Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Психокоррекция школьной тревожности
1.1 Изучение проблем психологической коррекции в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Особенности психологической коррекции школьной тревожности
Глава 2 Исследование критериев оценки эффективности психологической коррекции
2.1 Замысел и организация исследования
2.2 Обработка, анализ и интерпретация данных
2.3 Рекомендации педагогу-психологу по оказанию помощи тревожным школьникам
По Ф.Б. Березину, тревожность оказывается ощущением неопределенной угрозы, чувством неясной опасности, “немотивированная, что свободно плавает тревога”10. Как уже отмечалось, характерный признак тревоги – невозможность определить характер угрозы и предсказывать время ее возникновения.
По определению Р.С. Неязык: "Тревожность – постоянное или ситуативное свойство человека, который оказывается, приходить в состояние повышенной обеспокоенности, чувствовать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях"11.
Личности, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в большом диапазоне ситуаций и реагировать очень напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные реагируют на сообщение о неудаче;
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;
3. Боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Этот страх у них доминирует над стремлением к достижению успеха;
4. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой владеет сообщение об успехе, чем о неудаче;
5. Личностная тревожность привлекает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
По определению В.Г.Степанова: "тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи"12.
В.К. Вилюнас в своей работе "Психология эмоциональных явлений" определяет тревожность как "склонность индивида к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных расхождений"13. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, которые переживают последствия психотравмы, у многих групп лиц с субъективным проявлением неблагополучия.
Г.Г. Аракелов, Н.Э. Лисенко, Э.К. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначительный психологический срок, что описывают как определено состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и стойкое свойство любого человека
14.
Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность из разных точек зрения, которые допускают утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффектных и поведенческих реакций, провоцируемых при влиянии на человека разными стрессами.
Как стойкая черта личности - это повышена склонность испытать тревогу по поводу реальных или представляющих опасностей 15. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога генерализована, диффузна.
Поведенческое проявление тревожности может заключаться в общей дезорганизации деятельности, которая нарушает ее направленность и производительность. Однако тревожность не является исконно отрицательной чертой личности. Оптимальный ее уровень — естественное и необходимое условие личностной активности.
Тревожность - черта личности, которая характеризует ее эмоциональную сферу. Уровень тревожности - это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность чувствовать большинство жизненных ситуаций как угрожающие. Очень высокая тревожность является субъективным проявлением психологического неблагополучия. Она может быть вызвана невротичным конфликтом, эмоциональными и невротичными срывами, психосоматическими заболеваниями. Высокая тревожность может быть связана также с переживаниями угрозы престижа, самооценке, самоуважению человека 16.
Изучение тревожности важно и для понимания вековых закономерностей развития эмоциональной сферы ребенка, становления, закрепления и развития эмоционально личностных образований. Тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, многих нарушений развития, рассматривается как показатель "преневротичного состояния", ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, как делинквентность и аддиктивне поведение подростков. Значение профилактики тревожности, ее преодоления, важно при подготовке детей и взрослых к тяжелым жизненным ситуациям.
Проблема тревожности имеет и другой, психо-физиологический аспект. Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологичных особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, потом у возбудительного типа и менее всего подданные срывам животного с сильным уравновешенным типом с красивой подвижностью.
Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы17. Выражены им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небилицина18. Он делает предположение о высшем уровне тревожности со слабым типом нервной системы.
Школьная тревожность – это сравнено мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенной обеспокоенности, в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, негативной оценки со стороны педагогов, ровесников. Ребенок чувствует собственную неполноценность. Однако это как правило не вызывает сильную обеспокоенность со стороны взрослых. Однако тревожность – это один из предсказателей невроза и робота из его преодоления – это работа по психопрофилактике невроза.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе негативных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, беспокойство, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.
Для многих детей время, проведённое в школе, является самым эмоционально насыщенным и значимым. Именно в школе реализуется возможности для непосредственного и тёплого общения ребёнка с педагогами, эмоционального взаимодействия со сверстниками в процессе любимых игр и занятий.
Опыт работы в школе подсказывает, что нельзя упустить благоприятный период (обучения в начальной школе) в развитии и становлении эмоциональной сферы ребёнка. Следовательно, необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребёнка.
Что касается эмоциональных расстройств ребенка, то в данном случае эффективность методов коррекции будет зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.
Схема психологической работы со школьной тревожностью может быть описана следующим образом (см. рис. 1)
Рис. 1. Схема психологической работы со школьной тревожностью
Научным основанием концепции психологической службы в школе являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии, о развитии и социальной природе психики человека: психика человека (как в филогенетическом, так и в онтогенетическом отношении) является продуктом развития; психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, накопленного человечеством. Согласно этим представлениям личность – целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.
По мнению Г.С. Абрамовой, в основе эффективной психокоррекции лежат:
1) общепсихологические знания о строении разных видов активности человека — деятельности и основных единиц деятельности — действий;
2) знания о закономерностях и механизмах психического развития человека19.
Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе индивидуального развития ребенка является ведущей. Ведущая деятельность – деятельность, обусловливающая основные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка. Такой деятельностью могут быть общение, игра, учение, труд.
Проблема преодоления тревожности, во-первых – овладение состоянием тревожности, снятие его отрицательных последствий и, во-вторых – устранение тревожности как относительно устойчивого личностного образования.
Работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
1) обучение приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2) расширение функциональных и операциональных возможностей ребенка (взрослого), формирование у него необходимых навыков умений, знаний т.п., ведущих к повышению результативности деятельности, создание "запаса прочности";
3) перестройка особенностей личности, прежде всего, его самооценки и мотивации.
Многолетняя практическая психологическая работа с тревожными детьми и подростками позволили А.М.Прихожан (1998) выделить некоторые принципы ее профилактики и преодоления. При этом главным из них, как и для других личностных образований, остается ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения ведущих для каждой возрастной группы социогенных потребностей детей20.
Как известно, все принципы, методы и техники оказания психологической помощи принято делить на базовые, ценностные и специфические. Не исследуя подробно первые две группы, достаточно общие для большинства отечественных психологов, придерживающихся гуманистических традиций психологической работы, остановимся лишь на тех, которые специфичны именно для тревожности.
Важнейшим в психологической помощи является то, что она не имеет узкофункционального характера, а ориентирована на развитие личности и повышение эффективности деятельности ребенка и подростка. Однако при этом она должна быть направлена на те факторы развития личности и характеристики среды, которые в каждом возрасте становятся специфичными для возникновения и закрепления тревожности как устойчивого образования, могут стать ее прямой или косвенной причиной.
Как психопрофилактическая, так и психокоррекционная работа с тревожностью подразумевает пять взаимосвязанных направлений.
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Педагоги и родители обычно отмечают такие особенности ребенка, говоря, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п. Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых. А между тем тревожность, в том числе и школьная, - это один из предвестников невроза, и работа по ее преодолению – это и работа по психопрофилактике невроза.
Достаточно высокий уровень школьной тревожности и, кстати, снижение самооценки вообще характерны для периода поступления в школу, первых месяцев учебы. Однако после адаптационного периода, продолжающегося обычно от одного до тех месяцев, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются. Именно после этого можно выделить детей с подлинной школьной тревожностью.
Рассмотрим диагностико-методический косплекс для изучения специфики эмоциональной сферы и школьной тревожности учащихся, отвечающий описанным выше требованиям. Диагностический комплекс состоит из 3-х блоков:
1 блок. Методы психодиагностической работы с учащимися
-
Исследование эмоционального состояния детского коллектива осуществляется с помощью диагностических методик c целью изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, самочувствия личности. -
Для выявления особенностей отношения учащихся к школе, позиций учащихся, самоопределения, личностных особенностей в период адаптации используются рисуночные методики: «Я в школе», «Школа зверей», «Сказка о том, как Мурлыка пошел в школу». -
Исследование мотивационной направленности учащихся, отношение к школе, сверстникам, педагогам с помощью бесед, анкетирования. -
Изучение особенностей здоровья учащихся, пропусков школы по болезни