Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
школе

В исследовании приняли участие 48 учащихся 3 класса. С целью проверки выдвинутой гипотезы нами были выбраны два класса, в одном из которых применяются интерактивные методы обучения, а в другом не применяются. В обучении в обоих классах реализуется УМК «Школа России». Класс, в котором применяются интерактивные методы в обучении, условно обозначим «экспериментальная группа», другой же класс «контрольная группа».

Цель практической работы: экспериментальное подтверждение эффективности использования интерактивных сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Задачи практической работы:

  1. Подобрать материалы для диагностики математических знаний и умений у учащихся 3 классов;

  2. Изучить возможности применения интерактивных средств обучения, в экспериментальной и контрольной группах;

  3. Провести диагностику учащихся;

  4. Проанализировать и сравнить полученные результаты.

Нами были разработаны критерии оценивания универсальных учебных действий, опираясь на которые разработан диагностический инструментарий.

  1. Ученик может поставить себе цель и выполнять работу для достижения цели;

  2. Сформированы элементарные математические знания и умения;

  3. Сформированы логика и критическое мышление;

  4. Находит допущенные ошибки и исправляет их;

  5. Адекватно воспринимает результаты своей деятельности.

Для диагностики математических знаний и умений, опираясь на материалы С.И. Волковой М. Беденко [9, 23], был разработан диагностический инструментарий (приложение 1.)

Диагностический инструментарий включает в себя, 6 заданий, направленных на проверку универсальных учебных действий, знаний элементарной математики и критического мышления.

Таблица № 4

Количество баллов по каждому из заданий

Задание

Баллы

1.

1

2 .

1

3.

1

4.

2

5.

3

6.

4


Критерии оценок:

Высокий уровень: 10-12 баллов. Ученик ставит цель, выполняет работу для достижения цели, имеет запас предусмотренный программой, сформированы логика и критическое мышление, перепроверяет выполненную работу, умеет находить допущенные ошибки.

Средний уровень: 6-9 баллов. Ученик ставит цель, выполняет работу для достижения цели, запас знаний предусмотренной программой не в полном объеме, недостаточно сформированы логика и критическое мышление, не находит или находит не все допущенные ошибки, при проверке своей работы.

Низкий уровень: 0-5 баллов. Ученик не умеет ставить цель. Несформированы математические знания и умения, предусмотренные программой. Логика и критическое мышление не развиты. Не могут перепроверить выполненную работу и найти допущенные ошибки.

Для полноты картины, с целью выявления зависимости уровня сформированности математических знаний и умений учащихся 3 классов был проведен анализ образовательной среды каждой группы.

Проанализируем полученные результаты.

Анализ образовательной среды экспериментальной группы приведен в таблице 3.

Таблица № 5

Анализ образовательной среды и оснащение кабинета

экспериментальной группы

Требования

Выполняемость

Наличие нормативной школьной документации

Имеются вся необходимая документация

Оборудование и оформление кабинета

Оснащен мебелью, необходимыми приспособлениями для обучения, имеется проектор, интерактивная доска, демонстрационный стол.

Учебно-методическое обеспечение

Оснащен необходимыми учебно-методическими пособиями, есть необходимые раздаточные и демонстрационные материалы.

Таким образом, исходя из таблицы 3, кроме всех необходимых обязательных материалов для обучения в экспериментальной группе исследования имеется средства интерактивного обучения младших школьников, к которым относятся проектор и интерактивная доска, а также демонстрационный стол.


Таблица № 6

Анализ образовательной среды и оснащение кабинета контрольной группы

Требования

Выполняемость

Наличие нормативной школьной документации

Имеются вся необходимая документация

Оборудование и оформление кабинета

Оснащен мебелью, необходимыми приспособлениями для обучения.

Учебно-методическое обеспечение

Оснащен необходимыми учебно-методическими пособиями, есть необходимые раздаточные и демонстрационные материалы.

В контрольной группе не используются средства интерактивного обучения детей.

Проанализируем результаты, полученные после проведения диагностики учащихся 3 класса.

Таблица № 7

Результаты, полученные в экспериментальной группе

Уровни

Кол-во

%

Высокий

9

37,5

Средний

12

50

Низкий

3

12,5

9 учащихся экспериментальной группы показали высокий уровень математических знаний и умений. Это 37,5% испытуемых. Эти дети умеют ставить перед собой цель и выполнять работу для достижения своей цели. Знания, предусмотренные программой усвоены, в полном объеме. Выполнили задания 4,5,6 из чего следует, что у детей развита логика и критическое мышление. Двое детей допустили ошибки при выполнении заданий, но перепроверив работы, нашли допущенные ошибки и исправили их.

50% учащихся показали средний уровень. Это 12 учеников, которые умеют ставить перед собой цель и достигать этой цели. Математические знания и умения предусмотренные программой сформированы не в полном объеме. Трое детей не до конца заполнили магический квадрат, хотя прослеживается правильный ход решения. Один ребенок не справился с пятым заданием, остальные допустили ошибки при выполнении заданий, что свидетельствует о недостаточном развитии логики и критического мышления.


12,5 % учащихся показали низкий уровень. Они не умеют ставить цель. Несформированы математические знания и умения, предусмотренные программой. Логика и критическое мышление не развиты. Не могут перепроверить выполненную работу и найти допущенные ошибки, даже после небольших подсказок учителя, о необходимости перепроверки выполненной работы.

Таблица № 8

Результаты, полученные в контрольной группе

Уровни

Кол-во

%

Высокий

5

20,8

Средний

10

41,7

Низкий

9

37,5

В контрольной группе высокий уровень показали 5 учащихся группы Они умеют ставить перед собой цель и выполнять работу для достижения своей цели. Также как и в экспериментальной группе у детей с высоким уровнем, знания, предусмотренные программой усвоены в полном объеме. Выполнили задания 4,5,6 с небольшими недочетами. Из этого следует, что у детей развита логика и критическое мышление. Двое детей допустили ошибки при выполнении заданий, но перепроверив работы, нашли допущенные ошибки и исправили их.

41,7 % учащихся показали средний уровень. Это меньше, чем в экспериментальной группе. Дети умеют ставить перед собой цель и достигать этой цели. Математические знания и умения предусмотренные программой сформированы не в полном объеме. Большинство детей допустили ошибки в выполнении 4, 5, 6 заданий, что свидетельствует о недостаточном развитии логики и критического мышления.

37,5 % учащихся показали низкий уровень. Они не умеют ставить цель. Не сформированы математические знания и умения, предусмотренные программой. Логика и критическое мышление не развиты. Не могут перепроверить выполненную работу и найти допущенные ошибки, даже после небольших подсказок учителя, о необходимости перепроверки выполненной работы.

Представим полученные данные в виде гистограммы:




Рис. 2. Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп

Примечание:

ЭГ –экспериментальная группа

КГ – контрольная группа.

Как видно из рисунка 2, в экспериментальной группе математические способности у детей развиты больше, чем в контрольной группе. Детей с высоким уровнем больше, а с низким уровнем меньше. Это доказывает наше предположение о том, что применение интерактивных сред обучения как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников оказывает положительное влияние на математическое развитие детей младшего школьного возраста.

В связи с вышеизложенном, нами был сделан вывод о необходимости разработки рекомендаций, по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении математики детей младшего школьного возраста.