Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 231

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Введение в науку «Педиатрия». История педиатрии. Структура педиатрической службы. Демографические показатели.

Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме

Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных заболеваниях кожи и пупочной ранки новорожденного, сепсис новорожденного

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и

гипервитаминозе Д

Сестринский процесс при аномалиях конституции.

Атопический дерматит.

Сестринский процесс при острых расстройствах пищеварения и хронических расстройствах питания у детей раннего возраста Цель: сформировать у студентов представления и знания об изучаемых заболеваниях, принципах организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами в условиях стационара и амбулаторного лечения.Уровни усвоения:Представления: Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях. Роль медицинской сестры в диагностике и организации сестринского процесса при уходе за пациентами. Роль медицинской сестры в проведении профилактических мероприятий и организации диспансерного наблюдения в условиях детской поликлиники. . Знания: АФО органов пищеварения у детей грудного возраста. Факторы риска и причины развития заболеваний. Ранние признаки, основные клинические проявления, осложнения, проблемы пациентов, диагностику. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами. Профилактику заболеваний. План лекции: Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста. Гипотрофия: определение. Уровень заболеваемости. Основные причины и факторы, способствующие развитию гипотрофии. Клинические симптомы гипотрофии по степеням тяжести, осложнения, методы диагностики, принципы лечения и планирование сестринского ухода за пациентами. Сестринский процесс при гипотрофии. Острые расстройства пищеварения у детей раннего возраста. Причины. Клинические проявления. Принципы лечения. Острое расстройство пищеварения у детей раннего возраста возникает при: неправильном режиме питания (более частые, чем это необходимо, кормления); резком переходе от грудного к искусственному без предварительной постепенной подготовки к новым видам нищи (несоответствие состава пищи возрасту ребенка). Симптомы и течение:У ребенка наблюдаются срыгивания и рвота, при которых удаляется часть избыточной или неподходящей пищи. Часто присоединяется понос, стул учащается до 5-10 раз в сутки. Кал жидкий, с зеленью, в нем появляются комочки непереваренной пищи. Живот вздут, отходят газы с неприятным запахом. Отмечается беспокойство, аппетит снижен.Лечение: отменить все прикормы объем питания сократить на половину давать достаточное количество жидкости до необходимого объема питания (используются глюкозо-солевые растворы – регидрон, физиологический раствор, 5% раствор глюкозы) после прекращения рвоты и поноса объем питания увеличивают, в дальнейшем вводят прикормы с учетом правил (постепенно, поочередно, объем прикорма для ребенка первого года жизни не более 150 г в одно кормление) 2. Хронические расстройства питания у детей раннего возрастаДистрофия (от греч. dys- расстройство, trophe- питание) - это хронические расстройства питания у детей. Дистрофии бывают: Гипотрофия – недостаточное питание. Паратрофия, ожирение – избыточное питание. Дистрофические состояния снижают иммунитет, ухудшают течение острых заболеваний и предрасполагают к развитию хронических заболеваний.Гипотрофия (hypo – ниже, trophe – питание) – это хроническое расстройство питания детей раннего возраста, характеризующееся недостаточным поступлением питательных веществ, нарушением их усвоения, развитием дефицитом массы тела, роста и т.д. Частота гипотрофий составляет 10-12% детей до 3-х лет.Этиология:Основная причина гипотрофии – количественный и качественный недокорм.Факторы риска развития заболевания: Алиментарные факторы: Недостаточное питание матери во время беременности Тяжелые токсикозы беременности, внутриутробная инфекция Интоксикации (гипервитаминоз Д и т.д.) Анорексия Несбалансированное питание ребенка

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.

Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.

Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.

сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.

Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей

сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей

сестринский процесс при сахарном диабете

сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе

сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше

сестринский процесс при скарлатине

сестринский процесс при дифтерии

сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей

сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей

сестринский процесс при острых кишечных инфекциях у детей


Клиническая картина.

Изменения со стороны нервной системы:

Беспокойный сон,

Раздражительность,

Рассеянность или вялость ребенка

Изменения со стороны желудочно-кишечного тракта:

Потеря аппетита,

Тошнота,

Боли в животе,

Учащенный стул

Местные проявления:

Зуд в перианальной области,

Гиперемия и расчесы кожи промежности и перианальной области

Осложнения:

Вульвовагинит у девочек

Аппендицит

Ночное недержание мочи

Методы диагностики:

Соскоб с перианальных складок

Основные принципы лечения:

Ввиду того, что упорность энтеробиоза зависит от повторного самозаражения, лечение может дать хороший эффект только при следующих условиях:

Проведение непрерывного курса лечения.

Одновременное лечение всех членов семьи.

Систематическое проведение санитарно-гигиенических мероприятий в окружении больного энтеробиозом.

Медикаментозное лечение:

Антигельминтные средства: пирантел, вермокс.

Контроль эффективности через 2 недели.

Санитарно-гигиенические мероприятия:

Ребенка на ночь подмывать теплой водой с мылом, область анального отверстия смазать детским кремом или вазелином и надеть чистые, плотно облегающие трусики.

Утром ребенка снова подмыть, трусики поменять.

Использованные трусики прокипятить и прогладить утюгом по изнаночной стороне.

Профилактика аскаридоза и энтеробиоза.

При выявлении энтеробиоза необходимо обследовать и лечить всех контактных.

Соблюдать правила личной гигиены, мыть руки перед едой и после посещения туалета.

Обследовать всех детей, вновь поступающих в детские учреждения или после летних отпусков.

Ежедневно проводить влажную уборку помещений.

Прививать гигиеническую культуру детям с раннего возраста.

Постоянно проводить санитарно-просветительную работу среди родителей и детей.

Сестринский процесс при гельминтозах.
Возможные проблемы пациента:

Нарушение питания из-за диспепсических явлений

Дискомфорт, связанный с зудом в области перианальных складок

Нарушение сна

Боли в животе

Нарушение физиологических отправлений

Дискомфорт, связанный с аллергическими реакциями (кожная сыпь, зуд, отечность тканей и т.д.)


Недостаточные гигиенические навыки

Дефицит самоухода

Риск развития осложнений

Возможные проблемы родителей:

Дефицит знаний о заболевании, прогнозе и профилактических мероприятиях

Неадекватная оценка состояния ребенка

Недоверие к проводимому лечению

Риск заражения всех членов семьи

Низкая санитарно-гигиеническая культура

Сестринские вмешательства:

Своевременно информировать родителей и ребенка о возможных причинах возникновения заболевания, клинических проявлениях, помочь осознать необходимость соблюдения санитарно-гигиенических мероприятий для предупреждения заболевания и самозаражения (при энтеробиозе).

Вовлекать ребенка и родителей в планирование и реализацию ухода. Убедить пациента и членов его семьи систематически проводить санитарно-гигиенические мероприятия:

Научить детей регулярно и правильно мыть руки с мылом

Чаще проводить смену нательного и постельного белья, при этом стараться его не трясти, а аккуратно складывать и хранить до стирки в специальном закрытом контейнере (при энтеробиозе)

Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой, пить только кипяченую воду

Следить за чистотой нательного и постельного белья, предметов домашнего обихода, игрушек

При проведении дегельминтизации рекомендовать ребенку легко усвояемую полужидкую пищу с ограничением жиров, но при этом увеличить количество животного и растительного белка. Увеличить объем вводимой жидкости в виде слабощелочной дегазированной минеральной воды, отвара шиповника. Увеличить в пищевом рационе содержание витаминов и минеральных солей за счет соков, свежих фруктов и овощей. Всю пищу подавать в теплом виде.

Обеспечить ребенка полноценным питанием, при нарушении аппетита предлагать любимые блюда, уделять внимание эстетической сервировке стола.

Контролировать прием антигельминтных препаратов, оценивать эффективность проводимой терапии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах.

Своевременно обследовать всех контактных членов семьи на гельминтоз.

Рекомендовать тщательное мытьё игрушек, предметов ухода, детской мебели мыльно-содовым раствором, проводить ежедневно влажную уборку помещений, регулярно чистить пылесосом мягкую мебель, мягкие игрушки и ковровые покрытия.

Обучить родителей подготовке ребенка к обследованию на энтеробиоз и технике сбора кала для исследования на яйца гельминтов, правилам доставки материала в лабораторию.


Контрольные вопросы

  1. Какие факторы способствуют распространению гельминтозов?

  2. Какие классы гельминтов выделяют?

  3. Каков механизм заражения аскаридозом и энтеробиозом?

  4. Какие периоды выделяют в процессе паразитирования аскариды в организме человека?

  5. Каковы основные клинические проявления аскаридоза и энтеробиоза?

  6. Какие основные принципы лечения аскаридоза?

  7. Какие основные принципы лечения энтеробиоза?

  8. Какие обследования проводятся для диагностики аскаридоза и энтеробиоза?

  9. Какие мероприятия необходимо проводить для профилактики аскаридоза и энтеробиоза?

  10. Какие противогельминтные препараты можно использовать для лечения аскаридоза и энтеробиоза?


Лекция № 11

сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей


План изложения материала:

    1. Понятие анемии. Классификация. Причины развития.

    2. Клинические проявления железодефицитной анемии.

    3. Принципы лечения.

    4. Принципы диспансерного наблюдения.

Цель занятия: Сформировать у студентов знания по особенностям клиники, вариантам течения заболеваний, принципам организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами, профилактике изучаемых заболеваний.

Представлять и понимать:

  1. Механизмы развития патологического процесса при изучаемых заболеваниях.

  2. Роль медицинской сестры в профилактике заболеваний и проведении диспансерного наблюдения за пациентами с железодефицитной анемией.

Знать:

  1. Анатомо-физиологические особенности системы крови.

  2. Факторы риска и причины развития изучаемых заболеваний.

  3. Основные клинические проявления, проблемы пациентов, осложнения, методы диагностики.

  4. Принципы лечения и организации этапов сестринского процесса при уходе за пациентами.

  5. Профилактику заболеваний.




    1. Анемия. Понятие. Классификация. Причины развития.

– патологическое состояние организма, при котором снижается количество гемоглобина в единице объема крови чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов.

Классификация.

Анемии делятся на:

а) дефицитные (железо-, витамино-, белководефицитные)

б) апластические

в) гемолитические

г) постгеморрагические

По степени тяжести анемии делятся на:

а) легкой степени тяжести (гемоглобин снижен до 90 г/ л, эритроциты до 3,0 х1012 /л)

б) средней тяжести (гемоглобин 89-70г/ л, эритроциты до 2,5 х1012 /л)

в) тяжелую анемию (гемоглобин менее 70 г /л, эритроциты менее 2,5 х1012
Всемирная организация здравоохранения рекомендует считать нормой содержание гемоглобина в крови у взрослых выше 120 г/л,

а у детей до 5 лет – выше 110 г /л.
Железодефицитной анемией является анемия, характеризующаяся снижением уровня гемоглобина в единице объема крови ниже


110 – 120 г/ л), уменьшением средней концентрации гемоглобина в одном эритроците при снижении сывороточного железа (ниже 12 –14 мкмоль/ л).
Железодефицитные анемии (ЖДА) встречаются чаще других анемий, особенно в первые годы жизни ребенка.
Причины: а) дефицит железа в депо (недоношенность, многоплодная беременность, анемии у беременных)

б) недостаточное поступление железа и других микроэлементов, белка, витаминов с пищей (одностороннее вскармливание коровьим или козьим молоком, позднее введение прикормов, несбалансированное питание, злоупотребление углеводной диетой

в) нарушение всасывания железа в кишечнике при заболевании органов пищеварения

г) избыточная потеря железа при кровотечениях, гельминтозе, экссудативно-катаральном диатезе

д) повышение потребности в железе в период интенсивного роста, частых заболеваний ребенка.

2. Клинические проявления

снижение аппетита, сухость кожи, истончение и ломкость ногтей и волос, облысение, извращение вкуса и обоняния, «заеды» в уголках рта, трещины слизистой оболочки губ, кариес зубов, отставание в физическом и психическом развитии, головокружение, обмороки.

Детям с ЖДА свойственны:

субфебрилитет, частые респираторные инфекции, бронхиты, пневмонии, склонность к хронизации заболеваний.

3. Принципы лечения

а) устранение причин, вызывающих заболевание

б) организация правильного режима дня

в) рациональное сбалансированное питание

г) лекарственное восполнение дефицита железа и других микроэлементов.
Режим активный, с достаточным пребыванием на свежем воздухе.

Детям раннего возраста назначают массаж, гимнастику, достаточное пребывание на воздухе, более старшим детям - умеренные занятия физкультурой с целью улучшения аппетита, всасывания пищевых продуктов и стимуляции обменных процессов.
Диета должна быть, соответствующая возрасту ребенка, с включением в рацион продуктов, богатых железом, белком, витаминами, микроэлементами.

В зависимости от содержания железа пищевые продукты делят на «богатые» железом (в 100 гр продуктов – более 5 мг железа): печень, толокно, желток; умеренно «богатые» (в 100 гр продукта от1 до 4 –5 мг железа) – куриное мясо, говядина, крупы : овсяная , пшеничная, гречневая, яблоки; «бедные» железом (в 100 гр продукта менее 1 мг железа) – морковь, клубника, виноград, молоко.