Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 406

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ

Задание 3. Из двух противоположных мнений выберите то, которое Вам ближе, и аргументированно защитите его.

Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.

Вы считаете, что шопинг - терапия - это всего лишь один из мифов, что походы по магазинам подавляют контроль над собственной жизнью.

Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.

Задание 17. Спишите, образуя причастия от глаголов в скобках, расставьте недостающие знаки препинания.

Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».

ИННОВАЦИОННЫЕ ЛИТИЙ-ИОННЫЕ

СЕРНЫЕ АККУМУЛЯТОРЫ

ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ «ЧИНГИСХАН»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ БРАСЛЕТЫ ДЛЯ ЧАСОВ

СУХОЙ КУМЫС

Каждой отрасли науки свойственны свои достижения, открытия и изобретения, без которых невозможно себе представить нашу современную жизнь.

Задание 1. Прочитайте микротексты о величайших достижениях в различных отраслях наук. Определите их значение в жизни человека.

ИСКУССТВЕННОЕ СЕРДЦЕ

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР



1) Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.

2) Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

3) Семья - такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи одновременно.

4) Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.

5) Если взять Любовь и Верность, к ним добавить чувство Нежности, Мудрости и Терпения, то получится — СЕМЬЯ.
Текст 1 «ПОЛНАЯ ЛИ БАНКА?»

Учитель наполняет баночку камнями (большими) и спрашивает учеников:

- Полна ли банка?

- Да, полна, - отвечают ученики.

Учитель высыпает сверху мелкий горошеккоторый занимает свободное место между камнями, затем вновь спрашивает:

- Полна ли банка?

- Да, полна.

После этого учитель берет коробку, наполненную мукой, и насыпает его в банку.

- Полна ли банка?

- Да, полна.

Учитель вливает в банку воду.

- Полна ли банка?

- Да, полна.

- Что стало с содержимым банки?

- Содержимое склеилось, утрамбовалось.

Учитель спрашивает у своих учеников:

- Что вы поняли, посмотрев на эту банку?

Ученики недоуменно молчат. И тогда учитель начинает объяснять:

- Я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ. Камниэто самые важные люди в доме и в жизни каждого человека - РОДИТЕЛИ, а горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни - ДЕТИ. Мука - это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков - БАБУШКИ И ДЕДУШКИ. Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Это семейные отношения, которые делают семью дружной и счастливой.
Текст 2 «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» (КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА)

Жила-была на свете большая семья из 100 человек. Эта семья была особая: ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров в ней не было. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил владыка проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, познакомился с семьей, душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир в семье. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ». А в конце листа: «СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».


- И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже».
Задание_13._Составьте_синквейн_на_тему_«Моя_семья»,_вспомнив_правила_написания_синквейна.'>Задание 13. Составьте синквейн на тему «Моя семья», вспомнив правила написания синквейна.

1 строчка – существительное «Семья»

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Афоризм о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью
Образец:

1) Друзья

Надежные, верные

Поддерживают, понимают, общаются

Друзья – лучшие спутники жизни

Опора
2) Коллектив

Большой, дружный.

Работает, учится, поддерживает.

Работа в коллективе — это единственный вид настоящего и плодотворного творчества.

Успех.
Задание 14. Просмотрите социальный ролик «Дом разбитых сердец или последней надежды?» по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=YCkTRf9Pcz8. Напишите рассуждение, ответив на вопрос «Дома престарелых - недостойная старость или тихая пристань?».
Задание 15. Подберите синонимы к словам. Составьте предложения с данными словами.

Кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют.
Задание 16. Создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно?» и «Что нельзя?».
Задание 17. Вставьте пропущенные слова, подобрав рифму.

Семья – это счастье, любовь и …, 

Семья – это летом поездки на …. 

Семья – это праздник, семейные …, 

Подарки, покупки, приятные …. 

Рожденье детей, первый шаг, первый …, 

Мечты о хорошем, волненье и …. 

Семья – это труд, друг о друге …, 

Семья – это много домашней …. 

Семья – это важно! 

Семья – это сложно!

Семья – это то, без чего …
Задание 18. Дополните текст рассуждением о вашем понимании роли семьи в жизни человека.

От доброго корня и поросль добра. Человек – и корень своего дерева, и ветвь его, и плод…
Задание 19. Прочитайте текст. Расскажите о праздновании важных событий в вашей семье.


ПРАЗДНОВАНИЕ ВАЖНЫХ СОБЫТИЙ В ЖИЗНИ

В казахстанском обществе, находящемся сегодня в современных условиях культурной трансформации, наряду с возрастающей свободой выбора индивидуального стиля жизненного поведения наблюдается «вхождение» в повседневную жизнь казахов национальных ценностей и праздников, связанных с этнической традицией. К ним относятся следующие: «киндикшеше» - т.е. пуповинная мать или повитуха, «ат кою» - наречениеимени, «шилдехана» - праздник по случаю рождения ребенка, «бесикке салу» - укладывание в колыбель, «кыркынаншыгару» - выведение ребенка из сороковин, «тусаукесу» - разрезание пут, «сундеткеотыргызу» - обычай ритуального обрезания, связанный с вероисповеданием - исламом.

По результатам этносоциологического исследования, выявлено, что наиболее устойчивыми обрядами и обычаями родильного и детского цикла в жизни современной казахской семьи остаются обряды - «кыркынаншыгару», «тусаукесу», «сунденкеотыргызу».

Современный свадебный комплекс городских казахов распадается на ряд обрядовых циклов: 1) сватовство; 2) «проводы» родителями невесты («кызузатутойы») по желанию и материальным возможностям; 3) торжественная регистрация брака и религиозный обряд бракосочетания («некекыю») по желанию молодых и их родителей; 4) основное торжество («уленутойы»); 5) «куда шакыру», «киыткигызу» — встреча родителей и родственников невесты (после основного торжества) сначала в доме родителей жениха, позже у родителей невесты и обмен подарками; 6) визиты молодых к родителям невесты, а также к родственникам жениха и невесты, которые можно отнести к семейно-родственным отношениям.

При этом установлено, что в современной свадебной обрядности городских казахов возрожденный обряд «некекыю» пока еще не является в полной мере органической частью казахской свадебной церемонии.

В предсвадебном периоде казахи соблюдают ряд ритуалов, обрядов и обычаев – «оли-тыри», («живым-мертвым»), «коржын» (переметная сумка, сделанная из домотканой или ковровой ткани), «сырга салу», «алка салу», «мандайгатиынтагу» (подарки невесте), «ананын сути» (плата за материнское молоко), «киыт» (буквально «одевать»), неизменным является вкушения ритуального блюда «куйрыкбауыр» (печень с кусочкаи курдючного сала), «тостик» (баранья грудинка) и выплаты «каде» (подарок), обязательным является получения благословения - «бата алу» (благословение) от уважаемых и мудрых людей. Исполнение традиционной свадебной песни «жар-жар», «шашу» - обряд осыпания молодоженов различными сладостями и монетами, «бет ашар» (открывания лица невесты), «салем беру» (поклон), «той бастар» (блюдо с подарками) - все эти обряды связаны с устройством и проведением свадьбы.


К послесвадебной обрядности относятся «отка май кую» (выливание масла в огонь), «келиншай» - обряд разливания чая родственникам мужа, «жасау» - приданое невесты, «куда шакыру», «есик-тор корсету», «келиншакыру», «уй корсету». При этом установлено, что по обряду «отка май кую» в городской среде сохранился лишь такой элемент данного обряда как переступание невестой порога квартиры или дома родителей жениха правой ногой. Этот обряд в основном соблюдается только сельским населением в силу того, что городское население, живя в жилых многоэтажных домах, не имеет возможности совершать этот обряд, и менее информировано.

Таким образом, анализ современной обрядности казахов позволяет сделать вывод о сохранении в ней элементов традиционной культуры.
Задание 20. Опишите традицию, изображенную на рисунках.



3.5 ОБРАЗ ЖИЗНИ. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ОБРАЗ ЖИЗНИ. СОВРЕМЕННЫЕ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ
Образ жизни (от лат. «modusvivendi») - типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений способ и формы индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, характеризующие особенности его поведения, общения, склада мышления. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.

Основными параметрами образа жизни являются труд (учёба для молодежи), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека может определять его здоровье.Выделяются различные виды образа жизни: здоровый, аскетичный, городской или сельский, армейский, студенческий, домашний, туристический, образ жизни делового человека и т. д.

Индивидуализация образа жизни человека проигрывается в его стиле жизни, в совокупности поведенческих образов, фиксирующих устойчивые черты, вкусы, манеры, наклонности человека. Рассмотрим, к примеру, здоровый образ жизни: он предполагает правильное питание, занятие спортом, отказ от курения, алкоголя и других вредных привычек.



Структурными компонентами образа жизни индивида, которые влияют на характер межличностных и групповых отношений, являются:

  • моральный (соблюдение определенных правил поведения и нравственных норм);

  • ценностный (ориентация на принципы и ценности);

  • поведенческий (привычки, устойчивые способы реагирования на разные социальные ситуации и отношения в группах);

  • когнитивный (содержание картин мира, познавательные процессы и стереотипы);

  • коммуникативный (соблюдение определенной коммуникативной программы поведения);

  • конкретная коммуникативная (действия, поступки).

Поскольку образ жизни является конкретно историческим признаком, он характеризует не только отдельного индивида, но целую социальную группу или поколение. Качество и стиль жизни также являются важными социально-психологическими характеристиками образа жизни.