Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Методические рекомендации по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников


По результатам практической работы. Нами был сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций по применению интерактивных математических сред, как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, завучов по УВР, студентов педагогических ССУЗов и ВУЗов.

В современном мире компьютерные технологические процессы призваны стать не вспомогательной частью в обучении, а необходимой составляющей целостного образовательного процесса, существенно увеличивающей ее результативность.

Актуальность применения интерактивных методов обучения обусловлена тем, что существуют разногласия между потребностью решать новые проблемы в развитии и обучении школьника, и отсутствием результативных способов достижения этого.

В современной школе можно использовать следующие интерактивные среды:

Интерактивная доска – это современный инструмент, для проведения учебных занятий и семинаров. Учитель может применять три различных инструмента: экран, для отображения информации, маркерная доска и интерактивный монитор.

С помощью интерактивной доски удобно проводить эффективные и интересные уроки, так как есть возможность выполнять рисунки или пометки поверх выводимых на экран изображений, совместно с детьми работать над изображениями, изменение изображений, демонстрация работы одного ученика всему классу, создание рисунков, схем карточек во время урока.

Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа. Он выступает средством реализации прикладных методик, и позволяет перейти к эффективным способам учебной деятельности учащихся, формам ее организации.

Кроме вышесказанного, наиболее в учебном процессе часто используются следующие интерактивные средства: электронные учебники и пособия, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, научно исследовательские работы и проекты и много другое.


Среди многочисленных интерактивных сред, хотелось бы отметить программы и приложения направленные на развитие математических способностей детей.

  1. Цифровой образовательный ресурс для школ «Якласс».

При пользовании учениками данного образовательного ресурса, учителю нет необходимости проверять горы тетрадей. Система проверяет работы автоматически. Материалы, используемые ресурсом соответствуют ФГОС НОО.

Для мотивации учащихся можно использовать соревновательный эффект. Учитель может разрабатывать собственные задания и метапредметы, делиться разработанными заданиями с другими учителями и организовывать собственные олимпиады.

У каждого задания представленного в ресурсе – свой уникальный вариант решения, которые помогут ученику освоить материал и научиться на собственных ошибках.

Для изучения математики очень удобно использовать данную интерактивную среду. Каждая тема состоит из одинаковых блоков:

  1. Методические материалы. Здесь приведен перечень всех теорий, заданий и тестов в подтеме с описаниями.

  2. Теория. Здесь просто и доступно расписан теоретический материал по изучаемой теме. Учащийся самостоятельно может прочитать, разобрать примеры и приступить к выполнению заданий.

  3. Задания. Расположены по степени сложности, от простого к сложному.

На мой взгляд, вышеуказанные интерактивные среды, являются наиболее интересными и актуальными для применения в современной начальной школе. Среди минусов использования этих интерактивных сред, хотелось бы отметить: есть платный контент, в случае использования сервисов как домашнее задание, нет возможности проверить, сам ли ученик выполнял задания. Плюсы: яркий интерфейс, что интересно детям, материалы помогают подготовить к совершенно иной, не авторской формулировке задания, компенсирует лимит рабочего времени.

Применении интерактивных сред обучения следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Учитывать психологические особенности обучающихся данного класса;

  2. С учетом целей и задач урока, выбрать наиболее эффективные элементы компьютерных технологий;

  3. Избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням;

  4. Ориентироваться на развитие мыслительных способностей учащихся;

  5. Дать возможность успешно работать на уроке как сильным, так и слабым учащимся;

  6. Учитывать фактор памяти учащегося.


Но есть и минусы применения интерактивных сред обучения. В первую очередь, это быстрая утомляемость глаз. Предлагаем комплекс упражнений направленных на профилактику зрительного утомления как учителя, так и учащихся.

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть в даль на счет 1-6.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично выполнять упражнения фиксируя взгляд налево, вверх, вниз.

  4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх, налево-вниз на счет 1-6. Далее повторять меняя диагонали.

Каждое упражнение следует повторять 4-5 раз.

Применяя интерактивные среды при обучении математике младших школьников, можно создать обстановку реального общения, при которой ученики будут стремится выразить мысли «своими словами», с желанием выполнять задания, проявлять интерес к изучаемому материалу, появится заинтересованность в получении более высокого результата, готовность выполнять дополнительные задания.

Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что современный учитель должен из многообразия представленных интерактивных сред обучения, выбрать именно те, которые помогут ученику учиться, а учителю – учить. Главное, не забывать истину Гиппократа: «Не навреди!»

Выводы по главе



Вторая глава исследования была посвящена практической работе применения интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников

В исследовании приняли участие 48 учащихся 3 класса. Целью практической работы являлось экспериментальное подтверждение эффективности использования интерактивных сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.

Для достижения поставленной цели опираясь на материалы С.И. Волковой М. Беденко разработали материалы для диагностики математических знаний и умений у учащихся 3 классов. Проанализировали возможности применения интерактивных сред обучения, в экспериментальной и контрольной группах. После чего, нами было проведено исследование уровня сформированности математических знаний и умений у испытуемых контрольной и экспериментальной групп. Получив результаты, которые отличаются, в экспериментальной группе больше учеников с высоким уровнем, а учащихся с низким уровнем меньше, чем в контрольной группе, и сравнив их с анализом образовательной среды, мы пришли к выводу о том, что уровень математических знаний у учащихся выше в классе, где применяются интерактивные методы обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы на тему: «Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников», поставленная нами цель достигнута путем решения задач. Наше предположение о том, что применение интерактивных методов в обучении математике младших школьников доказано.

Выявление наиболее эффективных способов совершенствования знаний учащихся, развитие необходимых для дальнейшей жизни в меняющемся мире качеств школьника, является первостепенной задачей учителя начальной школы. Важно создание такой среды, где есть возможность одновременно развивать познавательную, продуктивную активность детей. Поэтому в современном обучении используется понятие «интерактивное среда».


Мы рассмотрели вышеуказанное понятие, и пришли к выводу о том, что интерактивная среда раскрывает характер и степень взаимодействия между педагогом и детьми, обеспечивает реализацию деятельности на уровне, актуальным в данный момент. Она должна способствовать отслеживанию результативности образовательной деятельности.

Интерактивные методы можно рассматривать как современные современную форму активных методов. В переводе с английского означает действовать, находится во взаимодействии, беседе с кем то. Они ориентированы на более широкое взаимодействие учителя и учителей.

Идея интерактивного обучения сравнительно не нова. Но все же есть опасность повторить путь многочисленных модных педагогических новаций, которые слегка модернизировали традиционное обучение, а потом забылись.

На мой взгляд, чтобы интерактивное обучение приносило пользу учащимся, а не навредило им, педагогу необходимо научиться применять эти методы «дозировано». Да, интерактивные среды и интерактивные методы оказывают положительное влияние на обучение детей, помогают развивать необходимые для дальнейшей жизни качества младшего школьника. Многолетние опыты на начальном этапе обучения детей использование интерактивных уроков оживляет учебно-воспитательный процесс.

Я считаю, что интерактивные методы обучения следует применять всем учителям в процессе обучения детей, в ходе дополнительного обучения детей, но превращать интерактивные уроки в главную форму работы нецелесообразно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://base.garant.ru/197127/.

  2. ФГОС для начальной школы // Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]: http://www.as consult.ru/pages/40.

  3. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной школе [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.

  4. Батакова, Е. Л. Использование интерактивных средств обучения на уроках [Текст]: учебное пособие/ под.ред.Е. Л. Батакова, Е. В. Соболева. – Киров: Радуга ПРЕСС, 2017. – 126 с.

  5. Брусницына, Ф.Г. Интерактивная доска в начальной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Ф. Г. Брусницына. – М.: М. Дрофа, 2018. – 157c.

  6. Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности [Текст] / В. К. Буряк // Педагогика. – 2014. - № 8. – с.140 - 150.

  7. Виноградова, Л. П. Использование информационных технологий в начальной школе [Текст] /Л. П. Виноградова. – М.: Академия, 2016. – 57 с.

  8. Виштынецкий, Е. И. Технологии организации интерактивного процесса обучения [Текст] / Е. И. Виштынецкий, Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. – 2016. - № 6. - с.111-114.

  9. Волкова, С.И. Проверочные работы [Текст]: Пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2019. – 39 с.

  10. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы [Текст] / О. Б. Воронкова. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 315 с.

  11. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П. Я. Гальперин, С.Л. Кабыльникова. – М.: Директ Медиа, 2008. – 223 с.

  12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / под.ред. М. В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 512 с.

  13. Глушаков, В. М. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий [Текст] / В. М. Глушаков – М.: просвещение, 2014. – 192 с.

  14. Дубровина, И. В.Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия /И. В Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин – М.: Академия, 2015.

  15. Жукова, Л.А. Психология творческих способностей: пособие [Текст] / Л.А. Жукова. – М.: Академия, 2012. – 320 с.

  16. Журина, Т. В. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Текст] / Т. В. Журина, Н.И. Захарова // Начальная школа. – 2016. – №1. – с. 25 – 30.

  17. Иванова, Е. О. Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности [Текст] / Е. О. Иванова, Л.П. Карина //Начальная школа. – 2014. - № 7. – сС. 25-30.

  18. Ильина, Н.В. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Н.В. Ильина. –СПб.: Питер, 2008. – 304с.

  19. Ильясова, А. А. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом [Текст] / А. А. Ильясова, А. В. Картузов – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2015. – 250 с.

  20. Коджаспирова, Г. М. Интерактивные методы обучения в педагогике: учебное пособие [Текст] / Г. М. Коджаспирова, С. С. Кашлев. – Минск: Высшая школа, 2014. – 176 с.

  21. Коротаева, Е. В. Технология обучения в интерактивном режиме [Текст] / Е.В. Коротаева // Мир образования – образование в мире. – 2003. – № 4. – с. 132–143.

  22. Красильникова, В. В. Интерактивные методы обучения [Текст] / В. В. Красильникова, С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2013. – 224 с.

  23. Марк Беденко, Школа джиннов. Табличное умножение и деление 3 класс/ М.: 5 за Знания, - 2017 34с

  24. Осина, А. В. Необычные уроки в начальной школе [Текст] / А. В. Осина, Т.П. Лакоцинина. – М.: ЗАО «Книга», издательство «Учитель», 2014. – 350 с.

  25. Подласый, И.П. Педагогика: Общие основы [Текст]/ И.П. Подласый.- М.: Владос, 2018. Кн.1. – 564 с.

  26. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

  27. Роберт, И. В. Интерактивное обучение [Текст] / И.В. Роберт. – М.: Просвещение, 2015. – с. 75.

  28. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Текст]: учебное пособие/ В.П. Ручкина.; ФБГОУ «Урал. гос. пед. ун-т» - Екатеринбург, 2016. – 313 с.

  29. Савченко, Н. А. Организационные и методические условия применения мультимедийных программных средств в школе [Текст] / Н. А. Савченко, Н. В. Турковская, О. В. Шкабура // Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel«Обучение для будущего»: Материалы науч.-практ. конф.– Омск: Издательство ОмГПУ, 2012. – с. 42–46.

  30. Сергеева, В.П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, Т.Н. Щербакова и др. – М.: Академия, 2014. – 320 с.

  31. Тоискина, В. С. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения [Текст] / В. С. Тоискина, Н. Д. Угринович. – М.: Школьная пресса, 2015. – 48 с.

  32. УМК «Школа России». – Электрон. Дан. - [Электронный ресурс]. – URL:www. prosv. ru

  33. Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога.: Cб. материалов участников конф. [Электронный ресурс]. – Электрон.текстовые дан. – СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты», 2019.