы обеспечения надежности работы и повышения экономических показателей системы элек­ троснабжения трамваев н троллейбусов показывает, что

33


необходимым условием решения основных ее задач явля­

ются разработка и внедрение ряда теоретических и экс­

периментальных вопросов. Выше основное внимание

было уделено одному из них, а именно методике оценки параметров надежности как эксплуатируемого, так и

вновь проектируемого электрооборудования в системах

электроснабжения ГЭТ. Другой не менее важной сторо­ ной общей проблемы повышения надежности является усовершенствование существующих узлов и схем тяговых

подстанций и сетей и разработка новых элементов уст­ ройств электроснабжения, с одной стороны, обеспечиваю­ щих нормальные условия эксплуатации подвижного со­ става, с другой — надежность их работы должна быть

обусловлена минимальными затратами.

Децентрализованная система электроснабжения.

В 1966 г. в Москве была включена в эксплуатацию новая система электроснабжения троллейбусной линии, пост­

роенная на принципе полного резервирования каждой тяговой подстанции. В настоящее время эта система

получила широкое распространение. Например, в Моск­

ве уже введены в эксплуатацию пять троллейбусных и*

одна трамвайная линии с децентрализованным электро­ снабжением, включающим 24 одно- и двухагрегатные

подстанции.

Особенность этой системы заключается в отсутствии

резервного оборудования на тяговой подстанции, заме­

ненного необходимым уровнйм избыточности, уменьше­

нии длины кабелей тяговой сети, отсутствии сетевых ком­

мутационных устройств. Внешняя схема питания

подстанций — однолучевая радиальная, являющаяся наиболее экономичной и надежной, так как длина кабе­

лей 6÷10 кВ существенно сокращается, при этом на

вводе подстанции вся коммутационная аппаратура сведе­ на только к разъединителю.

Децентрализация питания позволяет сократить рас­

стояния между подстанциями. В результате одновремен­

но с сокращением суммарных затрат снижаются и отно­ сительные потери напряжения, таким образом создается более благоприятный режим напряжения в сети. Как по­

казали исследования, капитальные затраты снижаются

на 15% от общей стоимости системы электроснабжения

городского электрического транспорта, а экономия элек-

34


троэнергии только по трем эксплуатируемым линиям со­ ставляет 2,5 млн. квт • ч/год [11].

О рациональности дальнейшего расширения сферы применения децентрализованного электроснабжения го­

ворят также результаты исследования надежности элек­

троснабжения линий, проведенного Мосгортранспроектом. Аналитические расчеты, проведенные на основе статисти­

ки отказов элементов новых систем, показали, что

вероятность внезапного отказа подстанции (4,2-IO-4)

значительно ниже, чем вероятность простоя подстанции

на профилактическом ремонте (Ю-2). Вероятность про­

стоя двух рядом стоящих подстанций (такой случай вы­

зывает простой подвижного состава на линии) по рас-'

четам выражается величиной IO-4 (около одного часа в год), при выходе из строя одной из тяговых подстан­ ций рядом стоящие подстанции обеспечивают беспере­

бойное электроснабжение тяговой сети. За пять лет эксплуатации одной из линий децентрализованного

электроснабжения было отмечено всего четыре простоя

ссуммарным временем 55 мин.

Впервые годы разработки и внедрения этой весьма

прогрессивной системь/ существовало мнение, что ее при­

менение ограничивается необходимостью устройства мощных опорных ` подстанций в наиболее тяжелых

транспортных узлах разветвленных сетей.

Для решения этой проблемы Мосгортранспроект раз­

работал проект многоагрегатной тяговой подстанции

с модульной схемой электрических соединений, где ана­

логом модуля явилась схема одноагрегатной подстанции: агрегат — две питающие линии и секционный выклю­

чатель.

Таким образом, широкое применение децентрализо­ ванного электроснабжения трамвая и троллейбуса при

рациональном сочетании одно- и многоагрегатных под­

станций может служить основой построения наивыгод­

нейших и надежных систем питания устройств'электро­

снабжения городского электрического транспорта.

Усовершенствование электрооборудования тяговых подстанций. Кремниевые выпрямители на тяговых под­ станциях городского электрического транспорта начали

применять в 1962 г. и в настоящее время они практиче­

ски полностью вытеснили ртутные выпрямители. Широ-

35


кому внедрению выпрямителей предшествовала опытная

эксплуатация и испытание их работы в различных режи­

мах. В результате проведенных испытаний и обобщения опыта эксплуатации преобразовательных агрегатов с

кремниевыми выпрямителями были определены основные

технические характеристики агрегатов и доказана их

надежность и экономическая целесообразность внед­

рения.

Дальнейшие исследования и накопленный опыт экс­ плуатации агрегатов с кремниевыми выпрямителями

типов БВК-Ю00/600Н и БВК-2000/600Н, которые в пер­ вые годы выполнялись с принудительным воздушным охлаждением, дали возможность выявить наиболее

слабые места и наметить пути их устранения. <C другой

■стороны, совершенствование и внедрение в производство мощных силовых полупроводниковых приборов позволи­

ли усовершенствовать конструктивное выполнение бло­

ков. Так, появление силовых вентилей с контролируемым

лавинообразованием (лавинных вентилей) повлекло за собой создание группой сотрудников кафедры электри­

ческого транспорта МЭИ совместно с УПТ Мосгориспол-

кома и Запорожским электроаппаратным заводом

выпрямителей -БВКЛ-ІООО/бООН и БВКЛ-2000/600Н. Од­

нако общим недостатком обоих типов выпрямителей бы­ ло использование принудительного охлаждения.

В [7] по обработке статистики отказов элементов

выпрямительных блоков было доказано, что наибольшее число отказов приходится на электродвигатели вентиля­ торов. При этом наибольшее число выходов из строя

подшипников двигателей приходится на первые месяцы работы, т. е. имеется сравнительно большой период при­ работки. Кроме того, были отмечены отказы двигателей

вентиляторов из-за межвитковых замыканий и обрывов

обмоток. C целью устранения весьма существенного

недостатка, связанного с наличием вращающихся частей

в системе вентиляции, для нужд тяговых подстанций

ГЭТ коллективом кафедры электрического транспорта

МЭИ совместно с УПТМ и Запорожским производствен­

ным объединением «Преобразователь» были разработа­ ны агрегаты с естественным охлаждением.

Применение выпрямительных агрегатов с естествен­ ным охлаждением позволяет получить ряд преимуществ:

повышается общая надежность подстанции, ликвидиру-

36


ется шум, улучшаются условия эксплуатации. По приведенной выше методике были проведены расчеты пара­

метров надежности агрегатов ВАКЛЕ. Вероятность безот­

казной работы выпрямителя агрегата ВАКЛЕ-2000/600Н

при 7=25 000 ч повышается до 0,93 по сравнению с

ВАКЛ-2000/600Н — 0,89 при 7=20 800 ч.

Выпускаемые выпрямительные агрегаты всех типов выполняются по нулевой схеме выпрямления (звезда — две обратные звезды с уравнительным реактором).

Это продиктовано тем фактом, что заменяемые ртутные выпрямители были выполнены по данной схеме, а также отсутствием трансформаторов, выполненных для мосто­

вой схемы выпрямления.

В настоящее время для тяговых подстанций ГЭТ

разработаны трансформаторы, обеспечивающие выпрям­

ление по мостовой схеме и обладающие определенными

преимуществами: меньше габаритные размеры, повы­

шенный к. п. д. и т. д. Это позволяет по-новому подойти к вопросу дальнейшего совершенствования кремниевых

выпрямительных агрегатов и другого силового оборудо­ вания (например, применение управляемых выпрями­

тельных агрегатов с регулированием напряжения).

В общей проблеме повышения надежности системы

электроснабжения горэлектротранспорта значительное место отводится комплексу научных разработок по соз­ данию тяговой подстанции «на замке», т. е. работающей продолжительное время без обслуживания. Основные

направления этих разработок следующие.

1. Создание и эксплуатационные испытания кремние­

вого управляемого выпрямительного агрегата, позволяю­

щего исключить выключатели постоянного тока с откры­

той электрической дугой. Вероятно, в связи с заменой в

агрегате диодов на тиристоры надежность самого агре­

гата несколько снизится. Однако устранение линейных выключателей значительно повысит общую надежность

подстанции. \

2. Разработка бесконтактных устройств защиты, сиг­

нализации и управления, охватывающих систему собст­

венных нужд, управления агрегатом, выключателем вво­ да 6÷10 кВ, максимальной токовой и максимальной

направленной защитой и другими защитами. Основными элементами в этих схемах являются логические транзи­

сторные и магнитные элементы, магнитные усилители и

37