Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей



Заболевание периодически принимает эпидемическое и пандемическое распространение.

Клиническая картина.

Инкубационный период короткий от нескольких часов до 1-1,5 суток.

Особенностью гриппозной инфекции является раннее появление и быстрое нарастание интоксикации. Заболевание начинается остро, с высокой лихорадки (38,5 °С), озноба, общей слабости, разбитости, мышечных и суставных болей, особенно в конечностях и спине.

Больные жалуются на головную боль, головокружение и шум в ушах. Они становятся раздражительными и капризными. Ухудшается сон.

Катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей выражены незначительно и проявляются першением в горле, за­трудненным носовым дыханием, скудными слизистыми выделениями из носа, сухим, иногда болезненным кашлем.

При осмотре отмечается выраженная гиперемия лица и конъюнктив, умеренный цианоз губ, гиперемия слизистой оболочки носоглотки, мягкого и твердого неба, иногда с точечными кровоизлияниями.

На губах и вокруг носовых ходов может появиться герпес.

Ти­пично развитие трахеита с болями по ходу грудины.

В последующие день-два клинические симптомы заболевания могут нарастать. Вследствие высокой сосудистой проницаемости возможны носовые кровотечения и геморрагии на слизистых оболочках.

Лихорадочный период при неосложненном течении гриппа обычно длится 1-6 дней, затем температура быстро снижается, часто с усиленным потоотделением. Возможно развитие коллапса.

В крови с 3-го дня заболевания определяется лейкопения с относительным лимфо-, иногда моноцитозом. СОЭ в неосложненных случаях нормальная или замедленная.

После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель отмечается астенизация больного.

У детей наблюдается повышенная утомляемость, слабость, головная боль, бессонница," раздражительность.

По клиническому течению выделяют легкие, среднетяжелые, тяжелые и молниеносные формы гриппа.

Особенности гриппозной инфекции у детей раннего возраста.

Типичные клинические проявления гриппа у детей первого года жизни отсутствуют или выражены не столь ярко. Заболевание проявляется бледностью кожи, отказом от груди, снижением массы тела. Течение гриппа более тяжелое в связи с частым присоединением бактериальных инфекций развивающихся гнойных осложнений.


В возрасте от 1 года до 3 лет заболевание протекает особенно тяжело. С первого дня гриппозной инфекции развивается нейротоксикоз.

Нередко возникает ларинготрахеит, осложняющийся синдромом крупа. Часто наблюдаются вторичные осложнения. Смертность у детей первых лет жизни более высокая по сравнению с детьми старшего возраста.

Осложнения. Наиболее частыми осложнениями гриппа, особенно у детей раннего возраста, являются отит, пневмония, ларинготрахеит, бронхит. Реже развивается менингит, менингоэнцефалит.

3. ПАРАГРИПП

Парагрипп - острое вирусное заболевание, характеризующееся, умеренной интоксикацией, воспалительным процессом в верхних дыхательных путях, нередко с развитием крупа.

Возбудителями заболевания являются парагриппозные вирусы (типы 1, 2, 3, 4). Инкубационный период колеблется от 1 до 7 дней.

Клиническая картина. С первого дня заболевания появляются катаральные явления. Симптомы интоксикации выражены слабо и непродолжительны. Характерным для парагриппозной инфекции является поражение гортани: больные жалуются на осиплость голоса, грубый, упорный кашель. У детей раннего возраста ларингит протекает тяжело, нередко осложняясь синдромом крупа. Возможно развитие ларинготрахеита, бронхита, бронхиолита. В связи с наслоением вторичной микробной флоры часто возникает пневмония.

4. АДЕНОВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аденовирусная инфекция - заболевание, характеризующееся поражением лимфоидной ткани и слизистых оболочек дыхательных путей, глаз, кишечника, умеренно выраженными симптомами интоксикации.

Возбудителями заболевания являются аденовирусы (более 40 серотипов). Инкубационный период составляет в среднем 4-7 дней, иногда удлиняется до 2 недель.

Клиническая картина. Заболевание начинается остро. Повышается температура тела, появляется кашель, обильные серозные выделения из носа, боль в горле при глотании. Слизистая оболочка, носоглотки отечная и гиперемированная, на задней стенке глотки определяются увеличенные фолликулы. Нередко в воспалительный процесс вовлекаются миндалины, развивается ангина. При поражении лимфоидного аппарата кишечника появляются приступообразные боли в животе, рвота.

Характерным симптомом аденовирусной инфекции является поражение слизистых оболочек глаз в виде катарального, фолликулярного или пленчатого конъюнктивита.



Клиническими признаками заболевания являются жжение, резь, ощущение инородного тела в глазах. Слизистая оболочка век инъецирована, веки отечные. Конъюнктива глаз резко гиперемирована, зернистая. Отмечается обильное серозно-гнойное отделяемое.

Аденовирусная инфекция сопровождается длительной лихорадкой и имеет продолжительное течение.

У детей первого года жизни заболевание начинается постепенно. Ребенок становится вялым, беспокойным, появляются срыгивания, частый жидкий стул, прекращается нарастание массы тела. Увеличиваются печень и селезенка. Заболева­ние протекает тяжело в связи с наличием в дыхательных путях большого количества слизи. Нередко присоединяются пневмония, бронхит с обструктивным синдромом и другие бактериальные осложнения.

5. ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ

Лечение больных проводится в домашних условиях.

Обязательной госпитализации подлежат дети с тяжелой формой заболевания.

В течение лихорадочного периода необходимо соблюдать постельный режим.

Показана молочно-растительная диета, обогащенная витаминами.

В начальном периоде заболевания используются лейкоцитарный интерферон, оксолиновая мазь, иммунал.

В тяжелых случаях гриппозной инфекции внутримышечно вводят противогриппозный гамма-глобулин, эффективно применение ацикловира.

Лечение легких и среднетяжелых форм ограничивается симптоматическими и отвлекающими средствами. Показано назначение аскорбиновой кислоты, рутина, аскорутина.

Для уменьшения интоксикации рекомендуется обильное теплое витаминизированное и потогонное питье. Больным с тяжелым течением гриппа жидкость вводится парентерально.

Развитие нейротоксикоза требует проведения посиндромной терапии. При осложнениях, обусловленных бактериальной флорой, назначаются антибактериальные препараты.

Лечение конъюнктивитов и кератоконъюнктивитов должно осуществляться под контролем окулиста.

Рекомендуется промывание глаз 30% раствором сулъфацила натрия, закапывание 0,2% раствора дезоксирибонуклеазы, закладывание за веко гидрокортизоновой мази.

6. сестринский процесс.

  • Большое внимание следует уделять личной гигиене больного и гигиеническому содержанию помещения (влажная уборка, частое проветривание, ультрафиолетовое облучение).

  • Важен регулярный туалет кожи и слизистых оболочек полости рта и носа.

  • Учитывая повышенную потливость больных, медсестра по мере надобности должна менять нательное и постельное белье.

  • При смене нижнего белья следует насухо вытирать влажную кожу ребенка.

  • Для профилактики пневмонии надо чаще поворачивать больного в постели, просить его делать глубокие вдохи. Осуществляя уход за ребенком, медсестре необходимо учитывать, что больные гриппом из-за поражения центральной нервной системы раздражительны, капризны и плаксивы, поэтому следует относиться к ним особенно внимательно и чутко.


7.Противоэпидемические мероприятия

  • Профилактика ОРВИ заключается в изоляции больного и соблюдении правил противоэпидемического режима.

  • При изоляции в домашних условиях ребенка помещают в отдельную комнату или отгораживают кровать ширмой. Максимально ограничивают общение с ним членов семьи.

  • Ухаживающие лица должны носить 4-слойные марлевые маски.

  • Больным необходимо выделить отдельную посуду и полотенце.

  • В стационаре ребенок помещается в бокс.

  • Реконвалесценты допускаются в детские учреждения не ранее 7 дней от начала заболевания, при наличии осложнений — после полного выздоровления.

Для индивидуальной профилактики ОРВИ используется лейкоцитарный интерферон, который закапывается не менее 4 раз в сутки. Детям раннего возраста, особенно ослабленным, при контакте с больным гриппом целесообразно применение противогриппозного глобулина.

Специфическая профилактика гриппа заключается в введении противогриппозной вакцины.

Важное значение в снижении заболеваемости ОРВИ имеет повышение общей сопротивляемости организма: рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, закаливание, массаж, гимнастика, занятия физкультурой.
Контрольные вопросы

  1. Дайте определение заболеванию

  2. Назовите причину заболевания

  3. Назовите основные клинические проявления при данной инфекции

  4. Опишите принципы лечения и сестринского процесса при уходе за пациентом.

  5. Назовите этапы противоэпидемических мероприятий.

  6. Назовите методы профилактики.


Лекция № 20

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


План изложения материала:

ОКИ: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.
Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Представлять:

- структуру заболеваемости ОКИ.

Знать:

- этиологию и эпидемиологию ОКИ;

- основные симптомы:

- интоксикации;

- обезвоживание;

- "местный" синдром (поражение желудочно-кишечного тракта)

- методы лабораторной диагностики;

- принципы лечения, методику проведения оральной регидратации;

- особенности ухода, профилактики.

1. Острые кишечные инфекции – группа заболеваний, основными клиническими проявлениями которых являются диарея и рвота.

По эпидемиологическому принципу все ОКИ у детей можно разделить на две основные группы:

  1. ОКИ бактериальной природы:

  • вызываемые заведомо патогенными энтеробактериями (дизентерия, сальмонелез, холера и др.)

  • вызываемые условно – патогенными микроорганизмами (клебсиеллой, протеем, клостридиями, синегнойной палочкой и др.)

  1. Вирусные диареи (вызываются энтеровирусами, ротавирусами, аденовирусами и др.)

В последние годы большое значение придается условно – патогенным микроорганизмам как этиологическому фактору острых кишечных инфекций, особенно у детей раннего возраста и новорожденных.

Возбудители ОКИ устойчивы во внешней среде, могут длительное время сохраняться на руках, на посуде, игрушках и предметах обихода, а также в почве и воде, инфицированных фекалиями больного.

Механизм передачи ОКИ – фекально–оральный, который реализуется контактно – бытовым, пищевым, водным путями передачи.

Источник заболеваний – больной или носитель наиболее опасны больные легкими или бессимптомными формами ОКИ. В детских коллективах источниками эпидемических вспышек нередко бывают работники пищеблоков.