Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
«Организация формирующего оценивания в начальной школе».
Глава 1. Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема
Сущность педагогической оценки и отметки.
Современные подходы к системе оценивания учебных достижений младших школьников
Сущность формирующего оценивания Методики и приемы организации формирующего оценивания
Методики и приемы проведения формирующего оценивания в начальной школе
Пооперационный контроль как условие организации формирующего оценивания
Описание исследовательской работы по организации формирующего оценивания в начальной школе
Заключение
В ходе исследования проблемы организации формирующего оценивания в начальной школе решены поставленные задачи, получены результаты и сформулированы выводы:
-
На современном этапе развития отечественного образования сложившаяся десятилетиями система оценивания не дает нужных результатов, поэтому сегодня перед учителями стоит важная задача – поиск новых подходов и инструментов в оценивании учебных достижений учащихся. По требованиям нового ФГОС НОО оценка должна отражать индивидуальное развитие учащегося, развивать навыки рефлексии и оценочной деятельности учеников, формировать у них умение учиться. А значит, оценка должна быть направлена на обеспечение качества обучения, и в этом призвано помочь формирующее оценивание. -
Обобщив результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что проблема организации формирующего оценивания рассматривается многими зарубежными (P. Black, D. Wiliam, Harlen, James, L. Shepard) и отечественными (М. А. Пинская, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб) авторами, которые предлагают разные подходы к его проведению. Но проблема организации формирующего оценивания стоит наиболее актуальна, так как не нашла должного освещения в работах педагогов-практиков, особенно в начальной школе. -
Под формирующим оцениванием в научной литературе понимают умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. -
Формирующее оценивание обладает характеристиками присущими большинству моделей оценивания (подготовка к проведению, постановка целей, планирование, принципы, наличие критериев и обязательных элементов, отбор технологий проведения, анализ результатов, коррекция
процесса), а также имеет ряд отличительных свойств (наличие обратной связи, непрерывность, развитие самооценки и взаимооценки, центрировано на ученике).
-
Центральное место на первом этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности отводится пооперационному контролю. Пооперационный (или пошаговый) контроль – это «контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполнения учебного действия его ориентировочной основе». Пооперационный контроль выполняет функцию обратной связи, помогает выявлять полноту, правильность и последовательность произведенных действий, а также способствует повышению мотивации учащихся. -
Пооперационный контроль как одно из условий формирующего оценивания влияет на качество усвоения знаний, причем в лучшую сторону. Повышение качества знаний учащихся с помощью пооперационного контроля доказывают результаты, проведенной нами опытно- исследовательской работы на уроках математики. -
Для организации формирующего оценивания разработан дидактический материал, который позволит учителям проводить пооперационный контроль учебных достижений учащихся по ключевым темам курса математики за 1 класс (приложение № 3). Также он может быть полезен студентам педагогических образовательных учреждений в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания математики» и в ходе педагогической практики.
Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута.
Библиографический список
-
Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с. -
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с. -
Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Академия, 2001. – с. 400. -
Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. Отв. ред. и сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никифоров. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. -
Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: 1. Педагогика, 2007. -
Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014.
- №1. – с. 171 – 175.
-
В истории отечественного образования [Электронный ресурс]: Студопедия – ваша школопедия. – Режим доступа: http://studopedia.ru/17_103683_v-istorii-otechestvennogo-obrazovaniya.html. -
Виноградова, Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. (УМК
«Начальная школа XXI века»). // Начальная школа. – 2006. - №15. – с. 4-5.
-
Виноградова, Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. – М.: Дрофа, 2000. – 4 - 34 с. -
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издательство: Эдиториал УРСС, 2002. – с. 303. -
Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. – М.: МАРО, 2001. -
Воронцов, А.Б., Цукерман, Г.А. Контроль и оценка в учебной деятельности. – М., 2003. -
Габасов, З.А. Проектирование и совершенствование контрольно – оценочного компонента учебной деятельности // Завуч-2 – 4. - №8. – с. 21-45. -
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Издательство ИНТОР, 1996. – 554 с. -
Давыдов, В.В. Виды общения в обучении. - М., 1972. – 262 с. -
Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов; под ред. И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 216 с. -
Департамент образования Пермской области. – Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования . _ П.: Книжный мир. – 2004. – 100 с. -
Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире. – М.: Дрофа, 2004. – 87 – 96 с. -
Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 63 с. -
Кожина, Г.А. Функции оценки в современном учебном процессе [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
– Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k- attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom- protsesse.
-
Коменский, Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. [Текст] / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – 656 с. -
Корчемлюк, О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]: Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k- otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov. -
Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2000. 103с. -
Красноборова, А.А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов // Начальная школа плюс До и После. – 2010. - № 1. - с.76–81. -
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2) // под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Издательство «Просвещение», 2010. -
Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе
/Академия пед. наук РСФСР. - М., 1960. – 512 с.
-
Пинская, М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. – М.: педагогический университет «первое сентября», 2013. – 96 с. -
Пинская, М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. – М.: Просвещение, 2013. -
Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с. -
Полонский, В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Просвещение, 1981. – 60 – 81 с. -
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 [Электронный ресурс]: Советник по проверкам - Режим доступа: http://base.garant.ru/197127 -
Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. / Под ред. Е. Д. Божович. – М.: МПСИ, 1999. - 224 с. -
Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка // Под ред. Е.Д. Божович. - МПСИ, 1999. - с. 8. -
Пыльнев, Ю.В. Из истории школьных отметок в России // Вестник детско-юношеского туризма. - 2013. - №2. – с. 61 – 64. -
Садыкова, Р.Ф. История школьной оценки в России [Электронный ресурс]: библиотека методических материалов для учителя. – Электрон. дан. (1.55 Мб). – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya- shkolnoy-ocenki-v-rossii-1049071.html. -
Самойленко, Т.Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе. – П., 2003. – 7 – 9 с. -
Скаткин, М.Н. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. - М.: Педагогика, 2005. -
Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1998.