Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Психокоррекция школьной тревожности
1.1 Изучение проблем психологической коррекции в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Особенности психологической коррекции школьной тревожности
Глава 2 Исследование критериев оценки эффективности психологической коррекции
2.1 Замысел и организация исследования
2.2 Обработка, анализ и интерпретация данных
2.3 Рекомендации педагогу-психологу по оказанию помощи тревожным школьникам
Обработка результатов.
-
Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа. -
На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого. -
Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
КЛЮЧ
СТ | | Ответы | | ЛТ | | Ответы | | ||
№№ | Никогда | Почти всегда | Почти никогда | Часто | №№ | Никогда | Почти всегда | Почти никогда | Часто |
| | СТ | | | | ЛТ | | | |
1 | 4 | 1 | 3 | 2 | 21 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 22 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | 1 | 4 | 2 | 3 | 23 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 4 | 1 | 3 | 2 | 25 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | 1 | 4 | 2 | 3 | 26 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7 | 1 | 4 | 2 | 3 | 27 | 4 | 3 | 2 | 1 |
8 | 4 | 1 | 3 | 2 | 28 | . 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | 1 | 4 | 2 | 3 | 29 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | 4 | 1 | 3 | 2 | 30 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11 | 4 | 1 | 3 | 2 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | 1 | 4 | 2 | 3 | 32 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | 1 | 4 | 2 | 3 | 33 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | 1 | 4 | 2 | 3 | 34 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | 4 | 1 | 3 | 2 | 35 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | 4 | 1 | 3 | 2 | 36 | 4 | 3 | 2 | 1 |
17 | 1 | 4 | 2 | 3 | 37 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | 1 | 4 | 2 | 3 | 38 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | 4 | 1 | 3 | 2 | 39 | 4 | 3 | 2 | 1 |
20 | 4 | 1 | 3 | 2 | 40 | 1 | 2 | 3 | 4 |
По каждому испытуемому следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и при необходимости рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
По результатам обследования группы также пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.
Приложение Б
Результаты исследования тревожности исследуемых
№ исследуемого | личной тревожности | Уровень личной тревожности | Ситуативной тревожности | Уровень реактивной тревожности |
1 | 35 | умеренная | 44 | умеренная |
2 | 45 | высокая | 36 | умеренная |
3 | 29 | низкая | 35 | умеренная |
4 | 39 | умеренная | 47 | высокая |
5 | 49 | высокая | 52 | высокая |
6 | 25 | низкая | 33 | умеренная |
7 | 40 | умеренная | 49 | высокая |
8 | 48 | высокая | 29 | низкая |
9 | 30 | низкая | 30 | низкая |
10 | 32 | умеренная | 29 | низкая |
11 | 50 | высокая | 49 | высокая |
12 | 30 | низкая | 48 | высокая |
13 | 44 | умеренная | 36 | умеренная |
14 | 52 | высокая | 39 | умеренная |
15 | 25 | низкая | 34 | умеренная |
Приложение В
ПРГРАММА КОРРЕКЦИИ
«Преодоления школьной тревожности у детей подросткового возраста».
Задание программы:
-
Устранить симптомы тревожности и страха перед препятствиями. -
Сформировать навыки саморегуляции. -
Расширить знание участников об ощущении и эмоциях, создать условия для развития способности их принятия, сформировать умение управлять выражением своих ощущений и эмоциональных реакций. -
Создать условия для личностного роста, создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружению, в свой внутренний мир и ориентации в нем. -
Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, выражать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. -
Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов, их адекватного достижения.
Для участия в корекційній программе в первую очередь были приглашены исследуемые с обнаруженными проблемами а для профилактического эффекта и те, у кого не были обнаружены проблемные стороны.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1.Вступительная часть (разминка).
2.Основная часть (рабочая).
3.Завершение.
Коррекционная робота рассчитана на 10 занятий по 2 академических часов (общая длительность 20 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают приблизительно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделенная собственно работе. Вводная часть занятия включает вопрос о состоянии участников и одну-две упражнениях разминки . В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на будущее занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одну хорошую и одну плохую события, которые состоялись между нашими встречами?», «Что запомнилось из предыдущего занятия?» и тому подобное
Работа тренинговой группы отличается рядом специфических принципов. Дадим им короткую характеристику.
1. Принцип активности
Особенно эффективными в достижении целей тренинга через осознание, апробацию и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, есть те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.
2. Принцип исследовательской (творческой) позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, находят, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможности, особенности.
Реализация этого принципа порой встречает достаточно сильное сопротивление со стороны участников. Люди, которые приходят в группу тренинга, имеют определенный опыт учебы в школе, в институте, где им предлагались те или другие правила, которые нужно было выучить, и модели, которым нужно следовать в дальнейшем. Сталкиваясь с другим, необычным для них способом учебы, люди проявляют недовольство, иногда в достаточно сильной, даже агрессивной, форме.
3. Принцип объективирования (осознание)
В процессе занятий поведение участников переводится из импульсного на объективный уровень, что позволяет производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективирования поведения является обратная связь. Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важна задача тренерской работы.
4. Принцип партнерского взаимодействия
Партнерским, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их ощущения, эмоции, переживания, признается ценность лица другого человека.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, откровенности, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
При планировании занятий, а также в процессе проведения тренинговых упражнений нами учитывались ряд моментов: правильный выбор упражнения, инструктаж группы перед его выполнением, остановка и обсуждение результатов. Раскроем детальнее каждое из этих вопросов.
Выбирая то или другое тренинговое упражнение, мы ориентировались на следующем:
1. Что преимущественно должно состояться в результате ее проведения:
- изменится состояние группы как целого;
- изменится состояние каждого из участников группы
- будет получен материал для продвижения вперед в познавательном плане.
2. Состав группы: социально демографические характеристики (пол, возраст, и так далее), а также физические данные.
3. Содержание последующей работы.