Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx
Добавлен: 11.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучение не сводится лишь к информационному взаимодействию, а несет в себе обмен деятельностью, ценностями, смыслами и нацелено на передачу информации, на развитие и формирование личности [20].
Интерактивность в обучении можно рассматривать, как характеристику взаимодействия и общения субъектов процесса обучения, так и дидактическое свойство средств обучения. Если рассматривать интерактивность в обучении, как характеристику взаимодействия и общения субъектов процесса обучения, то в качестве интерактивных методов обучения выступает метод обучения построенный на усиленном межсубъектном взаимодействии всех участников процесса обучения, а интерактивное обучение, как обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Если же рассматривать интерактивность в обучении, как дидактическое свойство средств обучения, то интерактивный метод обучения – это метод обучения, построенный на использовании возможностей двусторонней связи средств обучения, а интерактивное обучение – обучение в режиме взаимодействия человека и средства обучения ( например, человека и компьютера) [20].
В процессе интерактивного обучения создаются условия, при которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это и есть отличие интерактивного обучения от традиционных форм обучения.
Среди основных принципов интерактивного обучения можно выделить следующие:
-
диалогическое взаимодействие; -
работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; -
активно-ролевую (игровую) организацию обучения; -
тренинговую организацию учебного процесса.
При организации интерактивного обучения педагог должен облегчать процесс и поддерживать обучающихся.
Рассматривая с технической точки зрения, можно сказать, что интерактивное обучение это совокупность программ и данных, совокупность содержательных элементов.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что внедрение интерактивных технологий является одним из способов активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечения осмысления и глубокого понимания учебного материала, поддерживания постоянного взаимодействия между обучающимся и обучаемым.
- 1 2 3 4 5 6 7
Интерактивные методы при обучении математике младших школьников
Интерактивный метод – способ усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса для создания оптимальных условий развития [12].
Характеристика данного вида обучения представлена в следующей таблице.
Таблица № 1.
Характеристика интерактивного метода обучения
| Взаимодействие обучающихся между собой и педагогом. |
| Процесс общения, где все участники заинтересованы в нем, и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи, получать решения, обсуждать проблемы, отстаивать свою точку зрения. |
| Обучение основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. |
В зависимости от ведущей функции метода в организации педагогического взаимодействия можно привести классификацию методов.
Рис. 1. Классификация интерактивных методов обучения.
Как видно из предыдущего рисунка, интерактивные методы подразделяются на групповые и индивидуальные. К групповым методам можно отнести дискуссионные, которые в свою очередь подразделяются на групповую дискуссию, анализ ситуация морального выбора, разбор инцидентов из практики, «мозговой штурм», презентации, обсуждения, дебаты. Игровые методы также относятся к групповым. К ним относятся деловая игра, организационно-деятельностная игра, операционная игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра. К тренинг-методам относятся социально-психологические тренинги, тренинги делового общения, психотехнические игры [8].
При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:
-
поиск и вычленение ведущих проблем; -
выстраивание проблем по степени значимости; -
анализ проблем; -
определение целей и задач направления деятельности; -
наработка возможных вариантов решений; -
выбор наилучших решений; -
определение механизма решения проблем; -
составление программы и плана работы.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся, можно проводить нетрадиционные формы уроков. Существует много форм нетрадиционных урок, например урок-погружение, урок-соревнование, театрализованный урок, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и другие. Такие уроки отличаются отсутствием серьезного познавательного труда, поэтому внедрят их как основной вид уроков нельзя [7].
Также можно применять нетрадиционные формы учебных занятий, к которым относятся интегрированные, комбинированные, проектные. Применяя игровые формы, методы и приемы обучения также можно активизировать познавательный интерес учащихся. К ним относятся ролевые игры, дидактические, имитационные, оганизационно-деятельностные.
К этим методам следует отнести и применение проблемно-задачного подхода, к которым в свою очередь относятся системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций [7].
В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень исследовательской деятельности учащихся, они напрямую связаны между собой, и помогают оценить степень активности учащихся.
Педагогу необходимо разработать и внедрить модель интерактивного урока для проведения образовательной деятельности в начальной школе. На мой взгляд, модель такого урока должен включать в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексию. Проанализируем эти стадии в следующей таблице.
Таблица № 2.
Модель интерактивного урока
Стадия | Цель | Методы и примеы |
Вызов |
| Нестандартное начало урока; мозговой штурм; постановка проблемной ситуации; ролевое моделирование. |
Осмысление | Осмысленное усвоение и понимание учебного материала. | Групповые дискуссии; проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; кооперативное обучение; ролевое моделирование; учебный проект; мультимедиа. |
Рефлексия | Выявление возможных ошибок в процессе усвоения, а также причин этих ошибок самими учащимися. | Проблемные задачи; игры; защита проекта; составление синквейна; мультимедиа. |
Мы считаем, что по сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся. Активность учащегося выходит на передний план, сменяя активность учителя. В то же время задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Содержание математического образования один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированного на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации.
В контексте образования ОО «Математика» выступает как предмет общего развития. И главной ее задачей является не изучение основ математики, а общее интеллектуальное развитие. Это формирование у учащихся качеств мышления, которые необходимо для полноценного функционирования человека в современном мире.
Развитием математических знаний занимались огромное количество великих ученых. Эвклид является родоначальником геометрии. Пифагор впервые создал собственную математическую школу, сделал математику прикладной наукой. Древнегреческий ученый Архимед сделал множество открытий в области геометрии. Леонардо Эйлер, Рене Декарт, Жозеф Луи Лагранж, Иоганн Гаусс, Софья Ковалевская, Андрей Колмогоров – это лишь малая часть известных математиков. Великие математики и их открытия изменили знания людей о нашем мире [29].
ФГОС НОО определяет современные требования к преподаванию математики. В начальной ступени образования математика служит основным предметом для изучения смежных дисциплин. В старших классах, полученные знания и навыки станут фундаментом обучения, в связи с тем, что математика является основой познавательного развития у детей младшего школьного возраста. Особое значение математика имеет для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия, развития критического мышления [1].
К основным интерактивным методам обучения математике можно выделить следующие:
-
Творческое задание. Оно придает смысл обучению математике, мотивирует учеников, дает возможность творчески рассматривать математические задачи. -
Работа в малых группах дает возможность коллективно участвовать в работе, практиковать навыки межличностного общения. -
Мозговой штурм – активизирует мыслительные операции учащегося. -
Метод «карусель» – необходимо организовывать два кольца: внешнее и внутреннее. -
Метод «дерево решений» – каждая группа, состоящая из 3-4 участников, обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве, далее группы меняются и дописывают на деревьях соседней группы свои мысли. -
Метод «мозаика» – необходимый материал разбивается на части, каждый участник из группы преподает свой материал. -
Метод «аквариум» – распределяются роли наблюдателей, критиков, экспертов, аналитиков. Остальные учащиеся решают поставленные задачи. -
Метод «пазлы» – материал делится на пазлы, которые потом собираются в единое целое.