Файл: Министерство образования и науки республики казахстан карагандинский государственный технический университет.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 373
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ И ДИСКУССИИ
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его пойти с вами по магазинам.
Ваша задача – доказать собеседнику, что вы правы, и убедить его не ходить по магазинам.
Задание 18. Согласны ли вы с мнением, что «Госслужба — это в первую очередь общение с людьми».
Задание 9. Найдите в тексте предыдущего задания сложноподчиненные предложения и трансформируйте их в простые.
Задание 10. Подготовьте материал для участия в дискуссии «Каким должен быть ученый-исследователь XXI века». Определите, каким требованиям должен он соответствовать с учётом достижений НТР.
Задание 11. Используя текст и другие дополнительные источники информации, составьте и заполните таблицу «Современное состояние науки».
В мире существует множество серьезных проблем планетарного масштаба. Тем не менее, мы можем констатировать, что современное состояние науки свидетельствует о ее развитии, проявляющееся в следующем:
1) биологические науки сегодня по праву находятся в центре внимания и вызывают восхищение. Интенсивно развивается биотехнология.
2) все сильнее становится взаимозависимость наук, изучающих живой мир, с науками, изучающими мир неживой. Происходит интеграция на всех уровнях науки.
3) невероятно велик потенциал исследований, ведущихся в рамках нанодисциплин, изучающих способы манипулирования отдельными атомами и создания устройств на уровне атомов. Образуются нанотехнологии, подводящие нас к пределам миниатюризации.
4) программируемые и управляемые микророботы позволят врачам проводить лечебные и восстановительные процедуры в человеческом организме на клеточно-молекулярном уровне. Создаются микроскопические аппараты, способные определять и уничтожать все раковые клетки в организме.
5) соединение огромной мощи современных компьютеров с наукой способствует объединению сложных автоматизированных приборов и научных знаний, накопленных за прошедшие столетия, что позволяет получить новые достижения в науке.
Таким образом, современная наука раздвинула свои границы и теперь способна детально изучать сложнейшие явления, от генома до глобальных климатических процессов на нашей планете.
Задание 12. Напишите текст-рассуждение на тему «Наука ХХI века».
4.5 ПИСЬМЕННАЯ ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ.
Деловая коммуникация – это коммуникация в области официально-деловых отношений, направленная на достижение определенной цели, необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Деловая коммуникация является показателем культуры человека, уровнем профессиональной пригодности специалиста, условием его профессионального роста. Сегодня она проникает во все сферы общественной жизни в новых формах делового общения, имея межкультурный характер, предполагая международные деловые переговоры, деловые поездки в различные страны, создание совместных международных проектов.
Деловая коммуникация имеет устную и письменную виды.
Устная деловая речь используется в таких формах деловой коммуникации, как деловые переговоры, деловая беседа, разговор, встречи, консультации и представляет публичные выступления перед группой лиц, имеющих опыт общения: на совещании, собрании и т.п.
Письменная деловая речь, представленная огромным количеством деловых бумаг, также может быть диалогической и монологической. Диалогическая письменная речь выражается, прежде всего, в письмах, дипломатических документах. К письменным документам, в которых реализуется монологическая речь, можно отнести многочисленные деловые бумаги личного и служебного характера: заявление, автобиография, резюме, объяснительная записка и т.д.
Для всех форм деловой коммуникации обязательно строгое соответствие литературной норме на всех языковых уровнях: недопустимо использование элементов просторечного характера, диалектных, профессионально-жаргонных слов; нелитературных вариантов словоизменения и словообразования.
К стилевым чертам делового стиля следует отнести:
- нейтральный тон изложения;
- ясность, точность, детальность изложения;
- четкость, строгость формулировок;
- логичность, лаконичность, краткость текста;
- повествовательный характер изложения;
- прямой порядок слов в предложении как преобладающий принцип его конструирования;
- отсутствие эмоционально-экспрессивных средств;
- стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы;
- стереотипность, единообразие речевых средств, употребление присущих этому стилю клише.
Формы деловой коммуникации сегодня активно пополняются различными видами монологической речи: презентационная речь (на открытии офиса или учреждения), торжественная речь (на различных деловых мероприятиях), вступительное слово (во время деловых встреч). Для обеспечения высоких результатов дела требуется умение общения с деловым партнером, умение планирования стратегий и тактик с целью выгодной подачи своих интересов, умение рационально строить процесс коммуникации. Владение выше перечисленными умениями предполагает наличие компетентности в области деловой коммуникации у каждого конкурентоспособного специалиста, стремящегося к успешному профессиональному росту.
Задание 1. Ознакомьтесь с основными формами устной деловой коммуникации. Расскажите об их особенностях, определив значение по словарю или учебным источникам.
Типология основных форм деловой коммуникации
Задание 2. Опираясь на высказывания выдающихся ученых, расскажите о деловой беседе, ее отличии от делового разговора. Выберите тему для деловой беседы, продумайте все ее этапы, тщательно подготовьтесь к каждому из них.
Древнегреческий философ Пифагор заметил: «Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей – врагами». «В беседе сказывается личность. Ни одно из занятий человеческих не требует большего благоразумия…— тут можно и все потерять, и все выиграть», - отмечал испанский писатель и философ-моралист XVII века БальтасарГрасиан-и-Моралес.
Задание 3. Составьте текст деловой разговора, используя комплименты, одобрения, любезности в адрес действий партнера в целях снятия напряженности и стимулирования к сотрудничеству.
Таблица 1- Речевые формулы для поддержания и развития деловых отношений
Реплики-реакции Выражение согласия с мнением собеседника: | ||
Безусловно, Разумеется, Несомненно, Не оставляет сомнения, Нельзя не согласиться, Совершенно очевидно, Я совершенно согласен с Вами, Не могу не согласиться с Вами, Присоединяюсь к Вашей точке зрения, Поддерживаю Вашу точку зрения, | что | + придаточное предложение (поддерживаемый тезис) |
Выражение сомнения, неуверенности: | ||
Трудно согласиться с тем, Маловероятно, Позвольте с Вами не согласиться, Позволю себе с Вами не согласиться, Не могу согласиться с Вами, | что | + придаточное предложение (отвергаемый тезис) |
Выражение несогласия с мнением собеседника: | ||
Вероятно, Очевидно, Возможно, | (что) | + придаточное предложение (тезис, вызывающий сомнение) |
Реплики-стимулы: Побуждение собеседника к выражению мнения: | ||
Согласны ли Вы с тем, Считаете ли Вы, Разделяете ли Вы мою точку зрения, Вы не станете отрицать тот факт, | что | +придаточное предложение (тезис, предлагаемый для поддержки) |
Вы производите впечатление очень позитивного (энергичного, успешного) человека,… Кажется, что для вас это совершенно нетрудно - быть компетентным в своем деле,… | поэтому | +придаточное предложение (тезис, предлагаемый для поддержки) |
Деловая переписка по электронной почте – это обязательный атрибут деловой коммуникации любой компании. Практически нет компаний, в которых бы не использовалась электронная почта.
Деловая переписка по электронной почтетребует соблюденияследующих правил этики делового письма:
1) начинается письмо с обращения;
2) затем следует преамбула – причина (тема) написания письма;
3) письмо должно быть структурированным, в нем должны быть использованы краткие и корректные формулировки;
4) перед отправлением письма необходимо проверить орфографические, пунктуационные, речевые ошибки;
5) если письмо сопровождается вложениями, то адресат обязательно должен быть извещен, что есть прикрепленные файлы;
6) перепискане должна удаляться, поскольку история сообщений считаетсядоказательством делового взаимодействия,документом. В случае необходимости имеется возможность восстановить историю переписки.
Задание 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: Каковы особенности делового письма по электронной почте?
Деловое общение по электронной почте является неотъемлемой частью жизни любого современного человека: мы пишем коллегам по работе, руководству, клиентам, деловым партнерам, людям, которые с нами знакомы, и тем, кто нас еще не знает. Что собой представляет деловая этика в электронной переписке, насколько она нужна для успешного ведения бизнеса?
В отношении электронной деловой переписки используются те же нормы и правила, которыми деловое сообщество оперирует в любых других формах делового взаимодействия: в общении по телефону, ведении переговоров и т.д.
Этика деловой переписки по электронной почте базируется на нескольких незыблемых принципах:
-
взаимное уважение оппонентов к личности и деловой позиции друг друга; -
внимание к деловым интересам оппонента; -
понимание важности вопросов конфиденциальности; -
пунктуальность в обмене информацией.
Рассмотрим практические инструменты реализации этих принципов:
1. Грамотно и четко оформленное поле «Тема» / «Subject». Указание темы экономит время адресата, позволяя ему сразу оценить содержание получаемого письма и оперативно принять решение о его приоритетности при прочтении.
2. Приветствие и персональное обращение к адресату/адресатам создает доверие и придает письму персональную направленность. Игнорирование имени адресата воспринимается как некорректность.
3. Точность адресации.
4. Оперативность ответа.
Время ответа на письмо – это один из показателей вашей позиции по отношению к деловым интересам партнеров и клиентов. Приемлемым считается время ответа/реакции на письмо в пределах двух–трех часов. Если, получив письмо и прочтя его, вы понимаете, что не можете дать на него ответ в течение суток, то правилом хорошего тона будет отправка адресату информации о том, что вы получили его письмо и ответите на него: «Письмо получено. Ответпришлем сегодня в течение дня» или «Письмо получил. Для ответа нужна дополнительная информация. Постараюсь ответить не позднее …».