Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского»
Кафедра педагогики и психологии начального обучения
Специальность (направление) 44.03.01 Педагогическое образование
Профиль Начальное образование
Курсовая работа
на тему: «Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников»
Выполнил:
___________________________
Научный руководитель:
___________________________
Ярославль 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Понятие интерактивности 7
1.2 Интерактивные методы при обучении математике младших школьников 9
1.3Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов 15
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 21
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 21
2.3 Методические рекомендации по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников 27
Выводы по главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные школьники – это дети, которые выросли в окружении телевизионных экранов и дисплеев компьютеров. По сравнению с детьми 80-90 г.г., у них другой способ восприятия информации. Сегодняшним школьникам, для восприятия, необходима зрительная стимуляция.
Вместе с тем, в России, в настоящее время идет становление новой системы образования. Она ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим, в современном образовательном процессе должна присутствовать новизна, которая предопределена отличительными особенностями динамики формирования жизнедеятельности.
В соответствии с Федеральным государственным Образовательным Стандартом (далее ФГОС НОО) новизной в образовательном процессе будет применение интерактивных методов, как наиболее эффективных и результативных. Применение интерактивных сред в рамках урока или дополнительной образовательной деятельности облегчает педагогу подготовку, помогает сделать уроки наиболее интересными, насыщенными по формам деятельности, значимыми на результат. Способствует индивидуальному подходу к каждому ученику [1].
Применение интерактивных средств на уроках математики на ступени начального образования изучали многие педагоги и ученые. Среди них можно отметить Г.Г. Брусницину, Н.Я. Виленкина, В.М. Глушкова, Л. А. Жукову, Г.М. Коджаспирову и других [5, 13, 15, 20].
Требования создать цифровые образовательные среды в школах, закреплено на законодательном уровне. В соответствии с ФГОС информационно-образовательная среда должна включать в себя комплекс цифровых образовательных ресурсов, обеспечивать информационно-методическую поддержку. На заседании президиума совета при Президенте Российской Федерации в 2017 году было анонсировано, что запускается новый приоритетный проект «Цифровая школа» [1, 32].
В связи с этим разработано большое количество программ и приложений, которые позволяют работать в цифровом режиме. Существует огромное количество цифровых ресурсов, предназначенных для изучения теории. С целью контроля изученной теории можно использовать ресурсы с тестами. Все вышеуказанные ресурсы являются продолжением и развитием обычных учебных материалов.
Интерактивные среды, о которых пойдет речь в этой работе, позволяют внедрить новые и еще не использовавшиеся формы работы в практическом их применении. В рамках обучения математике детей младшего школьного возраста это могут быть эксперимент, исследование, конструирование, которые позволят решить творческие задачи обучения. Но данные методы обучения применяются мало, в связи с этим необходимо изучить возможность применения интерактивных математических сред, как средство реализации интерактивных методов обучения младших школьников на уроках математики. Этим и обусловлена актуальность исследования данной курсовой работы.
Проблема исследования заключается в поиске обоснованного ответа на вопрос о том, каковы особенности реализации интерактивных математических сред, в процессе реализации интерактивных методов обучения на уроках математики в младших классах образовательных учреждений.
Цель исследования: изучить интерактивные математические среды, как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.
Для достижения цели, необходимо выполнить следующие задачи:
-
Охарактеризовать понятие интерактивность; -
Дать понятие интерактивным методам при обучении математике младших школьников; -
Охарактеризовать интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов; -
Провести практическую работу по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников; -
Разработать рекомендации по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.
Объект исследования: использование интерактивных методов в обучении младших школьников.
Предмет исследования: процесс применения интерактивных сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение математике детей младшего школьного возраста будет успешным, если применять интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.
Методы исследования:
-
Анализ психолого-педагогической литературы; -
Педагогический эксперимент; -
Анализ образовательной среды; -
Математический анализ результатов педагогического исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена современная психолого-педагогическая литература по обучению младших школьников математике, рассмотрены современные образовательные системы и УМК. Рассмотрены понятия «интерактивная среда», «интерактивные методы».
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе практической работы данные могут быть использованы педагогами начальных классов, родителями, студентами ССУЗов и ВУЗов.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, каждый из которых состоит из трех параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
-
Понятие интерактивности
Термин «интерактивность» происходит от английского слова «interaction», что в переводе означает взаимодействие. Используется для описания взаимодействия в мире телекоммуникаций. Это могут быть компьютерные программы, мультимедийные приложения, чаты, технологии виртуальной реальности, дистанционные технологии обучения [10].
Рассматривая понятие интерактивность в широком смысле, можно сказать, что это возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать интересные нам телепередачи и фильмы в интересное нам время. Интерактивные компьютерные программы позволяют нам также в удобное и нужное для нас время играть или решать нужные задачи.
Интерактивность необходимо рассматривать в ряде некоторых аспектов. Должна быть определенная последовательность сообщений, это предполагает взаимозаменяемость отправителя и получателя, тем самым определяя всю композицию диалоговой коммуникации. Само средство интерактивности, например компьютер, рассматривается как третий участник коммуникации.
Продуктивность самого понятия интерактивность состоит в его проблематизирующем теоретическом потенциале. Например, это может быть принцип обратной связи, гипердиалог. Интерактивность возникает на «изломе языковой судьбы», когда формальная интенсивность коммуникации замещает содержательные процессы смыслопорождения [19].
Термин «интерактивная педагогика» был введен немецким исследователем Г.Фриц в 1975 году. Следует отметить, что данный термин в области педагогики уходит своими корнями в термин «активное обучение».
Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самому определить процесс обучения, освоения знаний и опыта. Интерактивное обучение широко используется в сфере коммерческого образования.
В образовательной практике понятие интерактивности получило распространение как способы взаимодействия обучающего и обучаемого. Это может быть интерактивная игра, интерактивное телевидение, интерактивная обучающая компьютерная программа, интерактивная доска.