Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 239
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме
Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и
Сестринский процесс при аномалиях конституции.
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.
Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.
Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.
сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.
Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).
Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.
сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей
сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей
сестринский процесс при сахарном диабете
сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе
сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше
сестринский процесс при скарлатине
сестринский процесс при дифтерии
сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей
сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей
-
Контроль массы тела проводится ежедневно, расчет питания не реже одного раза в 7-10 дней, в зависимости от результатов лечения проводится коррекция диетотерапии. -
Лекарственные препараты:
-
Ферментотерапия: абомин, фестал, панзинорм, панкреатин. -
Витаминотерапия. -
Стимулирующая терапия: дибазол, пентоксил, апилак. -
Антибиотики при тяжелой гипотрофии с наслоением бактериальной инфекции. -
Симптоматические средства: препараты железа, фолиевая кислота, седативные препараты и т.д.
-
Прогулки на свежем воздухе при температуре не ниже -5о С несколько раз в день при отсутствии противопоказаний. Для предотвращения переохлаждения – грелка к ногам. -
Ежедневные теплые лечебные ванны с То воды 38о С при отсутствии противопоказаний. -
Массаж и гимнастика в соответствии с возрастом и состоянием ребенка.
Профилактика.
-
Охрана репродуктивного здоровья будущих матерей. -
Своевременное выявление и лечение осложнений беременности и заболеваний будущей матери. -
Рациональное питание беременной женщины, кормящей матери и ребенка. -
Оберегать ребенка от присоединения интеркуррентных заболеваний. -
Обеспечить ребенка адекватным состоянию и возрасту режимом дня и уходом.
Диспансерное наблюдение.
Ребенка наблюдают участковый педиатр, невропатолог, по показаниям – эндокринолог, другие специалисты. Длительность наблюдения в зависимости от степени тяжести гипотрофии и причин ее появления.
3. Сестринский процесс при гипотрофии.
Возможные проблемы пациента:
-
Нарушение питания -
Нарушение терморегуляции -
Расстройство стула -
Снижение познавательной деятельности -
Снижение иммунитета -
Высокий риск присоединения вторичной инфекции -
Психоэмоциональная лабильность -
Снижение двигательной активности -
Отставание в психомоторном развитии -
Отставание в физическом развитии
Возможные проблемы родителей:
-
Недостаточное внимание к ребенку, его отторжение -
Отрицательное эмоциональное воздействие на ребенка -
Дефекты ухода, нарушение режима вскармливания в связи с отсутствием навыков -
Дефицит знаний о заболевании, его причинах, клинических проявлениях, возможном прогнозе -
Беспокойство по поводу внешнего вида ребенка -
Страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания. -
Чувство вины перед ребенком.
Сестринские вмешательства:
-
Помочь родителям увидеть перспективу выздоровления ребенка, восполнить их дефицит знаний о причинах развития гипотрофии, клинических проявлениях, основных принципах коррекции питания и лечения, прогнозе и мерах профилактики. -
Убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для ребенка: То воздуха 24о С, регулярное проветривание и т.д. -
При наличии у ребенка гипотрофии II-III степени настроить родителей на необходимость проведения стационарного лечения. -
Работать в бригаде, строго выполнять все предписания и назначения врача. Привлекать родителей к осуществлению ухода за ребенком. -
Проводить мониторинг состояния ребенка: характер дыхания, ЧСС, АД, термометрия, цвет кожных покровов, динамика массы тела, регистрация объема и состава получаемой жидкости, питания, учет выделений, характер стула и т.д. -
Бережно выполнять все манипуляции, соблюдать асептику и антисептику при уходе и выполнении манипуляций (профилактика внутрибольничной инфекции). -
Обеспечить адекватное питание ребенка и способ кормления в зависимости от состояния и степени гипотрофии. Ежедневно проводить расчет потребляемой ребенком пищи. Выбрать правильное положение ребенка при кормлении, спокойно и терпеливо кормить, делать частые перерывы. -
В реабилитационном периоде обучить родителей уходу за ребенком в домашних условиях, объяснить им необходимость своевременного удовлетворения физических, эмоциональных и психологических потребностей ребенка. Поощрять игровую деятельность ребенка, разговаривать с ним ласково. -
Чаще брать ребенка на руки, поддерживать телесный контакт для профилактики пневмонии и формирования положительного эмоционального тонуса -
Удлинить физиологический сон, желательно проводить его на воздухе в защищенном от ветра месте или с открытой форточкой. -
Ежедневно проводить лечебные ванны (чередовать хвойные, соленые, с настоем валерианы или пустырника), щадящий массаж, гимнастику, прогулки на свежем воздухе. -
Научить родителей контролировать уровень психомоторного развития ребенка. -
Порекомендовать родителям своевременно проводить профилактику интеркуррентных заболеваний, избегать контактов с больными детьми и взрослыми, проводить закаливающие мероприятия, иммунокорригирующую терапию. -
Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, эндокринологом и другими специалистами по показаниям.
Контрольные вопросы:
-
Что такое гипотрофия? -
Какие причинные факторы способствуют развитию гипотрофии? -
Каков механизм развития гипотрофии? -
Какие клинические признаки гипотрофии первой, второй, третьей степени? -
Какие основные принципы лечения гипотрофии? -
Какие особенности диетотерапии при гипотрофии? -
Какова профилактика гипотрофии? -
Что такое паратрофия?
Лекция №7
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.
Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
Уровни усвоения:
Представления:
-
Механизмы развития патологического процесса при остром рините, отите, остром бронхите, ларинготрахеите. -
Роль медицинской сестры в диагностике заболеваний, оказании неотложной помощи при стенозе гортани. -
Роль медицинской сестры в организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами -
Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний.
Знания:
-
Анатомию и физиологию органов дыхания, АФО у детей у детей раннего возраста. -
Факторы риска и основные причины развития заболеваний. -
Ранние признаки и клинические проявления у детей разного возраста, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики. -
Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами -
Профилактику заболеваний.
План лекции:
-
Острый ринит: определение, причины, пути передачи инфекции. Уровень заболеваемости. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. -
Острый отит. Определение, клинические проявления, лечение, сестринский процесс. -
Острый ларинготрахеит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Варианты клинического течения. Клинические симптомы ларингита без стеноза и со стенозом (по степеням), осложнения, принципы лечения, оказания неотложной доврачебной помощи и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. -
Острый бронхит: определение, причины и факторы риска развития заболевания. Уровень заболеваемости. Виды бронхита. Бронхиальная обструкция. Клинические симптомы, осложнения, принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. -
Острая пневмония. Определение, клинические проявления, принципы лечения, сестринский процесс.
1. Острый ринит – острое воспаление слизистой оболочки полости носа.
Этиология:
-
Вирусы (риновирусы, аденовирусы и т.д.) -
Бактериальная флора присоединяется позднее.
Пути передачи инфекции:
-
Воздушно-капельный -
Контактно-бытовой (при прямом контакте или непосредственном загрязнении окружающих предметов носовым секретом).
Клиническая картина.
Инкубационный период короткий _от 1 до 2-х дней.
У детей раннего возраста заболевание протекает довольно тяжело:
-
Ребенок вялый, сон беспокойный, непродолжительный -
То тела обычно субфебрильная. -
Носовое дыхание затруднено, из носа водянисто-слизистые выделения, затем – густые слизисто-гнойные -
Нарушено дыхание через нос и сосание -
Небольшая гиперемия небных дужек. -
Возможны рвота и диспепсические расстройства.
У недоношенных и новорожденных детей ринит часто протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ.
У детей старшего возраста:
-
Обильные выделения из носа. -
Выраженная субфебрильная То тела (иногда на протяжении 7-10 дней).
Осложнения:
-
Воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, ларингит, бронхит, синусит) -
Катаральный или гнойный отит
Основные принципы лечения:
-
Жаропонижающие средства: парацетамол, нурофен и т.д. -
Капли в нос: сосудосуживающего действия (0,05% раствор нафтизина, називин), противовирусного действия (лейкоцитарный интерферон), антисептического действия (2% раствор колларгола, 20% раствор сульфацила натрия, 4% раствор протаргола), иммуностимулирующего действия (0,01% раствор тимогена, «Пиносол»). -
Отвлекающие процедуры: ножные и ручные ванны.
-
Острый отит
– это острое воспаление среднего уха. Чаще болеют отитом дети первых 2-х лет жизни. Заболевание чаще регистрируется в зимне-весенний период, может возникать как самостоятельное заболевание, но чаще осложняет течение других заболеваний (ОРВИ, корь, скарлатина, ангина и т.д.)
Этиология:
-
В-гемолитический стрептококк группы А -
Золотистый стафилококк -
Пневмококк -
Вирусы
Факторы риска развития заболевания:
-
АФО строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста -
Частые ОРВИ -
Снижение иммунитета -
Переохлаждение -
Хронические очаги инфекции