Файл: Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для применения интерактивных методов на уроке математики – каждый учитель должен самостоятельно подобрать методы исходя из темы, цели и задач урока, при этом интерактивные методы должны быть адаптированы для урока. Методы должны в большей степени быть уместными и интересными для применения на уроках математики в начальной школе.

Таким образом, основной задачей интерактивных методов обучения значится обеспечение достижения ряда важных образовательных целей. К ним относятся повышение уровня активности и самостоятельности учащихся, стимулирование мотивации и интереса в изучении предмета, развитие навыков критического мышления, взаимодействия, коммуникации.

Применение интерактивных методов на уроке математики предполагают сотрудничество в обучении. Все участники процесса взаимодействуют между собой, обмениваются решениями, совместно решают возникшие проблемы, оценивают свои действия и действия окружающих.


    1. 1   2   3   4   5   6   7

Интерактивные математические среды как средство реализации интерактивных методов


Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, интерактивный, значит способный взаимодействовать, или находится в режиме беседы, диалога, с чем либо или кем либо.

Мы считаем, что современная модель интерактивной среды должна состоять из интерактивной среды на уроках и внеурочной деятельности, в деятельности отделения дополнительного образования детей, в воспитательной деятельности, и отражать взаимодействие с внешней социокультурной средой.

Если во время проведения урока и внеурочной деятельности это могут быть компьютерные программы, мультимедийная система, интерактивная доска и другие, они должны быть направлены на развитие познавательного интереса, осмыслению и принятию знаний и умению, профессиональному самоопределению школьников [17].

В системе дополнительного образования применение интерактивных сред должно быть направлено на развитие физических, интеллектуальных способностей обучающихся, творческую самореализацию личности, освоению культуру досуга [19].

Применение интерактивных сред для педагогического коллектива должно быть направлено на развитие творческого потенциала педагогического состава, активному обмену опытом, снижению рисков профессиональных деформаций.

По мнению А.А. Балаева, А.К. Быкова, А.А. Вербицкого, Л.К. Гейхман, М.В. Кларина, Т.С. Панина и других необходимо отождествлять «интерактивную среду» с технологизацией процесса обучения [18].

Изучая подходы зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что они рассматривают интерактивную среду во взаимосвязи с социальной средой, при этом школьной среде отводится важная роль.

Применение интерактивных средств в начальной школе позволяет:

  • оптимизировать образовательный процесс;

  • повысить дидактическую эффективность урока;

  • повысить познавательную активность школьников;

  • повысить качественную успеваемость школьников;

  • формировать положительную мотивацию и интерес к предмету;

  • развивать навыки самообразования и самоконтроля;

  • повысить уровень комфортности обучения;

  • увеличить темп урока;

  • полностью реализовать принцип наглядности обучения младших школьников.


К интерактивным средам, применяемым в начальной школе можно отнести:

  • программные системы контроля знаний;

  • урок с мультимедийной поддержкой (интерактивная доска, проекционное оборудование)

  • обучающие игры и развивающие программы;

  • создание проектов;

  • урок с компьютерной поддержкой.

Охарактеризуем некоторые из интерактивных сред, применяемых в начальном звене обучения.

Интерактивная доска предполагает широкий спектр возможностей при проведении современного урока. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, есть возможность комментировать материал и изучать его максимально подробно. Интерактивная доска, помогает мобилизировать психическую активность учащихся, ввести новизну в учебный процесс, повысить интерес к уроку, добавить возможности непроизвольного запоминания материала, выделить и систематизировать главные мысли в материале.

«Математический конструктор» – лучшая российская программа динамической математики, предназначена для создания интерактивных математических моделей, сочетающих в себе конструирование, моделирование, динамическое варьирование, виртуальный эксперимент. Возможности, которыми обладает данная программная среда, позволяют расширить дидактическую и методическую базу по предмету «математика». К большому сожалению, данная интерактивная среда предназначена для уроков математики с 5 по 11 классы, поэтому использовать ее можно будет не по всем темам, а лишь выборочно подобрать необходимые материалы.

«Математика. Якласс». Образовательная платформа Якласс была открыта в 2013 году. Его создатели позиционируют сайт как полностью дистанционный тренинг, разработанный для учеников. Это своеобразный школьный тренажер, который помогает лучше осваивать домашние задания по разным предметам. Ключевая особенность в том, что сайт является международным. Регистрация доступна для учеников, обучающихся в любой стране мира, а не только для стран бывшего СНГ. Дизайн интерфейса платформы удобный, простой и понятный для детей любых возрастов. Функционал страницы охватывает все потребности современных учителей и их учеников, обеспечивая доступ к необходимой для процесса обучения информации.


Пользуясь данной платформой можно выполнять задания по пройденным темам от самых простых до сложных. Можно использовать для проведения проверочных работ, или же для дополнительного изучения материала.

«Математика. Учи.ру». Это российская онлайн платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Материалы полностью соответствуют требованиям ФГОС НОО. Задания представлены в игровой форме, разработаны профессиональными методистами в детском интерфейсе. Платформа учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Поэтому для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности. Система реагирует на действия ученика, в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задает уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

Также, мы можем отметить множество приложений и игр, позволяющих изучать математику с младшими школьниками, как на уроках, так и для домашней тренировки.

Например, игра-считалка «Fiete Math», позволяет ребенку осязать числовую систему, формировать интуитивное понимание абстрактных чисел и счетных операций.

«Funexpected» – приложение русифицировано и снабжено интераткинвыми инструкциями по выполнению заданий. Поможет привить интерес детей к математике и развить имеющиеся способности.

Игра «Numbers» знакомит ребенка с понятиями сложения и вычитания. Она полностью посвящена арифметике.

Таким образом, учитывая разнообразие существующих в современном мире интерактивных сред, данные методы следует применять при обучении детей младшего школьного возраста. Интерактивная среда является результатом созидающей деятельности субъектов образовательного процесса и условием их личностного развития.

Выводы по главе



Таким образом, в ходе теоретического анализа проблемы интерактивных сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников, нами были проанализирована психолого-педагогическая литература по обучению математике младших школьников, в ходе которой мы рассмотрели существующие образовательные системы и учебно-методические комплекты по обучению математике в современной начальной школе.

Сегодня существует огромное количество УМК разрешенных для применения в начальной школе. Учитель начальной школы может применять, как существующую программу, так и на основе существующей разработать свою рабочую программу для работы в конкретном классе.

Интерактивная среда это информационная-образовательная среда, которая направлена на взаимодействие участников образовательного процесса. К интерактивным средам, применяемым в начальной школе относятся различные программные системы контроля знаний, уроки с мультимедийной поддержкой, обучающие игры и развивающие программы, создание различных проектов, урок с компьютерной поддержкой.

Использование интерактивных методов в обучении позволяет сделать ученика начального класса активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность учащегося начальных классов. Тем самым, формируется творческая, активная личность, который способен меняться в меняющемся мире.

Полученные нами результаты необходимо проверить в ходе практической деятельности по применению интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников.


ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СРЕД ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методы экспериментального исследования


Рассмотрев теоретические аспекты применения интерактивных математических сред как средство реализации интерактивных методов в обучении младших школьников, нами был сделан вывод о необходимости практической проверки сделанных выводов.

Практическая работа по проверке выдвинутой нами гипотезы была проведена в