Файл: Курс лекций по учебной дисциплине Сестринское дело в педиатрии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Сестринский процесс при асфиксии новорожденного и родовой травме
Сестринский процесс при рахите, спазмофилии и
Сестринский процесс при аномалиях конституции.
Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания.
Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения.
Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения.
сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста.
Хронический гастрит, гастродуоденит, дискинезии желчевыводящих путей (ДЖВП).
Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз.
сестринский процесс при железодефицитной анемии у детей
сестринский процесс при геморрагических диатезах у детей
сестринский процесс при сахарном диабете
сестринский процесс при кори, краснухе, ветряной оспе
сестринский процесс при эпидемическом парорите и коклюше
сестринский процесс при скарлатине
сестринский процесс при дифтерии
сестринский процесс при менингококковой инфекции у детей
сестринский процесс при острых респираторных вирусных инфекциях у детей
М.С. Маслов занимался изучением особенностей обмена веществ у здорового и больного ребенка.
Ю. Ф. Домбровская (1891-1976) была последователем дела Н. Ф. Филатова. Она продолжительное время возглавляла детскую клинику 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова (ныне Медицинская академия), где проводились работы по изучению коллагенозов, витаминной недостаточности, заболеваний органов дыхания, крови.
А. Ф. Тур (1894-1974) - крупный ученый, работавший в Ленинградском педиатрическом медицинском институте, издал много работ по физиологии и диететике детей раннего возраста, патологии новорожденных, гематологии, а также написал учебник «Детские болезни».
За годы Советской власти в стране была создана целостная система государственной охраны здоровья женщины и ребенка, организованы новые типы лечебно-профилактических учреждений (женские консультации и детские поликлиники, молочные кухни, детские ясли и сады, пионерские лагеря и лесные школы, санатории и многое другое). Обязательная диспансеризация и иммунопрофилактика в декретированные сроки, массовые оздоровительные мероприятия позволили значительно снизить заболеваемость и смертность детей.
За последние десятилетия существенный вклад в развитие различных направлений педиатрии привнесли профессора учебных и научно-исследовательских учреждений города Москвы: Н. И. Нисевич, А. В. Мазурин, М. Я. Студеникин, В. А. Таболин, Н. С. Кисляк, Ю. Е. Вельтищев, А. А. Баранов, Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии - И. М. Воронцов, Н. П. Шабалов и др.
2. Структура педиатрической службы в Российской Федерации
-
Детская поликлиника. -
Детская больница. -
Педиатрические бригады Городской станции скорой помощи и отделения неотложной помощи при детских поликлиниках. -
Детские санатории и реабилитационные центры.
3. Демографические показатели в РФ.
Здоровье детей - объективный критерий социального благополучия общества.
В целях международной сопоставимости отечественной статистики и в связи с переходом на критерии живорождения и мертворождения,
принятые Всемирной организацией здравоохранения, органам и учреждениям здравоохранения следует придерживаться следующих определений и понятий живорождения, мертворождения, перинатального периода и параметров физического развития новорожденного (плода).
1. Живорождение
Живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие, как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Каждый продукт такого рождения рассматривается как живорожденный.
2. Мертворождение
Мертворождением является смерть продукта зачатия до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. На смерть указывает отсутствие у плода после такого отделения дыхания или любых других признаков жизни, таких, как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры.
3. Масса при рождении
Массой при рождении считается результат первого взвешивания плода или новорожденного, зарегистрированный после рождения. Эта масса должна быть установлена предпочтительно в течение первого часа жизни до того, как в постнатальном периоде произойдет значительная потеря массы. Измерение длины новорожденного (плода) должно обязательно производиться при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере.
Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г., считаются плодами с низкой массой при рождении; до 1500 г. - с очень низкой; до 1000 г. - с экстремально низкой.
ОБЩИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Годы | На 1000 человек населения | Число детей, умерших в возрасте до одного года, на 1000 родившихся живыми | ||
родившихся | умерших | естественный прирост, убыль (-) | ||
1992 | 10,7 | 12,2 | -1,5 | 18,0 |
1995 | 9,3 | 15,0 | -5,7 | 18,1 |
2000 | 8,7 | 15,3 | -6,6 | 15,3 |
2001 | 9,0 | 15,6 | -6,6 | 14,6 |
2002 | 9,7 | 16,2 | -6,5 | 13,3 |
2003 | 10,2 | 16,4 | -6,2 | 12,4 |
2004 | 10,4 | 16,0 | -5,6 | 11,6 |
2005 | 10,2 | 16,1 | -5,9 | 11,0 |
2006 | 10,4 | 15,2 | -4,8 | 10,2 |
В России в последнее десятилетие XX века сформировалась тенденция прогрессирующего ухудшения здоровья детей и подростков. Увеличилась заболеваемость во всех возрастных группах.
Важнейшим демографическим показателем, отражающим социально-экономическое состояние общества, является детская заболеваемость и смертность.
Показатель детской смертности зависит от числародов, возраста женщины,интервала между родами, степени невынашивания беременности, частотыи количества абортов, характера вскармливания ребенка,исхода предшествующей беременности, заболеванияматери, времени первого обращения беременной вженскую консультацию. В структуре детской смертности ведущим биологическим фактором является возраст ребенка. На первой неделеи первом месяце жизни ребенка ведущими причинами смертностиявляются:асфиксия, ателектаз легких, врожденные пороки развития, родовыетравмы. После первого месяцажизни среди причин смерти возрастает удельный вес пневмоний, острыхжелудочно-кишечных и инфекционных заболеваний, травматизма и других несчастных случаев, обусловленных факторамивнешней среды. Наблюдается определенное соответствие между показателями детской смертностии низким культурным уровнем населения.
Как видно из таблицы, после кризисных 1992-1993 годов, когда смертность достигла высоких показателей, в последние годы удалось добиться стабилизации показателей и даже имеется тенденция к их уменьшению. Это удалось добиться, в основном, за счет внедрения новейших медицинских технологий выхаживания недоношенных и маловесных детей. Негативные факторы жизни привели к росту числа случаев патологического течения и осложнений беременности и, естественно, к ухудшению здоровья потомства. В 2,5 раза возросло число новорожденных с замедлением роста и недостаточным прибавлением массы тела. Участились случаи врожденных пороков развития, внутриутробных инфекций и других заболеваний, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей в последующие периоды жизни. В четыре раза отмечается рост числа детей инвалидов детства. По экспертным оценкам в дальнейшем эта цифра может увеличиться.
Наибольшее опасение вызывает состояние здоровья подростков. В этой возрастной группе с 1990 года увеличи
лось в 3,7 раза число наркологических больных. Характерным для нашего времени становится дисгармоничное физическое развитие подростков, задержка полового развития. С конца 80-х годов отмечается увеличение количества функциональных расстройств, помимо этого достигли высоких показателей хронические заболевания у подростков. Определяющим фактором, оказавшим негативное влияние на здоровье детей, является ухудшение качества питания. В рационах детей повсеместно отмечается снижение количества белка, витаминов и микроэлементов. Резко снизилось потребление молока и молочных продуктов, мяса, овощей и фруктов. Это является причиной увеличения числа детей с болезнями крови, пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата, щитовидной железы, ухудшения психического и репродуктивного здоровья.
4.Роли медицинской сестры в условиях реализации «Национального проекта в здравоохранении».
Была разработана государственная программа улучшения здоровья детей, которая содержит следующие приоритетные направления:
-
Улучшение качества жизни ребенка, создание условий наиболее полного использования жизненного потенциала (физического, интеллектуального и эмоционального). -
Оказание квалифицированной помощи женщинам в пренатальном и постнатальном периодах. -
Совершенствование системы планирования семьи. -
Систематическое наблюдение за развитием ребенка. -
Вторичная профилактика заболеваний у детей путем скрининга доклинических стадий болезни. -
Помощь родителям и детям, у которых затруднено школьное обучение. -
Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.
Основные цели национального проекта в здравоохранении:
-
Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. -
Повышение доступности и качества медицинской помощи. -
Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. -
Развитие профилактической направленности здравоохранения. -
Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи
Основные направления профилактической работы в педиатрии.
Различают первичную, вторичную и третичную профилактику заболеваний.
Первичная профилактика состоит в предупреждении заболеваний путем устранения или нейтрализации причинных и предрасполагающих факторов. Она включает комплекс социальных, экономических, гигиенических, медицинских и воспитательных мер, которые должны выполняться не только учреждениями здравоохранения, но также государственными и общественными организациями. Первичная профилактика заболеваний составляет не только медицинскую, но и социальную проблему.
Основные направления первичной профилактики:
-
Диспансерное наблюдение за детьми всех возрастных групп. -
Проведение неспецифической и специфической иммунопрофилактики. -
Улучшение качества жизни, формирование здорового образа жизни. -
Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу. -
Психологическая помощь детям из группы риска. -
Планирование семьи. -
Систематическое наблюдение за женщиной в пренатальный период беременности и постнатальный период. -
Организация рационального питания. -
Гигиенический контроль над качеством пищевых продуктов. -
Повышение уровня санитарно-просветительной работы. -
Профилактика детского травматизма. -
Профилактика алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. -
Эпидемиологический контроль. -
Контроль над экологической ситуацией.
Вторичная профилактика предусматривает активное раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их прогрессирования и возможных осложнений. Вторичная профилактика обеспечивается оптимальной организацией лечебно-оздоровительной работы, диспансерным наблюдением и проведением противорецидивного лечения заболеваний.
Основные направления вторичной профилактики:
-
Выявление предрасположенности или ранних признаков заболевания. -
Формирование групп риска. -
Динамическое наблюдение за группами риска. -
Мониторинг физического и психического развития, сенсорной системы и др.