Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 392
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
Уместность употребления языкового средства связана с условиями коммуникации, с той типовой ситуацией общения, в которую попадает человек. Помимо фактора адресата, на характер общения влияют следующие факторы:
- тема общения (бытовая, профессиональная, социально значимая, научная и др.);
- цель коммуникации (поделиться информацией – узнать информацию – дать оценку – побудить собеседника к действию; в процессе общения цели могут сменять друг друга);
- контактный или дистантный способ общения (непосредственный контакт – общение по телефону или посредством написанного текста, через Интернет, СМС);
- ситуация общения (официальная – неофициальная);
- социальные отношения участников коммуникации (родственные, дружеские, партнерские, профессиональные; общение со знакомыми и незнакомыми людьми; общение с людьми разного возраста);
- количество участников коммуникации (межличностное общение – групповая коммуникация (например, лекция или семинарское занятие) – массовая коммуникация (обращение президента к народу);
- устная или письменная форма общения;
- монологическая или диалогическая форма общения.
Носитель языка, умеющий принимать во внимание все эти факторы, строит свою речь по-разному в зависимости от ситуации, которая «вынуждает» его использовать в каждом случае особый стандартный набор языковых средств. Так, общаясь друг с другом в неформальной обстановке, человек будет обращаться к собеседнику на «ты», а на работе –на «Вы» и, возможно, по имени-отчеству, в рецензии на его книгу он использует обороты типа «автор рассматривает проблему» и «значительное место в работе уделено». А произнося тост на дне рождения друга, будет подбирать слова торжественные, но неизбитые, не «казенно-официальные». Иначе говоря, говорящий будет строить свою речь в том или ином стиле.
Задание 2. Продолжите перечень правил речевой коммуникации.
К основным правилам речевой коммуникации относятся следующие:
-
высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, может сбить с толку;
-
высказывание должно по возможности быть правдивым; не нужно говорить того, что является ложным или не имеет достаточных оснований; -
высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора: необходимо стараться не отклоняться от темы; -
высказывание должно быть ясным: нужно избегать непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия…
Задание 3. Какие диалоги могут состояться в следующих ситуациях:
а) в технической библиотеке, в библиотеке иностранной литературы, в справочном отделе об интересующих вас журналах, книгах;
б) по телефону, данному в объявлении о курсах иностранного языка;
в) по телефону справочной службы выставочного комплекса о дне закрытия выставки;
г) в личной беседе с секретарем приемной комиссии о возможности подачи апелляции.
Задание 4. Восстановите реплики диалогов, чтобы спросить у собеседника о согласии или возможности принять в официальном учреждении, договориться о месте, времени и других условиях встречи.
1. – ...?
– Да, приходите в пятницу в 12 часов дня, бригадир электриков будет на месте.
2. – ?
– Председатель приемной комиссии по русскому языку и литературе освободится во второй половине дня.
3. – ?
– К сожалению, эта неделя у меня будет занята.
4.– ?
– Преподаватель Ибраева в отпуске. Ее не будет до 24 августа.
Задание 5. Ответьте согласием/несогласием на следующие просьбы.
– Необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья.
– Статья должна быть написана ко вторнику.
– Не могли бы вы передать эти письма вашему учителю истории?
– Не смогли бы вы передать эти книги Омаровой Арайлым. Она забыла их здесь еще на прошлой неделе.
Задание 6. Используя данные выражения, обратитесь к должностным лицам
Выражения:
-
я хочу, -
хотел бы -
мне хотелось бы (необходимо, нужно) -
получить информацию, сведения о ... -
услышать о ... узнать о ... -
получить информацию, сведения о ... услышать о ... узнать о ...
При обращении к следующим должностным лицам:
-
к секретарю приемной комиссии института, в который собираетесь поступать, с просьбой перечислить документы, необходимые для допуска к экзаменам; -
к водителю автобуса с просьбой продать абонементную книжку; -
к водителю троллейбуса с вопросом, когда будет остановка «Политех»; -
к начальнику паспортного стола с просьбой рассказать, что необходимо для получения паспорта; -
к работнику мастерской с просьбой выполнить заказ срочно; -
к смотрителю Политехнического музея с просьбой показать зал новых изобретений; -
к преподавателю курсов с вопросом, какие книги требуются для занятий; -
к работнику отдела кадров с вопросом, какие документы нужны для поступления на работу; -
к директору автошколы с вопросом, с какого времени (возраста) можно обучаться в данной школе.
Задание 7. Определите, какие из перечисленных качеств помогают найти работу, а какие, напротив, повышают риск лишиться работы?
Энергичность – Самоуверенность – Смелость – Лживость – скромность – сила воли – ум – жадность – фантазия – хитрость – | пассивность совестливость готовность к риску грубость предприимчивость лень образованность зависть льстивость уступчивость |
Задание 8. Найдите решение данной задачи согласно ситуации.
Ситуация: на биржу труда обратились два человека. В анкете одного значилось: 23 года, работал шофером 3 года, образование 9 классов, хотел бы работать в коммерческом банке, должность не имеет значения, зарплата – не менее десяти тысяч.
В анкете другого значилось: возраст 40 лет, закончил финансовый колледж, хотел бы работать в коммерческом банке в должности экономиста.
Каковы, на ваш взгляд, шансы обоих претендентов получить работу в коммерческом банке? Письменно аргументируйте ваш выбор.
Задание 9. а) Выразите свое отношение к высказываниям, используя данные конструкции; б) Запишите свои суждения, приведите аргументы.
Конструкции: я согласен с автором, я не совсем согласен с автором, позволю себе не согласиться с автором, полностью поддерживаю мнение автора.
Высказывания:
1. Истина существует лишь постольку, поскольку существует ложь. (Чжуан-цзы)
2. Ложное до того близко соседствует с истиной, что мудрец должен остерегаться столь опасной близости. (Цицерон)
3. Если кто-нибудь заблуждается, то вразуми его, сохраняя благожелательность, и укажи на его ошибку. Если же не можешь сделать это, то вини себя или не вини никого. (Марк Аврелий)
4. То, что в одно время является правдой, то в другое бывает заблуждением. (Ш.Монтескье)
Задание 10. Ознакомьтесь и запомните основные правила коммуникации.
Задание 11. Определите границы каждого причастного и деепричастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные и деепричастные обороты.
Часовой на стене повернувшись спиной к ветру охватил руками ружьё, чтоб его не вырвало ураганом, читал про себя молитвы прислушиваясь к адскому грохоту моря и неистовому свисту ветра. Небо ещё потемнело. Казалось, весь мир поглотила уже эта бесформенная тьма охватившая одинаково и тучи, и воздух, и море. Лишь по временам среди шума, грохота и плеска с пугающей внезапностью обозначались белые гребни, и волна кидалась на остров далеко отбрасывая брызги через низкие стены. Вдоль бухты в темноте двигалась лодка приближаясь к тому месту, где море уже не защищённое от ветра кипело и металось во мраке. Внезапно белый парус взвился и надулся ветром. Лодка качнулась, поднялась и исчезла…
ГРАММАТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«ОТЛИЧИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ»
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами.
Как отличить причастный оборот от деепричастного?
Правила просты:
Причастный оборот | Деепричастный оборот |
Причастие обозначает признак предмета, и отвечает на вопрос: какой? какая? | деепричастие – признак глагола: что делая, что сделав? |
Причастный оборот | Деепричастный оборот |
Образован причастием с зависимыми словами (носит признаки прилагательного) | Образован деепричастием с зависимыми словами (носит признаки наречия) |
Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «что делавший/сделавший?» | Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы «что делая/сделав?» |
Относится к существительному, местоимению, числительному | Относится к глаголу-сказуемому |
Изменяется по числам, родам и падежам | Не изменяется |
Выступает в роли обособленного определения | Выступает в роли обособленного обстоятельства |
Для обособления важно расположение относительно определяемого слова | Обособляется независимо от места в предложении |
2.4 ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ. ПЕРЕГОВОРЫ ПО ТЕЛЕФОНУ
Электронная почта (E-mail – сокращение от electronic mail) является удобным и быстрым средством связи, позволяющим не только обмениваться текстовыми сообщениями, но и осуществлять пересылку документов, изображений и других видов информации. Электронная деловая переписка еще не вытеснила из документооборота бумажное письмо, однако как средство оперативного решения задач занимает главенствующие позиции.
Электронное сообщение должно быть кратким, лаконичным. При его подготовке следует помнить, что по письму адресат будет судить не только о вас (это ваша визитная карточка) но и об организации, которую вы представляете. В отношении этикета электронной деловой корреспонденции справедливы те же нормы и правила, которые характерны для любых других форм делового взаимодействия.
Эти правила прежде всего касаются оформления письма.
1. Всегда следует заполнять поле «тема» (subject) своего письма. Если при ответе на письмо тема разговора меняется, то следует изменить и название (тему) письма. Переписку по новой теме нужно начинать с нового письма.
2. При ответе на письмо следует цитировать его либо полностью (если объем текста невелик), либо оставляя только ключевые (значимые) фрагменты. Не следует начинать ответ на письмо адресата как новое письмо (без сохранения истории переписки). Такой ответ будет вынуждать получающего адресата тратить время на поиски первоначального сообщения.
3. «Важность письма (priority)». В случае, когда письмо содержит важную или срочную информацию, которая нуждается в срочном рассмотрении, укажите это, установите важность «высокая». Это позволит выделить ваше письмо среди входящих писем. Но не злоупотребляйте напрасно этой функцией.
4. Не следует писать весь текст или фрагменты текста прописными буквами - это воспринимается как агрессия и создаёт неудобства вашему собеседнику.
5. Не следует употреблять сленг, специальные термины или сокращения. Использование сокращений (аббревиатур) в письме допускается лишь в том случае, если они общеизвестны.
6. Для придания письму эмоциональности допускается использование смайликов. Однако использовать их стоит умеренно, а в строго официальных письмах от них лучше отказаться.
7. Следует стараться не допускать грамматических ошибок, их наличие невольно снижает репутацию отправителя.
8. Обязательно используйте подпись, содержащую некоторую информацию о вас (должность, телефон, название вашей компании, другие способы связи и др.).
9. Если письмо имеет приложение в виде дополнительных файлов, то в тексте основного письма следует упомянуть об их наличии во вложении.
10. Существуют разные мнения относительно того, делать ли запрос о подтверждении получения письма. Лучше, конечно, не делать, т. к. многих это раздражает, а кто-то может расценить запрос как сомнение в его ответственности. Однако практика показывает, что почтовые службы иногда могут работать не совсем корректно, а отправителю нужна уверенность, что важное письмо получено адресатом. Поэтому иногда это правило нарушается в силу практических соображений.