Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот процесс состоит из:

  • осознания и принятия учеником задания;

  • построения плана его решения;

  • контроля над процессом его решения;

  • оценки результата в соответствии с эталоном;

  • постановки задач для дальнейшего совершенствования приобретенных знаний, умений, навыков.

Безотметочное обучение это обучение, без каких бы то ни было отметок, т. е. отказ от отметки как формы выражения оценки.

Основные черты безотметочной системы:

  1. в ходе обучения оцениваются не только общепринятые знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность на уроках;

  2. не оцениваются личные качества ребенка: его особенности памяти, мышления, внимания, восприятия;

  3. создаётся в классе атмосфера соревновательности путем замены оценки

«отлично» на систему высших достижений ученика в классе, подталкивающая детей к совершенствованию своих особенностей. Однако такую систему оценок нужно вводить осторожно, потому что некоторые

дети, могут почувствовать себя ущемленными;

  1. важно исключать возможность сравнивать детей между собой. Для каждого учащегося должен быть свой «индивидуальный лист» достижений. В нем средствами оценивания могут быть какие-либо условные графики, таблицы, которые позволили бы фиксировать уровни учебных достижений ребенка по разным параметрам. При этом формы оценивания должны быть такими, которые трудно сравнить (перевести) с обычными отметками;

  2. оценка учителя должна соотноситься с самооценкой учащегося. Если эти оценки не совпадают, то учитель и ученик должны обсудить моменты расхождения и договориться о совместной, удовлетворяющей обе стороны оценке.


Безотметочная система позволяет:

  • повысить уровень учебной активности учащихся; дети стремятся к контакту с учителем, не боятся высказывать свое мнение, пусть даже и ошибочное;

  • снизить уровень тревожности, уменьшить проявления отрицательных эмоций именно это и снижает эффективность обучения); создает психологически комфортную обстановку в классе;

  • придать процессу выполнения заданий не только репродуктивный, но и творческий характер.

Еще один вариант безотметочного обучения описал В. Ф. Костылёв в книге «Учить по-новому». Здесь педагогическая оценка рассматривается как

«…выражение достигнутого уровня знаний, умений и навыков к тому, которым ученик должен овладеть. Это результат анализа учителем хода самостоятельной работы учащихся с целью оказания им помощи, стимуляции их дальнейших усилий» [23]. В этой методике принципиальной основой становится самостоятельная работа ученика под руководством учителя. Учащиеся усваивают материал в процессе выполнения специальных заданий, направленных на усвоение теоретических знаний и практических умений и навыков. О результатах судят по количеству и качеству выполненных заданий. Следовательно, важнейшим условием и средством

оценивания становится разработка соответствующих заданий (вопросов, упражнений, проблем, задач и т.д.).

Известный педагог В. Ф. Шаталов разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных
знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Для контроля знаний он ввел «лист открытого учета знаний». Каждая полученная на уроке или во внеурочное время отметка заносится на специальный бланк, который затем вывешивается для всеобщего обозрения. Таким образом, лист открытого учета знаний превращается в «послужной список» каждого ученика. Одним из достоинств данной методики заключается в том, что плохая отметка ученика не заслоняет перспективу получения высокого четвертного или годового балла. Возможность получения высокого четвертного балла сохраняется в течение всего года и все зависит от самого ученика, от его знаний и прилежания [52].

В системе проверки знаний учащихся также применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Суть этого метода в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера. Это позволяет в течение нескольких минут проверить их знания, что несомненно является положительной стороной данного метода. Но кроме плюсов он имеет и свои минусы.

Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала. Всей же полноты и объёма знаний этот метод выявить
не позволяет.

К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение данного метода помогает организовать учебный процесс и повысить его эффективность.

Рейтинги учащихся можно получить путем набора очков (баллов) за те виды работ (учитывается вся активная деятельность учащихся, связанная с приобретением знаний и умений), которые следует выполнить за определенный срок или же с целью усвоения некоторого учебного материала. В конце оценочного периода все очки суммируются, и получается рейтинг ученика.

Поскольку рейтинг шкала достижений, то должен быть стандарт измерения. Таким инструментом является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует предмету обучения и обеспечивает более высокую точность измерений учебных достижений учащихся.

Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.

Одним из наиболее оптимальным инструментом оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося, или портфолио. Портфолио – в широком смысле слова это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося за определённый период его обучения. Это способ индивидуализированный, ориентированный на процесс самооценивания.

Портфолио как одна из эффективных форм накопительного оценивания позволяет:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной том числе самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.


В портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Конечно же, объективность оценки связана с разработкой критериев. На технологию критериального оценивания хотелось бы обратить особое внимание, так как все виды оценивания предполагают использование тщательно разработанных критериев для оценивания работ учащихся.

Критериальное оценивание это оценивание по определенным критериям для достижения успешности учащихся. Критерии могут быть разработаны учителями, учениками и совместно учитель - ученик. Когда ученики знают критерии, по которым предстоит оценивание их деятельности, они понимают, что от них требуется, ставят перед собой цель, к которой им необходимо стремиться, разрабатывают стратегии, как этого можно достичь. Критерии разработанные учениками способствуют более высоким результаты учебной деятельности, так как работа проходит более эффективно и учащиеся ориентируются на свои возможности.

Для того, чтобы выработать критерии, необходимо установить какие знания и умения подлежат оценке. Критериальное оценивание опирается на заранее разработанную и предъявляемую ученику систему критериев.

Критериальное оценивание дает информацию учителю, ученикам, родителям о том, как идет процесс обучения (обеспечивает обратную связь); учит ставить цели; формирует у учащихся осознанное усвоение изучаемого;