Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обучение не сводится лишь к информационному взаимодействию, а несет в себе обмен деятельностью, ценностями, смыслами и нацелено на передачу информации, на развитие и формирование личности [20].

Интерактивность в обучении можно рассматривать, как характеристику взаимодействия и общения субъектов процесса обучения, так и дидактическое свойство средств обучения. Если рассматривать интерактивность в обучении, как характеристику взаимодействия и общения субъектов процесса обучения, то в качестве интерактивных методов обучения выступает метод обучения построенный на усиленном межсубъектном взаимодействии всех участников процесса обучения, а интерактивное обучение, как обучение в режиме усиленного взаимодействия и общения субъектов процесса обучения. Если же рассматривать интерактивность в обучении, как дидактическое свойство средств обучения, то интерактивный метод обучения – это метод обучения, построенный на использовании возможностей двусторонней связи средств обучения, а интерактивное обучение – обучение в режиме взаимодействия человека и средства обучения ( например, человека и компьютера) [20].

В процессе интерактивного обучения создаются условия, при которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это и есть отличие интерактивного обучения от традиционных форм обучения.

Среди основных принципов интерактивного обучения можно выделить следующие:

  • диалогическое взаимодействие;

  • работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

  • активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

  • тренинговую организацию учебного процесса.

При организации интерактивного обучения педагог должен облегчать процесс и поддерживать обучающихся.

Рассматривая с технической точки зрения, можно сказать, что интерактивное обучение это совокупность программ и данных, совокупность содержательных элементов.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что внедрение интерактивных технологий является одним из способов активизации учебно-познавательной деятельности, обеспечения осмысления и глубокого понимания учебного материала, поддерживания постоянного взаимодействия между обучающимся и обучаемым.


    1. 1   2   3   4   5   6   7

Интерактивные методы при обучении математике младших школьников


Интерактивный метод – способ усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса для создания оптимальных условий развития [12].

Характеристика данного вида обучения представлена в следующей таблице.

Таблица № 1.

Характеристика интерактивного метода обучения



Взаимодействие обучающихся между собой и педагогом.



Процесс общения, где все участники заинтересованы в нем, и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи, получать решения, обсуждать проблемы, отстаивать свою точку зрения.



Обучение основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.


В зависимости от ведущей функции метода в организации педагогического взаимодействия можно привести классификацию методов.



Рис. 1. Классификация интерактивных методов обучения.

Как видно из предыдущего рисунка, интерактивные методы подразделяются на групповые и индивидуальные. К групповым методам можно отнести дискуссионные, которые в свою очередь подразделяются на групповую дискуссию, анализ ситуация морального выбора, разбор инцидентов из практики, «мозговой штурм», презентации, обсуждения, дебаты. Игровые методы также относятся к групповым. К ним относятся деловая игра, организационно-деятельностная игра, операционная игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра. К тренинг-методам относятся социально-психологические тренинги, тренинги делового общения, психотехнические игры [8].

При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:

  • поиск и вычленение ведущих проблем;

  • выстраивание проблем по степени значимости;

  • анализ проблем;

  • определение целей и задач направления деятельности;

  • наработка возможных вариантов решений;

  • выбор наилучших решений;

  • определение механизма решения проблем;

  • составление программы и плана работы.


С целью активизации познавательной деятельности учащихся, можно проводить нетрадиционные формы уроков. Существует много форм нетрадиционных урок, например урок-погружение, урок-соревнование, театрализованный урок, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и другие. Такие уроки отличаются отсутствием серьезного познавательного труда, поэтому внедрят их как основной вид уроков нельзя [7].

Также можно применять нетрадиционные формы учебных занятий, к которым относятся интегрированные, комбинированные, проектные. Применяя игровые формы, методы и приемы обучения также можно активизировать познавательный интерес учащихся. К ним относятся ролевые игры, дидактические, имитационные, оганизационно-деятельностные.

К этим методам следует отнести и применение проблемно-задачного подхода, к которым в свою очередь относятся системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций [7].

В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень исследовательской деятельности учащихся, они напрямую связаны между собой, и помогают оценить степень активности учащихся.

Педагогу необходимо разработать и внедрить модель интерактивного урока для проведения образовательной деятельности в начальной школе. На мой взгляд, модель такого урока должен включать в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексию. Проанализируем эти стадии в следующей таблице.
Таблица № 2.

Модель интерактивного урока

Стадия

Цель

Методы и примеы

Вызов

  • актуализация у учащихся имеющихся знаний и представлений по предлагаемой проблеме;

  • активизация интеллектуальной деятельности;

  • создание смыслового поля.

Нестандартное начало урока; мозговой штурм; постановка проблемной ситуации; ролевое моделирование.

Осмысление

Осмысленное усвоение и понимание учебного материала.

Групповые дискуссии; проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; кооперативное обучение; ролевое моделирование; учебный проект; мультимедиа.

Рефлексия

Выявление возможных ошибок в процессе усвоения, а также причин этих ошибок самими учащимися.

Проблемные задачи; игры; защита проекта; составление синквейна; мультимедиа.



Мы считаем, что по сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся. Активность учащегося выходит на передний план, сменяя активность учителя. В то же время задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Содержание математического образования один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированного на обеспечение самоопределения каждой личности, создание условий для ее самореализации.

В контексте образования ОО «Математика» выступает как предмет общего развития. И главной ее задачей является не изучение основ математики, а общее интеллектуальное развитие. Это формирование у учащихся качеств мышления, которые необходимо для полноценного функционирования человека в современном мире.

Развитием математических знаний занимались огромное количество великих ученых. Эвклид является родоначальником геометрии. Пифагор впервые создал собственную математическую школу, сделал математику прикладной наукой. Древнегреческий ученый Архимед сделал множество открытий в области геометрии. Леонардо Эйлер, Рене Декарт, Жозеф Луи Лагранж, Иоганн Гаусс, Софья Ковалевская, Андрей Колмогоров – это лишь малая часть известных математиков. Великие математики и их открытия изменили знания людей о нашем мире [29].

ФГОС НОО определяет современные требования к преподаванию математики. В начальной ступени образования математика служит основным предметом для изучения смежных дисциплин. В старших классах, полученные знания и навыки станут фундаментом обучения, в связи с тем, что математика является основой познавательного развития у детей младшего школьного возраста. Особое значение математика имеет для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия, развития критического мышления [1].

К основным интерактивным методам обучения математике можно выделить следующие:

  1. Творческое задание. Оно придает смысл обучению математике, мотивирует учеников, дает возможность творчески рассматривать математические задачи.

  2. Работа в малых группах дает возможность коллективно участвовать в работе, практиковать навыки межличностного общения.

  3. Мозговой штурм – активизирует мыслительные операции учащегося.

  4. Метод «карусель» – необходимо организовывать два кольца: внешнее и внутреннее.

  5. Метод «дерево решений» – каждая группа, состоящая из 3-4 участников, обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве, далее группы меняются и дописывают на деревьях соседней группы свои мысли.

  6. Метод «мозаика» – необходимый материал разбивается на части, каждый участник из группы преподает свой материал.

  7. Метод «аквариум» – распределяются роли наблюдателей, критиков, экспертов, аналитиков. Остальные учащиеся решают поставленные задачи.

  8. Метод «пазлы» – материал делится на пазлы, которые потом собираются в единое целое.