Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 205
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Организация формирующего оценивания в начальной школе».
Глава 1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
Сущность педагогической оценки и отметки.
Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
самостоятельности школьников (основой умения учиться).
На сегодняшний день ответственность за организацию и проведение оценивания в классе возлагается на школу. Контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляет образовательное учреждение с его уставом. В ФГОС НОО, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года говорится: «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: …формирование основ умения учится и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [31]. Такой подход к оцениванию учебных достижений отвечает технология формирующего оценивания.
Формирующее оценивание – это новый подход к обучению и оцениванию, который эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.
При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:
К проведению формирующего оценивания существует несколько подходов. Так, Dylan Wiliam и Paul Black предлагают на первом этапе работы определять намерения обучающихся и критерии успеха, затем необходимо организовать эффективную работу в классе, создать такую обратную связь, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед, активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки и объяснить учащимися, что они являются организаторами своего собственного обучения [57].
М. А. Пинская на первом этапе оценивания предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести оценивания и определить, достигнуты ли планируемые результаты [29].
Согласно стратегии, предложенной в образовательной системе «Школа 2100», на первом этапе работы определяются предметные и метапредметные результаты, подлежащие оценке. Затем производится совместное определение учителем и учеником критериев отметки и оценки. На следующем этапе определяется количество выставляемых оценок, время их выставления и места накапливания. Определяется система выставления итоговых оценок.
Изучив разные подходы исследователей к проведению формирующего оценивания, деятельность учителя можно представить в виде алгоритма. На
наш взгляд, наиболее удобный подход к проведению, разработанный И. С. Фишман и Г. Б. Голуб [43]:
Определив подход к проведению формирующего оценивания, учителю надо выбрать методы и приемы, которые необходимы ему исходя из поставленных целей.
Выделяют несколько групп методов и приемов формирующего оценивания:
М.А.Пинская [27] предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке
командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа,
которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
В настоящее время разработано огромное количество интересных методик и приемов проведения формирующего оценивания в начальной школе, которые
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
На сегодняшний день ответственность за организацию и проведение оценивания в классе возлагается на школу. Контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся осуществляет образовательное учреждение с его уставом. В ФГОС НОО, утверждённом приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года говорится: «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: …формирование основ умения учится и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [31]. Такой подход к оцениванию учебных достижений отвечает технология формирующего оценивания.
Формирующее оценивание – это новый подход к обучению и оцениванию, который эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении.
При введении формирующего оценивания надо учитывать следующие условия:
-
изменение характера учебного процесса и новых педагогических подходов. Эффективность учения при внедрении новых методик и инструментов зависит от активного вовлечения ученика в учебный процесс; -
оценивание должно быть частью эффективного планирования обучения и учения; -
результаты оценивания должны быть использованы для корректировки учения и преподавания; -
изменение личного педагогического стиля учителя;
К проведению формирующего оценивания существует несколько подходов. Так, Dylan Wiliam и Paul Black предлагают на первом этапе работы определять намерения обучающихся и критерии успеха, затем необходимо организовать эффективную работу в классе, создать такую обратную связь, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед, активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки и объяснить учащимися, что они являются организаторами своего собственного обучения [57].
М. А. Пинская на первом этапе оценивания предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести оценивания и определить, достигнуты ли планируемые результаты [29].
Согласно стратегии, предложенной в образовательной системе «Школа 2100», на первом этапе работы определяются предметные и метапредметные результаты, подлежащие оценке. Затем производится совместное определение учителем и учеником критериев отметки и оценки. На следующем этапе определяется количество выставляемых оценок, время их выставления и места накапливания. Определяется система выставления итоговых оценок.
Изучив разные подходы исследователей к проведению формирующего оценивания, деятельность учителя можно представить в виде алгоритма. На
наш взгляд, наиболее удобный подход к проведению, разработанный И. С. Фишман и Г. Б. Голуб [43]:
-
определить планируемые результаты обучения; -
организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата; -
сопровождение процесса достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.
Определив подход к проведению формирующего оценивания, учителю надо выбрать методы и приемы, которые необходимы ему исходя из поставленных целей.
Выделяют несколько групп методов и приемов формирующего оценивания:
-
по цели оценивания:
-
оценивающие результат; -
оценивающие метапознавательный процесс;
-
по времени проведения:
-
регулярно используемые в течение образовательного процесса (урока); -
используемые после прохождения определенного блока (темы, правила и т. д.);
-
по возможности использования:
-
универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты); -
предметные (оценивающие только предметные результаты);
-
с точки зрения участников оценивания:
-
оценивание производится только учителем; -
самооценивание; -
взаимооценивание; -
комбинированное оценивание [6].
М.А.Пинская [27] предлагает следующие методики и инструменты формирующего оценивания:
-
критериальное самооценивание; -
критериальное взаимооценивание; -
карта понятий; -
составление тестов.
Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оцениваться его работа, поэтому в процессе работы может оценить уровень её выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь.
Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке
командной работы, например группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы.
Карта понятий – это также оценочная методика. Она состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Отдельный вид карт понятий – это кластерные карты и карты причин и следствий. Эти карты помогают учащимся установить причинно-следственные отношения. Знакомить с этой работой учеников полезно в начальной школе.
Составление тестов – этот метод состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа,
которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диагностическим инструментом, как для ребёнка, так и для учителя.
В настоящее время разработано огромное количество интересных методик и приемов проведения формирующего оценивания в начальной школе, которые