Файл: Психокоррекция школьной тревожности 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 блок. Методы психодиагностической работы с родителями

  1. Анкета «Наблюдение родителей за психофизиологическим состоянием детей после школы» позволяет определить наличие изменений в поведении, самочувствии, состоянии, питании, во время сна в связи с изменившейся жизнью ребенка (учеба в школе).

  2. Родительское сочинение или беседа с учителем, воспитателем об особенностях ребенка.

3 блок. Методы психолого-педагогической диагностики осуществляемые с педагогами

  1. Методики «Диагностика школьной тревожности Филлипса», «Опросник для учителя», направленные на многосторонний анализ особенностей учащихся.

  2. Наблюдения в адаптационный период, направленные на фиксацию трудностей, с которыми встречаются дети

Психолого-педагогическая диагностика проводится два раза в год: в начале сентября и в конце мая (для определения динамики развития).

Проблема преодоления тревожности, по существу, распадается на две: проблему овладения состоянием тревожности, снятия его отрицательных последствий и проблему устранения как относительно устойчивого личностного образования. Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  1. обучение школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;

  2. расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, ведущих к повышению результативности деятельности.

  3. перестройка особенности личности школьника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, что бы они могли выполнять свою часть коррекции.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

1. Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

2. Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о личностном росте человека.

При выборе формы работы с ребенком, необходимо учи­тывать характер его тревожности21. Если она так или иначе связана с одноклассниками, или же у учащегося наблюдаются затруднения в установлении и поддержании контактов со сверстниками, на пер­вом этапе целесообразно работать с ним индивидуально, и только достигнув определенного прогресса, включать ребенка в группо­вую работу (прежде всего, в работу по развитию коммуникативных навыков,
которая может строиться в мини-группах, включающих 2-4 подобных детей).

Работая с тревожными детьми, следует учитывать их специфи­ческое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Они чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятель­ности, болезненно боятся и избегают неуспеха; не могут решить, правильно или неправильно сделали что-либо, ждут этой оценки от взрослого22.

Все это, с одной стороны, повышает травматическую вероят­ность неудач, которые дети с высокой школьной тревожностью объясняют в основном собственной неполноценностью, отсутстви­ем способностей. С другой — делает ребенка чрезвычайно зависи­мым от взрослого, гипертрофирует фигуру взрослого, учителя в его глазах. Это отражается и на мотивации учения, в основе кото­рой лежит стремление «делать все так, как говорит учитель, ради его похвалы».

По отношению к тревожным детям используются специаль­ные формы оценки: максимально развертываются ее критерии (т. е. используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ре­бенок чувствовал, что его ценят вне зависимости от его поведения и успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему должен еще поучиться.

Для преодоления школьной тревожности у учащихся 1 класса необходимо:

1. Смягчить, снизить уровень потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Это важно не только с точки зрения переживания удовлетворенности – неудовлетворенности, но и потому, что гипертрофированные потребности, порождая бурные эмоциональные реакции, препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности, общения.

2. Развить и обогатить оперативные навыки поведения, деятельности, общения с тем, чтобы новые навыки более высокого уровня позволили детям отказаться от неправильно сложившихся способов реализации мотива. Тогда дети смогут свободно выбрать продуктивные формы.

3. Учитывая конфронтационный характер тревожности как личностного образования, максимально «укрепить» конкурирующие образования.

4. Вести работу по снятию излишнего напряжения в школьных ситуациях.


Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.

1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.

2. Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игра-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», где сначала с помощью кукол-петрушек, а затем без них в форме театральных этюдов дети изображают пугающие их ситуации школьной жизни, причем все пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Кроме того, можно применять приемы «рисование страхов», «рассказы о страхах», причем акцентироваться должна школьная тематика. В ходе этой работы всячески поощряются попытки юмористического, карикатурного изображения ситуаций.

Одной из важнейших задач, при проведении психокоррекционной работы данного направления, является детальное исследование особенностей развития детско-родительских отношений. Подробнее остановимся на психологическом просвещении родителей и учителей.

Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушенко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современном этапе сложилась система работы с родителями или формы сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся: собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным: консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы семейных газет, создание домашней видеотеки, участие родителей в спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на выставки), посещение природы и т. д.

Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений, наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по воспитанию детей).


Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-психологический).

Особо следует сказать о приемах, помогающих детям снять повышенную напряженность. Как известно, именно с ней часто бы­вают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. В этих случаях можно использовать щит, который держит взрослый или другой ребенок и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т.п. Этот прием можно менять в зависимости от условий.

Работа психолога по снятию школьной тревожности может проводиться непосредственно в ходе учебных заня­тий, когда используются отдельные методы и приемы, описан­ные выше, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании щадящих условий в семье и школе, при под­держивающем ребенка позитивном отношении к нему со сторо­ны окружающих.

В целом анализ данных профилактической и коррекционной работы свидетельствует, что для повышения их эффективности во многих случаях требуется дополнительная «терапия среды», как семейной, так и общественной (школы). Это положение, особенно важное для младших школьников, остается значимым и для других возрастов, вплоть до раннего юношеского23.

Преодоление тревожности не может быть ограничено только рамками специальной психологической работы. Во всех случаях требуется введение специального блока занятий, направленных на перенос полученных умений, средств деятельности в обыденную жизнь, в случае необходимости – некоторая коррекция и закрепление. Значительную роль в этом играют родители и педагоги.

Подводя итог анализу различных подходов к проблемам коррекции школьной тревожности, можно отметить следующие существенные моменты.

Психологическая коррекция - это направленное психологическое влияние на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Психокоррекция на практике может применяться в двух формах: индивидуальной или групповой. При индивидуальной психологической коррекции психолог работает с клиентом один на один - при отсутствии посторонних лиц.

В групповом случае психокоррекции влияние осуществляется на группу людей, как правило, близких по возрасту и которые имеют подобные проблемами. Групповая психокоррекция имеет несколько разновидностей, основные из которых, — группы тренинга умений, группы встреч, гештальт-группы, психодрама, группы телесной, танцевальной психологической коррекции и группы коррекции искусством.


Таким образом, в общем виде можно выделить две общих модели психологической коррекции. Первая из них соблюдает медицинскую модель взаимодействия психотерапевта и клиента (пациента). Психологическая коррекция в этом случае направлена на помощи клиенту избавиться болезненных симптомов, с помощью специальных процедур. Психотерапевт выступает здесь как авторитетный эксперт, которой полностью контролирует процесс психотерапии и который несет всю полноту ответственность за результат своих действий. Сюда можно отнести когнитивные и поведенческие модели психологической коррекции, например рационально-эмотивную терапию А.Эллиса, нейролингвистическое программирование, патогенетическую психотерапию и др.

Вторая модель допускает увеличение ответственности пациента за процесс и результат психологической коррекции; цель терапии - не столько лишения больного от симптомов, сколько личностное изменение и развитие пациента под воздействием психотерапевтического опыта. Специалист по психологической коррекции выступает здесь как равноправный собеседник, живая независимая личность, которая помогает другой личности отыскать в себе и своем ближайшем окружении ресурсы для изменения и развития своей психики. Ответственность за процесс и результат психотерапии в большей степени здесь переходит к пациенту. Такая модель реализует себя в рамках клиент-центрированной терапии К. Роджерса, гештальт-подхода Ф. Перлза, экзистенциальной психотерапии и др.

Разные авторы дают разные определения понятию "тревожность". В данной исследовании под тревожностью понимается субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации, это переживание эмоционального дискомфорта, предчувствия грядущей опасности, и является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека.

Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность из разных точек зрения, которые допускают утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффектных и поведенческих реакций, провоцируемых при влиянии на человека разными стрессами.

Для многих детей время, проведённое в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Школьная тревожность – это сравнено мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенной обеспокоенности, в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны педагогов, ровесников.