Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 235

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей

сестринский процесс при сахарном диабете


План изложения материала:

  1. Понятие сахарного диабета. Причины. Механизм развития заболевания.

  2. Клиническая картина.

  3. Методы диагностики.

  4. Принципы лечения и особенности сестринского ухода.

  5. Характеристика ком при сахарном диабете.

  6. Сестринский уход при сахарном диабете

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

Представлять:

- структуру заболеваемости

- механизм развития сахарного диабета

Знать:

- причины, факторы риска, проблемы, нарушенные потребности, клинические признаки, особенности течения сахарного диабета у детей

- методы лабораторной диагностики

- осложнения

- причины проявления, клинические признаки кетоацидотической (диабетической) и гипогликемической ком, оказание неотложной помощи

- особенности работы медицинской сестры, принципы лечения

- профилактику, диспансерное наблюдение при сахарном диабете.


    1. Сахарный диабет (далее СД)

– заболевание, в основе которого лежит абсолютная или относительная недостаточность инсулина всех видов обмена веществ.

Различают два типа сахарного диабета зависимый (1 этап, юношеский) и инсулинозависимый (11 тип, взрослый). У детей встречается в основном инсулинозависимый сахарный диабет (ИЗСД).

Причины.

Ведущее значение в развитии заболевания имеют аутоиммунные нарушения, вирусные инфекции (эпидемический паротит, краснуха, корь, ветряная оспа, ОРВИ), наследственная отягощенность. Факирами риска СД являются стрессовые ситуации, физические травмы головы и поджелудочной железы, избыточное содержание в пище жиров и углеводов.

Механизм развития СД.

В основе развития заболевания лежит недостаточная продукция В- клетками поджелудочной железы гормона инсулина.

При его дефиците снижается проницаемость клеточных мембран для глюкозы, увеличивается распад гликогена, увеличивается образование глюкозы из белков и жиров. В результате этих процессов повышается содержание глюкозы в крови. Гипергликемия приводит к глюкозурии –


(повышение уровня сахара в моче), что в свою очередь вызывает полиурию (увеличение объема мочи). Возникающее при этом уменьшение объема крови, обуславливает развитие полидипсии (повышение жажды). В результате нарушения превращения углеводов в жиры, синтеза белка развивается похудение больного и возникает полифагия (чрезмерный аппетит). Вследствие нарушенного жирового обмена снижается образование жира и усиливается его распад. В крови накапливаются недоокисленные продукты жировые продукты (кетоновые тела) – происходит сдвиг кислотно-щелочного состояния в кислую сторону, что приводит к глубокому нарушению всех видов обмена.

2. Клиническая картина.

Основные клинические признаки

  • Полифагия – много ест

  • Полидипсия – много пьет

  • Полиурия – много мочится

  • Похудание

  • Слабость, вялость

  • Сухость кожных покровов

  • Запах ацетона изо рта

  • Зуд половых органов

  • У грудных детей симптом «накрахмаленных пеленок»

3. Методы лабораторной диагностики

  • исследование крови на сахар (берется натощак) при сахарном диабете отмечается повышение сахара в крови – гипергликемия.

  • исследование сахара в моче. При сахарном диабете появляется глюкозурия (сахар в моче)

  • для ориентировочного определения гликемии (экспресс–методы диагностики) можно пользоваться индикаторными полосками «Глюкопрофиль»; для определения сахара в моче применяется «Глюкотест»; кетоновые тела в моче определяют с помощью «Кетостика».


4.Принципы лечения и особенности сестринского ухода.

Как жить с сахарным диабетом?

Сахарный диабет – не болезнь, а образ жизни!

Самое главное – научиться с ним жить.

Вот основные правила.

1. Правильно организовать диету

Диета - стол №9

Резко ограничить легкоусвояемые углеводы – сахар, конфеты, пшеничная мука, макаронные изделия, манная, рисовая крупа, крахмал, виноград, бананы, курага. Рекомендуется их замена на углеводы содержащие большое количество клетчатки, замедляющей всасывание глюкозы (ржаная мука, гречневая, перловая, овсяная крупы, капуста, морковь, свекла)



Умеренное ограничение жиров животного происхождения

Принимать пищу не менее 6 раз в сутки (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин). Этим достигается постоянный уровень сахара в крови

11. Ежедневно вводить инсулин.

Особенности проведения инсулинотерапии:

Инсулин хранить в холодильнике при температуре от +4 до +6оС в холодильнике.

Инсулин вводить строго по правилам с целью профилактики развития липодистрофии:

- только инсулиновым шприцем

- подкожно глубоко

- подогретым до температуры тела

Через 15 – 20 минут после введения инсулина больной обязательно должен поесть в связи с возможным развитием гипогликемической комы.

Больного и его родственников необходимо обучить технике введения инсулина с помощью инсулинового шприца или шприца – ручки.

Различают инсулины:

- короткого действия (актрапид, и др.)

- средней продолжительности действия (инсулонг, хомофан)

- длительного действия (ультралонг)

111. Регулярно проводить самоконтроль содержания сахара:

- измерение сахара в крови с помощью глюкометра

- определение сахара в моче глюкотестом

- использование кетотеста для определения ацетона в моче


Осложнения сахарного диабета:

Ангиопатии различной локализации – генерализованное поражение мелких сосудов с нарушениями кровообращения и функции органов: сосудов сетчатки глаз, головного мозга, нижних конечностей, почек.

Физический и половой инфантилизм (отставание в физическом и половом развитии)

Развитие комы (диабетической либо гипогликемической комы)
5. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМ

Механизм развития

ДИАБЕТИЧЕСКАЯ КОМА

ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА


Недостаток инсулина –

накопление в крови кетоновых

тел, развитие ацидоза, гипергликемия


Снижение глюкозы в крови

Возможные причины развития

Диабет не диагностирован

Низкая доза инсулина

Нарушение диеты (злоупотребление

углеводами)

Передозировка инсулина

Пропуск приема пищи после введения инсулина

Большая физическая нагрузка

Клиника

Постепенное развитие

Сухость кожи и слизистых

Тонус глазных яблок понижен

Запах ацетона изо рта


Внезапное развитие

Повышенная потливость

Тонус глазных яблок нормальный

Быстрая потеря сознания

Судороги

Дыхание без изменений

Лабораторная диагностика

Гипергликемия

Ацетон в моче


Снижение глюкозы в крови

В моче глюкоза и кетоновые

тела не определяются

Неотложная помощь

Срочная госпитализация.

Введение инсулина в в/в дозе

0,1 Е /ЕД /кг/ г;

Промыть желудок

Поставить клизму с содовым раствором

Согревание больного

Оксигенотерапия


Прием сладкого чая, меда,

варенья – при гипогликемических состояниях

При потере сознания – в/в введение 20 % р –ра глюкозы и глюкогона



6. Сестринский процесс при сахарном диабете

  • Организовать стол № 9

  • Организовать прием пищи 6 раз в сутки

  • Обучать пациента или его родственников

  • Регулярно вводить препараты инсулина

  • Строго следить за приемом пищи после введения препаратов инсулина

  • Дозировать физическую нагрузку больного ребенка

  • Строго следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек

  • Обучать ребенка от присоединения инфекций и простудных заболеваний.


Контрольные вопросы

  1. Дайте определение заболеванию

  2. Назовите основные причины

  3. Расскажите о клинических проявлениях у детей

  4. Расскажите о методах диагностики

  5. Расскажите об особенностях сестринского процесс при сахарном диабете

  6. Назовите отличительные признаки гипер- и гипогликемической ком

Лекция № 14

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе


План изложения материала:

  1. Корь: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.

  2. Краснуха: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.

  3. Ветряная оспа: понятие, общие сведения, клинические признаки, методы лабораторной диагностики, осложнения, лечение, противоэпидемические мероприятия.

  4. Сравнительная таблица.


Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, профилактике изучаемых заболеваний.

Представлять:

- структуру заболеваемости;

- механизм развития патологического процесса при кори, краснухе, ветряной оспе.

Знать:

- этиологию и эпидемиологию заболевания;

- период болезни, клинические признаки заболевания, осложнения;

- принципы лечения, ухода, профилактики;

- противоэпидемические мероприятия;

- схему и принципы активной иммунизации при кори, краснухе.
1. КОРЬ.

Корь – заболевание вирусной этиологии, сопровождающееся симптомами интоксикации, катаром верхних дыхательных путей, пятнисто-папулезной сыпью, наклонностью к осложнениям.
Общие сведения.

Возбудитель – РНК-содержащий вирус, малоустойчивый во внешней среде, обладающий высокой летучестью.

Источник инфекции – больной человек.

Путь передачи – воздушно-капельный.

Восприимчивость – всеобщая.

Иммунитет – стойкий, пожизненный.

Возрастной аспект. Корью могут болеть дети всех возрастов после 3-х мес. жизни. До 3-х мес. дети обладают абсолютным иммунитетом к кори, с 3-х до 8-ми мес. Имеется относительная невосприимчивость к этой инфекции.

Опорные признаки:

  • пятна Бельского-Филатова-Коплика (белые пятнышки диаметром до 1 мм на слизистой оболочке щек напротив малых коренных зубов, окруженные воспалительной зоной гиперемии). Появляются на 2-3 день болезни и исчезают через 2-3 дня, оставляя гиперемию и разрыхленность слизистой оболочки щеки;

  • этапное появление сыпи на коже в течение 3-х дней (лицо, туловище, конечности) на 4-5 день от начала катарального периода;

  • сыпь обильная, пятнисто-папулезная, склонная к слиянию;

  • появление пигментации с 3-го дня высыпания.

  • катаральные явления (кашель, насморк, слезотечение, светобоязнь, блефарит);

  • симптомы интоксикации (повышение температуры тела, слабость, вялость, нарушение сна, раздражительность);

  • повышение температуры тела до высоких цифр при появлении высыпаний.