Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей

его передозировки (использовать только специальную пипет­ку, правильно отсчитывать капли), витамин Дперед упот­реблением предпочтительнее разводить в грудном молоке, хранить в прохладном, защищенном от света месте.

  • Помочь родителям правильно оценивать состояние ребен­ка, своевременно обращаться к врачу при появлении у него диспептических расстройств или изменений в поведении.

  • Убедить родителей в необходимости динамического на­блюдения за ребенком врачом педиатром.


    Контрольные вопросы:

    1. Дайте определение рахита.

    2. Какие причины и факторы риска способствуют развитию рахита?

    3. Какие клинические проявления характерны для начального периода рахита?

    4. Какие клинические проявления рахита в периоде разгара?

    5. Какие основные принципы лечения рахита?

    6. Какие выделяют виды профилактики рахита?

    7. Что такое спазмофилия?

    8. Каков механизм развития спазмофилии?

    9. Какие клинические симптомы характерны для латентной и явной спазмофилии?

    10. Какие принципы лечения спазмофилии?

    11. Какова профилактика спазмофилии?

    12. Что такое гипервитаминоз Д?

    13. Какие факторы способствуют развитию гипервитаминоза Д?

    14. Какие клинические проявления гипервитаминоза Д?

    15. Какие основные принципы лечения гипервитаминоза Д?

    16. Какой прогноз при гипервитаминозе Д?


    Лекция №5


    Сестринский процесс при аномалиях конституции.

    Атопический дерматит.



    Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.
    Уровни усвоения:

    Представления:

    1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

    2. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами.

    3. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники.

    .

    Знания:

    1. АФО кожи детей грудного возраста.

    2. Факторы риска и причины развития атопического дерматита.

    3. Клинические проявления у детей разного возраста, проблемы пациентов, диагностику, осложнения. Принципы общего и местного лечения, организацию этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

    4. Профилактику заболеваний и обострений.


    План лекции:

    1. Понятие о конституции. Аномалии конституции. Виды диатезов.

    2. Атопический дерматит. Уровень заболеваемости. Причины и факторы риска атопического дерматита.

    Клинические проявления атопического дерматита у детей раннего возраста, осложнения. Диагностика и принципы лечения. Сестринский процесс при атопическом дерматите.

    1. Профилактика атопического дерматита.




    1. Понятие о конституции. Аномалии конституции. Виды диатезов.


    Конституция организма (constitutio – состав, устройство) – это комплекс наследственных, функциональных и морфологических особенностей организма, которые определяют его реакцию на различные воздействия внешней среды.

    Аномалии конституции – диатезы (diathesis – предрасположение, склонность к чему-либо). Диатез – это аномалия конституции, которая проявляется неадекватной реакцией на обычные внешние факторы и определяет предрасположенность организма к развитию определенных патологических процессов и заболеваний.



    Выделяют четыре типа диатезов:

    • Экссудативно-катаральный

    • Аллергический

    • Лимфатико-гипопластический

    • Нервно-артритический

    2. Атопический дерматит

    Факторы риска развития заболевания:

    • Семейно-наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям, расстройствам со стороны желудочно-кишечного тракта, хроническому течению воспалительных заболеваний.

    • Нерациональное питание матери во время беременности, злоупотребление облигатными аллергенами (цитрусовые, шоколад, клубника, рыба, кура, мёд, яйца).

    • Тяжелые токсикозы беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности.

    • Раннее искусственное вскармливание ребенка. Основная роль в возникновении диатеза отводится белку коровьего молока, затем яичный белок и т.д.

    • Применение лекарственных препаратов, как во время беременности, так и в постнатальном периоде (антибиотики, витамины, гаммаглобулины, вакцины, сыворотки и т.д.)

    • Применение бытовых аллергенов в уходе за ребенком: стиральные порошки, отдушки, кремы, масла и т.д.

    • Воздействие неспецифических факторов: перегревание, переохлаждение, солнечная инсоляция и т.д.

    Клиническая картина.

    Первые симптомы могут появиться уже в первые недели жизни ребенка, после повторного поступления аллергена в организм, выработки достаточного количества антител и взаимодействия антител с антигенами:

    • Упорные опрелости в естественных складках кожи при хорошем уходе, трудно поддаются лечению.

    • Буроватые жировые чешуйки на волосистой части головы и надбровных дугах (гнейс, себорея).

    • Гиперемия, инфильтрация, шелушение на коже щек (молочный струп), иногда образуются пузырьки и мелкие чешуйки.

    • Сухость и бледность кожных покровов.

    • Рецидивирующая молочница на слизистой оболочке полости рта, «географический» язык.

    • Мокнутие и трещины за ушными раковинами.

    • Общее состояние ребенка нарушено: беспокойный сон, раздражительность, неустойчивость настроения.


    С 2-3 месяцев могут появиться:

    • Эритематозно-папулезные мокнущие пятна на щеках, которые могут распространяться на все лицо, шею, запястья, кисти, разгибательные поверхности конечностей, вызывающие сильный зуд (сухая или мокнущая экзема).

    • Высыпания в виде везикул, наполненных серозным содержимым (строфулюс), которые быстро вскрываются и образуют эрозии; при этом поврежденные поверхности кожи часто инфицируются.

    • Иногда на конечностях при выраженной сухости и шелушении кожи появляются маленькие, плотные, зудящие узелки (почесуха).

    • Может появиться неустойчивый стул.


    Течение заболевания волнообразное, периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Обострение часто совпадает с переводом ребенка на искусственное вскармливание или введением в пищу новых пищевых аллергенов.

    Прогноз.

    Возможен переход в другие аллергические заболевания:

    респираторный аллергоз, бронхиальная астма, нейродермит.

    Основные принципы лечения:

    1. Организация рационального питания (гипоаллергенной диеты):

    • Максимальная длительность грудного вскармливания (не менее 3-4 месяцев).

    • Из рациона кормящей матери необходимо исключить облигатные аллергены (шоколад, рыбу, грибы, копчености, цитрусовые и т.д.), ограничить коровье молоко, яйца, исключить овощи и фрукты красного, черного и оранжевого цвета.

    • При отсутствии грудного молока назначаются кисломолочные смеси, при непереносимости коровьего молока – смеси, приготовленные на соевом или молоко других животных (козье).

    • Первый прикорм вводят с 4-х месяцев в виде безмолочного овощного пюре из кабачков, белокочанной капусты, картофеля.

    • Второй прикорм – каши (гречневая, рисовая, кукурузная, овсяная) на овощном отваре или соевой основе, вводится через месяц от назначения первого прикорма.

    • Третий прикорм – снова овощное пюре с 6 месяцев.

    • Мясо вводится с 6-7 месяцев (кролик, индейка, нежирная говядина, нежирная свинина) в отварном виде.

    • Мясной бульон противопоказан, супы готовят только вегетарианские.

    • Яичный желток, сваренный вкрутую, допускается в рацион не ранее 12 месяцев. Не показано введение творога, рыбы, цельного яйца.

    • Ограничиваются легкоусвояемые углеводы, часть сахара заменяется сахарозаменителями (фруктоза).

    • Соки даются по возрасту, свежеприготовленные, из зеленых яблок и белой смородины. Нельзя вводить консервы в любом виде.

  • Организация гипоаллергенного быта:

    Влажная уборка в помещении, где находится ребенок, 2 раза в день.

    Исключить контакт ребенка с домашними животными, кормом для рыб, бытовыми аллергенами, убрать перовые и пуховые подушки, одеяла, перины.

    Убрать из окружения ребенка ковры, комнатные цветы.


    Избегать шерстяную, синтетическую одежду.

    1. Лекарственные препараты:

    Антигистаминные препараты: супрастин, кетотифен.

    Витаминотерапия: витамины А, В, Е, пантотенат кальция, липоевая кислота.

    Биопрепараты: бифидумбактерин, лактобактерин (при неустойчивом стуле).

    Ферментотерапия: абомин, панкреатин, панзинорм.

    Средства, повышающие иммунитет: дибазол, элеутерококк, женьшень, лимонник.

    Седативные препараты (при кожном зуде): валериана, пустырник.

    1. Местная терапия:

    • Цинковая паста с анестезином, мази с нафталаном, ланолином, окисью цинка, 3% серно-салициловая мазь – для снятия зуда и воспаления. ПРИ отсутствии эффекта – мази с добавлением глюкокортикоидов (преднизолона, флуцинара).

    • Болтушки с тальком и окисью цинка, солкосерил (мазь, гель).

    • Примочки с 1% раствором резорцина или 0,25% раствором нитрата серебра, с персиковым или оливковым маслом – при мокнутии.

    • Лечебные ванны с отварами череды, калины, ромашки, с крахмалом (при обострении проводить ежедневно).

    • При гнейсе за 2 часа до купания смазывать корочки вазелиновым или растительным маслом, во время купания удалять их гребешком.

    1. Фитотерапия: отвар из сбора трав – солодка, корень лопуха, крапива, шалфей, береза – в течение 2-4 недель, повторять курс 3 раза в год


    Профилактика.

    1. Антенатальная:

    • Выявлять при выполнении патронажа беременных женщин с отягощенным аллергическим анамнезом

    • Рациональное питание беременной женщины, не злоупотреблять приемом лекарственных препаратов.

    • Избегать стрессовых ситуаций во время беременности, отказаться от вредных привычек.

    • Своевременное выявление и лечение токсикозов и заболеваний у беременной женщины.

  • Постнатальная:

    • Максимальная длительность грудного вскармливания.

    • Рациональное питание кормящей матери и ребенка с исключением пищевых аллергенов.

    • Избегать контакта с возможными аллергенами.

    • Проводить закаливание ребенка, длительные прогулки на свежем воздухе.

    • Проводить лекарственную терапию только по назначению врача.

    • Создать в доме гипоаллергенный быт.

    • Постоянно вести «пищевой дневник» для выявления значимых аллергенов и их устранения.

    • Регулярно санировать очаги хронической инфекции.

    • Своевременно проводить лечение дисбактериоза.