Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


  1. Контроль массы тела проводится ежедневно, расчет питания не реже одного раза в 7-10 дней, в зависимости от результатов лечения проводится коррекция диетотерапии.

  2. Лекарственные препараты:

  • Ферментотерапия: абомин, фестал, панзинорм, панкреатин.

  • Витаминотерапия.

  • Стимулирующая терапия: дибазол, пентоксил, апилак.

  • Антибиотики при тяжелой гипотрофии с наслоением бактериальной инфекции.

  • Симптоматические средства: препараты железа, фолиевая кислота, седативные препараты и т.д.

  1. Прогулки на свежем воздухе при температуре не ниже -5о С несколько раз в день при отсутствии противопоказаний. Для предотвращения переохлаждения – грелка к ногам.

  2. Ежедневные теплые лечебные ванны с То воды 38о С при отсутствии противопоказаний.

  3. Массаж и гимнастика в соответствии с возрастом и состоянием ребенка.

Профилактика.

  • Охрана репродуктивного здоровья будущих матерей.

  • Своевременное выявление и лечение осложнений беременности и заболеваний будущей матери.

  • Рациональное питание беременной женщины, кормящей матери и ребенка.

  • Оберегать ребенка от присоединения интеркуррентных заболеваний.

  • Обеспечить ребенка адекватным состоянию и возрасту режимом дня и уходом.


Диспансерное наблюдение.

Ребенка наблюдают участковый педиатр, невропатолог, по показаниям – эндокринолог, другие специалисты. Длительность наблюдения в зависимости от степени тяжести гипотрофии и причин ее появления.
3. Сестринский процесс при гипотрофии.
Возможные проблемы пациента:

  • Нарушение питания

  • Нарушение терморегуляции

  • Расстройство стула

  • Снижение познавательной деятельности

  • Снижение иммунитета

  • Высокий риск присоединения вторичной инфекции

  • Психоэмоциональная лабильность

  • Снижение двигательной активности

  • Отставание в психомоторном развитии

  • Отставание в физическом развитии

Возможные проблемы родителей:

  • Недостаточное внимание к ребенку, его отторжение

  • Отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка

  • Дефекты ухода, нарушение режима вскармливания в связи с отсутствием навыков

  • Дефицит знаний о заболевании, его причинах, клинических проявлениях, возможном прогнозе

  • Беспокойство по поводу внешнего вида ребенка

  • Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания.

  • Чувство вины перед ребенком.


Сестринские вмешательства:

  1. Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, восполнить их дефицит знаний о причинах развития гипотрофии, клинических проявлениях, основных принципах коррекции питания и лечения, прогнозе и мерах профилактики.

  2. Убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для ребенка: То воздуха 24о С, регулярное проветривание и т.д.

  3. При наличии у ребенка гипотрофии II-III степени настроить родителей на необходимость проведения стационарного лечения.

  4. Работать в бригаде, строго выполнять все предписания и назначения врача. Привлекать родителей к осуществлению ухода за ребенком.

  5. Проводить мониторинг состояния ребенка: характер дыхания, ЧСС, АД, термометрия, цвет кожных покровов, динамика массы тела, регистрация объема и состава получаемой жидкости, питания, учет выделений, характер стула и т.д.

  6. Бережно выполнять все манипуляции, соблюдать асептику и антисептику при уходе и выполнении манипуляций (профилактика внутрибольничной инфекции).

  7. Обеспечить адекватное питание ребенка и способ кормления в зависимости от состояния и степени гипотрофии. Ежедневно проводить расчет потребляемой ребенком пищи. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении, спокойно и терпеливо кормить, делать частые перерывы.

  8. В реабилитационном периоде обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях, объяснить им необходимость своевременного удовлетворения физических, эмоциональных и психологических потребностей ребенка. Поощрять игровую деятельность ребенка, разговаривать с ним ласково.

  9. Чаще брать ребенка на руки, поддерживать телесный контакт для профилактики пневмонии и формирования положительного эмоционального тонуса

  10. Удлинить физиологический сон, желательно проводить его на воздухе в защищенном от ветра месте или с открытой форточкой.

  11. Ежедневно проводить лечебные ванны (чередовать хвойные, соленые, с настоем валерианы или пустырника), щадящий массаж, гимнастику, прогулки на свежем воздухе.

  12. Научить родителей контролировать уровень психомоторного развития ребенка.

  13. Порекомендовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую терапию.

  14. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, эндокринологом и другими специалистами по показаниям.



Контрольные вопросы:

    1. Что такое гипотрофия?

    2. Какие причинные факторы способствуют развитию гипотрофии?

    3. Каков механизм развития гипотрофии?

    4. Какие клинические признаки гипотрофии первой, второй, третьей степени?

    5. Какие основные принципы лечения гипотрофии?

    6. Какие особенности диетотерапии при гипотрофии?

    7. Какова профилактика гипотрофии?

    8. Что такое паратрофия?


Лекция №7

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.



Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:

Представления:

  1. Механизмы развития патологического процесса при остром рините, отите, остром бронхите, ларинготрахеите.

  2. Роль медицинской сестры в диагностике заболеваний, оказании неотложной помощи при стенозе гортани.

  3. Роль медицинской сестры в организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами

  4. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний.

Знания:

  1. Анатомию и физиологию органов дыхания, АФО у детей у детей раннего возраста.

  2. Факторы риска и основные причины развития заболеваний.

  3. Ранние признаки и клинические проявления у детей разного возраста, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.

  4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами

  5. Профилактику заболеваний.


План лекции:

  1. Острый ринит: определение, причины, пути передачи инфекции. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

  2. Острый отит. Определение, клинические проявления, лечение, сестринский процесс.

  3. Острый ларинготрахеит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Варианты клинического течения. Клинические симптомы ларингита без стеноза и со стенозом (по степеням), осложнения, принципы лечения, оказания неотложной доврачебной помощи и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

  4. Острый бронхит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Виды бронхита. Бронхиальная обструкция. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

  5. Острая пневмония. Определение, клинические проявления, принципы лечения, сестринский процесс.


1. Острый ринит – острое воспаление слизистой оболочки полости носа.


Этиология:

  • Вирусы (риновирусы, аденовирусы и т.д.)

  • Бактериальная флора присоединяется позднее.

Пути передачи инфекции:

  • Воздушно-капельный

  • Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосредственном загрязнении окружающих предметов носовым секретом).

Клиническая картина.

Инкубационный период короткий _от 1 до 2-х дней.

У детей раннего возраста заболевание протекает довольно тяжело:

  • Ребенок вялый, сон беспокойный, непродолжительный

  • То тела обычно субфебрильная.

  • Носовое дыхание затруднено, из носа водянисто-слизистые выделения, затем – густые слизисто-гнойные

  • Нарушено дыхание через нос и сосание

  • Небольшая гиперемия небных дужек.

  • Возможны рвота и диспепсические расстройства.

У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ.

У детей старшего возраста:

  • Обильные выделения из носа.

  • Выраженная субфебрильная То тела (иногда на протяжении 7-10 дней).

Осложнения:

  • Воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, ларингит, бронхит, синусит)

  • Катаральный или гнойный отит

Основные принципы лечения:

    1. Жаропонижающие средства: парацетамол, нурофен и т.д.

    2. Капли в нос: сосудосуживающего действия (0,05% раствор нафтизина, називин), противовирусного действия (лейкоцитарный интерферон), антисептического действия (2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, 4% раствор протаргола), иммуностимулирующего действия (0,01% раствор тимогена, «Пиносол»).

    3. Отвлекающие процедуры: ножные и ручные ванны.




  1. Острый отит

– это острое воспаление среднего уха. Чаще болеют отитом дети первых 2-х лет жизни. Заболевание чаще регистрируется в зимне-весенний период, может возникать как самостоятельное заболевание, но чаще осложняет течение других заболеваний (ОРВИ, корь, скарлатина, ангина и т.д.)

Этиология:

  • В-гемолитический стрептококк группы А

  • Золотистый стафилококк

  • Пневмококк

  • Вирусы

Факторы риска развития заболевания:

  • АФО строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста

  • Частые ОРВИ

  • Снижение иммунитета

  • Переохлаждение

  • Хронические очаги инфекции