Файл: Оценивание учебных достижений младших школьников как педагогическая проблема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение


В ходе исследования проблемы организации формирующего оценивания в начальной школе решены поставленные задачи, получены результаты и сформулированы выводы:

  1. На современном этапе развития отечественного образования сложившаяся десятилетиями система оценивания не дает нужных результатов, поэтому сегодня перед учителями стоит важная задача – поиск новых подходов и инструментов в оценивании учебных достижений учащихся. По требованиям нового ФГОС НОО оценка должна отражать индивидуальное развитие учащегося, развивать навыки рефлексии и оценочной деятельности учеников, формировать у них умение учиться. А значит, оценка должна быть направлена на обеспечение качества обучения, и в этом призвано помочь формирующее оценивание.

  2. Обобщив результаты анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что проблема организации формирующего оценивания рассматривается многими зарубежными (P. Black, D. Wiliam, Harlen, James, L. Shepard) и отечественными (М. А. Пинская, И. С. Фишман, Г. Б. Голуб) авторами, которые предлагают разные подходы к его проведению. Но проблема организации формирующего оценивания стоит наиболее актуальна, так как не нашла должного освещения в работах педагогов-практиков, особенно в начальной школе.

  3. Под формирующим оцениванием в научной литературе понимают умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе.

  4. Формирующее оценивание обладает характеристиками присущими большинству моделей оценивания (подготовка к проведению, постановка целей, планирование, принципы, наличие критериев и обязательных элементов, отбор технологий проведения, анализ результатов, коррекция


процесса), а также имеет ряд отличительных свойств (наличие обратной связи, непрерывность, развитие самооценки и взаимооценки, центрировано на ученике).

  1. Центральное место на первом этапе обучения по формированию контрольно-оценочной деятельности отводится пооперационному контролю. Пооперационный (или пошаговый) контроль это «контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполнения учебного действия его ориентировочной основе». Пооперационный контроль выполняет функцию обратной связи, помогает выявлять полноту, правильность и последовательность произведенных действий, а также способствует повышению мотивации учащихся.

  2. Пооперационный контроль как одно из условий формирующего оценивания влияет на качество усвоения знаний, причем в лучшую сторону. Повышение качества знаний учащихся с помощью пооперационного контроля доказывают результаты, проведенной нами опытно- исследовательской работы на уроках математики.

  3. Для организации формирующего оценивания разработан дидактический материал, который позволит учителям проводить пооперационный контроль учебных достижений учащихся по ключевым темам курса математики за 1 класс (приложение № 3). Также он может быть полезен студентам педагогических образовательных учреждений в процессе изучения дисциплины «Методика преподавания математики» и в ходе педагогической практики.


Таким образом, все задачи исследования решены, цель достигнута.

Библиографический список




  1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.

  2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие / под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

  3. Амонашвили, Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. М.: Академия, 2001. с. 400.

  4. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Н.А. Логиновой. Отв. ред. и сост. Л.А. Коростылева, Г.С. Никифоров. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

  5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: 1. Педагогика, 2007.

  6. Бойцова, Е.Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе // Человек и образование. – 2014.

- №1. с. 171 175.

  1. В истории отечественного образования [Электронный ресурс]: Студопедия ваша школопедия. Режим доступа: http://studopedia.ru/17_103683_v-istorii-otechestvennogo-obrazovaniya.html.

  2. Виноградова, Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. (УМК

«Начальная школа XXI века»). // Начальная школа. 2006. - №15. с. 4-5.

  1. Виноградова, Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000. – 4 - 34 с.

  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издательство: Эдиториал УРСС, 2002. – с. 303.

  3. Воронцов А.Б., Заславский В.М. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка. М.: МАРО, 2001.

  4. Воронцов, А.Б., Цукерман, Г.А. Контроль и оценка в учебной деятельности. М., 2003.

  5. Габасов, З.А. Проектирование и совершенствование контрольно оценочного компонента учебной деятельности // Завуч-2 – 4. - №8. – с. 21-45.

  6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М.: Издательство ИНТОР, 1996. 554 с.

  7. Давыдов, В.В. Виды общения в обучении. - М., 1972. 262 с.

  8. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов; под ред. И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 216 с.

  9. Департамент образования Пермской области. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования . _ П.: Книжный мир. 2004. 100 с.

  10. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире. – М.: Дрофа, 2004. 87 96 с.

  11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 63 с.

  12. Кожина, Г.А. Функции оценки в современном учебном процессе [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования nsportal.ru.


– Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-k- attestatsii/library/2014/12/09/funktsii-otsenki-v-sovremennom-uchebnom- protsesse.

  1. Коменский, Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. [Текст] / Я.А. Коменский. – М.: Педагогика, 1982. Т. 1. – 656 с.

  2. Корчемлюк, О.М. Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников [Электронный ресурс]: Педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/sovremennye-podhody-k- otsenivaniyu-uchebnyh-dostijeniy-mladshih-shkolnikov.

  3. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М., 2000. 103с.

  4. Красноборова, А.А. Технология критериального оценивания в логике компетентностного и личностно ориентированного подходов // Начальная школа плюс До и После. 2010. - 1. - с.76–81.

  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (часть 1, 2) // под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М.: Издательство «Просвещение», 2010.

  6. Перовский, Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе

/Академия пед. наук РСФСР. - М., 1960. – 512 с.

  1. Пинская, М.А. Материалы курса «Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта»: курс на 36 часов. М.: педагогический университет «первое сентября», 2013. 96 с.

  2. Пинская, М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. М.: Просвещение, 2013.

  3. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. М.: Логос, 2010. 264 с.

  4. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников. – М.: Просвещение, 1981. 60 81 с.

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 [Электронный ресурс]: Советник по проверкам - Режим доступа: http://base.garant.ru/197127

  6. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. / Под ред. Е. Д. Божович. М.: МПСИ, 1999. - 224 с.

  7. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка // Под ред. Е.Д. Божович. - МПСИ, 1999. - с. 8.

  8. Пыльнев, Ю.В. Из истории школьных отметок в России // Вестник детско-юношеского туризма. - 2013. - №2. с. 61 64.

  9. Садыкова, Р.Ф. История школьной оценки в России [Электронный ресурс]: библиотека методических материалов для учителя. – Электрон. дан. (1.55 Мб). Режим доступа: https://infourok.ru/doklad-na-temu-istoriya- shkolnoy-ocenki-v-rossii-1049071.html.

  10. Самойленко, Т.Г. Оценивание учебных достижений учащихся в начальной школе. П., 2003. 7 9 с.

  11. Скаткин, М.Н. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. - М.: Педагогика, 2005.

  12. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1998.