Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что пооперационный контроль дал более высокие показатели, чем другие виды контроля. Так же ими был сделан вывод, что «…частота контроля зависит от этапа усвоения, и она должна меняться внутри отдельных этапов. Систематический контроль оказывает положительное влияние на этих этапах только при пооперационном контроле» [39].

На основе проведенного исследования Н. Ф. Талызина определила требования к организации контроля:

  • на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным;

  • в начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов внешний контроль должен быть систематическим - за каждым выполняемым заданием;

  • в конце этих этапов, а также на последующих этапах внешний контроль должен быть эпизодическим - по требованию обучаемого или при наличии у него систематических ошибок [39].

В процессе обучения контроль выполняет не только функцию обратной связи, а также при правильной его организации способствует повышению мотивации к обучению, при неправильной снижает.

Как правило, в школьной практике уделяется недостаточно времени на уроке формированию контрольно-оценочной деятельности, а в частности пооперационному контролю. В основном работа проводится бессистемно и в большей степени уделяется внимание контролю по результату. Но на современном этапе системы образования контроль и оценка не должны ограничиваться проверкой усвоения знаний и выработкой умений по предмету. Поэтому перед учителем ставится
важная задача переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Тогда функция оценки должна заключаться в предоставлении ученику сведений об успешности его учебной деятельности. Поэтому действия контроля и оценки, как у учеников, так и у учителей должны включаться в процесс обучения с первого дня школьной жизни. При правильном введении действий контроля и оценки, учащиеся, осваивая один вид контроля, начинают сами или с помощью учителя испытывать потребность во введении следующего вида контроля. Например, освоив контроль по результату, учащиеся понимают, что если ответ неверный, то у них отсутствует информация о причине ошибки, появляется необходимость в пооперационном контроле.

    1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе


В основу нашего исследования было положено предположение, что если в процесс обучения математике включать пооперационный контроль, то у учащихся начальной школы повысится качество знаний.

Опытно-исследовательская работа проводилась в сентябре ноябре 2016 – 2017 учебного года на базе МАОУ «Гимназия №5» в 3 «г» классе в количестве 25 человек. Для внедрения дидактического материала по нашей теме были выбраны уроки математики, поскольку учебный материал по данному предмету позволяет достаточно конкретно и четко выделить операции, умения и действия, необходимые для усвоения предметных тем.

Данное образовательное учреждение работает по УМК «Перспектива», авторский курс математики Л. Г. Петерсон. Во время опытно- исследовательской работы учащиеся обучались в традиционном для гимназии режиме - по 4 часа математики в неделю.

Исследовательская работа проводилась в несколько этапов.

    1. этап- сентябрь: изучение темы «Внетабличное умножение и деление» с включением пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме;

    2. этап - октябрь: изучение темы «Нумерация многозначных чисел» без включения пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме;

    3. этап - ноябрь: изучение темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» с включением пооперационного контроля, диагностика качества знаний учащихся по изученной теме.


Диагностика качества усвоения знаний учащихся проводилась на основе разработанных Л. Г. Петерсон «Самостоятельных и контрольных работ».

  1. этап.

Для изучения формирующего оценивания как инструмента повышения качества усвоения учебного материала в начальной школе мы начали с темы

«Внетабличное умножение и деление» по математике.

Тема «Внетабличное умножение и деление» является связующей, так как соединяет табличные случаи умножения и деления с действиями над многозначными числами. А значит, её освоение занимает особое место в обучении математики школьников.

В рамках данной темы учащиеся овладевают несколькими приемами вычислений. Мы выделили следующие приемы, при изучении которых будет вводиться пооперационный контроль:

  1. умножение круглых чисел;

  2. деление круглых чисел;

  3. умножение двузначного числа на однозначное;

  4. деление двузначного числа на однозначное;

  5. деление двузначного числа на двузначное;

  6. деление с остатком.

При изучении каждого приема после урока открытия нового знания (ОНЗ) следует урок - рефлексии, на котором учащимся предлагались задания, отражающие конкретные умения (операции, действия) для овладения приема. Пооперационный контроль мы вводили на уроках - рефлексии, потому что отличительной особенностью данного типа урока является фиксирование и выявление причин затруднений, преодоление их в собственной деятельности. Так как курс математики разработан на основе
авторской программы Л.

Г. Петерсон, то и структуру урока–рефлексии строили на основе системы деятельностного метода «Школа 2000..».

На этапе актуализации знаний учащиеся повторяли и фиксировали основные знания, понятия и термины, которые были усвоены во время урока ОНЗ. На этапе локализации индивидуальных затруднений учащимся предлагались листы для самостоятельной работы с заданиями для пооперационного контроля. (Таблица №1).

Таблица №1.

Лист длясамостоятельнойработыпотеме«Умножениекруглыхчисел»



Задание

Самопро- верка

+ / - / ?

Проверяемое умение (знание)

1.Найдизначение

3 7 =




Знаю таблицу

умножения

2.Вычисли

4д. 3 =




Умею умножать однозначное именованное число на

однозначное число

3. Соедини выражение с егозначением

7 10 8 100

7 80 800 70 700


8




Умею умножать число

на 10, 100.

4.Вычисли




Умею умножать круглое

50 10 =

число на 10, 100

20 100 =




5.БабаЯгаиКощейспорят,кто




Умею выбирать

изних быстрее решит 603

наиболее удобный

Баба Яга 60 • 3 = (6 3) • 10

(рациональный) способ

Кощей 60 3 = 60 + 60 + 60

умножения круглого




числа на однозначное




число

6.Выбериудобныйспособрешения




Умею выбирать удобный

50 30 = (50 • 3) 10

способ умножения

50 30 = (5 3) 10 10

двузначных круглых




чисел