Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Организация формирующего оценивания в начальной школе».
Глава 1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
Сущность педагогической оценки и отметки.
Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
Сущность педагогической оценки и отметки.
Функции оценки
Одной из важнейших составляющих учебного процесса являются контроль и оценка знаний учащихся. Развитие современной школы требует совершенствование системы оценки и контроля достижений учащихся.
Остановимся подробнее на содержании данных понятий. В
«Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова
контроль (фр. controle) — это:
-
наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин; -
функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел [19].
Словарь методических терминов Э. Л. Азимова и А. И. Щукиной приводит такое определение контроля знаний: это выявление соответствия сформированного объема знаний учащимися требованиям стандарта или программы, а также определения уровня владения умениями и навыками [1].
Контроль является так называемой «обратной связью» между учеником и учителем. Это один из этапов учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Контроль показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания учащимися.
Отличительной особенностью совершенствования системы начального образования, связанной с внедрением ФГОС НОО, является развитие у учащихся самоконтроля. Самоконтроль помогает учащимся самостоятельно следить за степенью усвоения учебного материала, самостоятельно находить ошибки и намечать способы их устранения.
Контроль содержит в себе не
только самоконтроль, но также его составной частью являются «оценивание», «оценка», «отметка».
С понятием «оценка» тесно связано такое понятия, как «отметка». В современной школе эти понятия часто отождествляются или употребляются в разных значениях.
Мы считаем, что разграничение сути данных понятий очень важно. В учебниках по педагогике оценка рассматривается как процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком.
По Ф.В. Костылеву, «оценка» «в любой деятельности всегда есть выражение отношения уровня достигнутого к тому, что должно быть сделано (к идеалу, образцу, шаблону). Она заложена в самой сущности человеческого поведения и любых его занятий» [23; 83]. Так возникает саморегуляция, самоуправление на основе самооценки.
С философской точки зрения, оценка – это отношение к социальным явлениям человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение, осуждение, соглашение или критика) [42].
Понятие «оценка» разными учеными рассматривалась с разных сторон. Такие ученые, как Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, исследовали социально-психологический аспект оценки. Они рассматривали оценку как средство воздействия на развитие личности и формирование деятельности.
С социальных позиций оценку рассматривали ученые Н. Г. Морозова, Л. И. Божович, Л. С. Славина. В их понимании, школьная оценка, как объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике.
Оценка
предшествует отметке. Отметка выражает оценку знаний учащихся. «Отметка» – это символ, условно-формальное, количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах, буквах или иным образом [36].
Ш. А. Амонашвили считает, что «отметка же является результатом процесса оценивания», «результатом этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением. Уподобление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат» [3].
Е. И. Перовский выступает, как и Ш. А. Амонашвили, против отождествления понятий «оценка» и «отметка». Он считает, что «отметки, или баллы, есть одна из форм выражения отношения, т.е. оценки» [26].
Н. Ф. Талызина в своих работах не разводит понятия «оценка» и
«отметка», она использует только термин «оценка». Оценка, по ее мнению, это вид учебных действий и одно из общеучебных умений; оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса, что повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев [38].
В тождественном понимании «оценка» и «отметка» допускается в различных нормативных документах, а также не только в педагогической практике, но и в дидактической (Ф. В. Костылев, Ш. Таубаева, Н. Д. Хмель) и методической (А. Б. Воронцов, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская) литературе.
Мы же разделяем точку
зрения Ю. К. Бабанского, который считал, что
«количественным выражением оценки является отметка».
В России практически во всех школах принята пятибалльная система отметок. В 1992 году был принят закон «Об образовании», который дает право образовательным учреждениям самостоятельно выбирать системы оценок, формы, порядок, периодичность промежуточной аттестации обучающихся.
Школьная отметка является неотъемлемой частью учебного процесса, но в то же время не называет те умения, которые оценены учителем. Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем. На практике процесс оценивания обычно выступает как развернутое суждение учителя, обосновывающее отметку, или как свернутое «объявление», т. е. прямое выставление отметки.
Не раз ставился вопрос о несовершенстве пятибалльной системы. Традиционная «отметочная» система имеет ряд проблем, в связи с тем, что:
-
общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы; -
не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании; -
затрудняет индивидуализацию обучения; -
является малоинформативной; -
часто имеет «травмирующий» характер; -
среди учителей распространена практика оценивания объема и формы выполненной работы, а не качество достижений учащихся; -
акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам [36].
Традиционно в оценивании выделяли контрольную, воспитательную, обучающую функции. В современной трактовке все функции оценивания могут быть разделены на две группы: ориентированные на учеников и на учителя. Применительно к учителю оценивание должно реализовывать функции: диагностическую, прогностическую, целеполагающую.
Вопрос о функциях оценки применительно к ученикам рассматривался Б. Г. Ананьевым, Н. К. Краевским, Е. И. Перовским, М. Н. Скаткиным, Т. И. Щукиной и рядом других ученых. Однако общей позиции по данной проблеме в их трудах не просматривается. Можно выделить такие функции оценивания применительно к ученику: стимулирующую, ориентирующую, регулирующую, санкционирующую, воспитывающую, социальную.
Если же говорить о системе контроля, в ходе которого осуществляется оценивание, то следует добавить еще обучающую и организующую функции [40].
Рассмотрим основные функцииоценки:
-
обучающая: предопределяет такую организацию оценивания, если ее проведение способствует повторению, изучению, уточнению и углублению знаний, систематизации, совершенствованию навыков и умений; -
диагностическая и корректирующая: предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика при обучении, выявление пробелов в знаниях и умениях и внесении в деятельность ученика и педагога коррективов, направленных на устранение этих пробелов; -
стимулирующая: определяет такую организацию оценивания, когда его проведения стимулирует желание учащихся улучшить свои результаты, развивает чувство ответственности, способствует стремлению к соревнованию, формирует положительные мотивы учения; -
воспитательная функция – оценивание влияет на формирование как отдельных качеств, так и на личность школьника в целом. Оценка помогает формировать такие качества, как настойчивость, честность, самокритичность. Она вызывает чувство гордости или досады за результаты своего труда и может послужить толчком к самовоспитанию; -
ориентирующая: показывает на достижение учащимися определенного результата.