Файл: 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Организация местного управления на территории Беларуси
2. Экономическая, политическая и конфесийная политика на тр. Беларуси
Экономика белорусских земель. Реформы 1830-1840-х гг.
Шляхетское восстание 1830 – 1831 гг. И его итоги.
Кризис крепостного строя. Экономические реформы 1830– 1850-х гг
11.Реформа Киселева для государственных крестьян
Итоги реформы Киселева и ее последствия
Промышленность: структура и формы организации
Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Подготовка отмены крепостного права
Реализация крестьянской реформы
Влияние восстания 1863-1864 гг. на реализацию реформы
Поземельное обустройство других категорий сельского населения
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревни
Буржуазные реформы 60-70-х гг. Х/Х, в. в Беларуси
20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.
Партия социалистов – революционеров (эсеров)
Белорусское национальное движение и его роль в революционных процессах начала хх в.
Зубатовщина и полицейский социализм.
Столыпинская земельная и аграрная реформа 1906—1911 гг. В Беларуси
Беларусь во время первой мировой войны. Результаты войны для Беларуси.
Эти требования практически были идентичны известным в то время требованиям социал-демократов. Но в программе эсеров были два существенных дополнения. Они выступали за возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, а в «областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенную на культурно – просветительные цели, и распоряжение этими средствами на началах самоуправления»
Помимо политической области, в программе эсеров определены меры в области правовой, народно – хозяйственной, в вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства. Здесь речь идет о выборности, сменяемости во всякое время и подсудности всех должностных лиц, включая депутатов и судей, о бесплатности судопроизводства. О введении прогрессивного налога на доходы и наследство, освобождение от налога мелких доходов. Об охране духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне. О сокращении рабочего времени, государственном страховании, запрещении сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение детского и женского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, непрерывный еженедельный отдых. Партия эсеров выступала за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатную врачебную помощь, широкий кредит для развития трудового хозяйства, коммунизацию водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения) и т.д. В программе было записано, что эти меры партия эсеров будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой.
Специфической особенностью тактики эсеров, унаследованной от народовольцев, был индивидуальный террор, направленный против представителей высшей царской администрации (убийство великого князя Сергея Александровича, покушение на московского генерал – губернатора Ф.В. Дубасова, П.А. Столыпина и др.) Всего в 1905-1907 гг. эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами их террора в период революции стали 242 человека (из них убито было 162 человека). Во время революции такими актами эсеры пытались выбить из царского правительства конституцию и гражданские свободы. Террор для эсеров был главным средством борьбы против самодержавия. [50.C.188, 197].
В целом революционный террор не оказал в 1905-1907 гг. большого влияния на ход событий, хотя и отрицать его значение как фактора дезорганизации власти и активизации масс не следует.
Однако эсеры не были головорезами, увешанными бомбами и револьверами. Преимущественно они были людьми, мучительно осмысливавшими критерии добра и зла, свое право распоряжаться чужими жизнями. Безусловно, на совести эсеров множество жертв. Но не просто давалась им эта видимая решимость. Савинков, - писатель, эсер – теоретик, террорист, политический деятель, в своих «Воспоминаниях» пишет, что Каляев, убивший в феврале 1905 г. великого князя Сергея Александровича, «любил революцию так глубоко и нежно, как любят ее только те, кто отдает за нее свою жизнь, видя в терроре «не только наилучшую форму политической борьбы, но и моральную, быть может, религиозную жертву».
Были среди эсеров и «рыцари без страха и упрека», особых сомнений не испытывавшие. Террорист Карпович говорил Савинкову: «Нас вешают – мы должны вешать. С чистыми руками, в перчатках, нельзя делать террора. Пусть погибнут тысячи и десятки тысяч – необходимо добиться победы. Крестьяне жгут усадьбы – пусть жгут … Теперь не время сантиментальничать – на войне, как на войне». И здесь же следом Савинков пишет: «Но он сам не экспроприировал и не жег усадеб. И я не знаю, много ли встречал в моей жизни людей, которые за внешней резкостью хранили бы такое нежное и любящее сердце, как Карпович».
Эти мучительные, почти всегда неразрешимые противоречия поступков, характеров, судеб, идей пронизывают историю эсеровского движения. Эсеры свято верили в то, что посредством устранения тех губернаторов, великих князей, жандармских офицеров, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы, они сумеют утвердить в стране царство справедливости. Но, субъективно сражаясь за некое светлое будущее и бесстрашно жертвуя собой, эсеры фактически расчищали дорогу безнравственным авантюристам, лишенным каких – либо сомнений и колебаний.
Далеко не все террористические акты заканчивались удачно, многие боевики были арестованы и казнены. Эсеровский террор вел к ненужным жертвам и среди революционеров, отвлекал их силы и материальные средства от работы в массах. Кроме того, ведь революционеры фактически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции. Одно насилие неизбежно порождало другое, а пролитая кровь смывалась обычно новой кровью, создавая какой-то порочный круг.
Большинство мелких покушений осталось безвестным, но одно убийство 20-летней девушкой Марией Спиридоновой Тамбовского «усмирителя» крестьян Луженовского, благодаря газете «Русь», прогремело на весь мир. Убийство Луженовского явило миру весь ужас российской действительности: жестокость властей (Спиридонову не только избили так, что врач в течение недели не мог освидетельствовать, цел ли у нее глаз, но еще и изнасиловали) и доведенное до готовности жертвовать своей жизнью отчуждение молодежи от правительства.
Благодаря протестам мировой общественности, Спиридонова не была казнена. Казнь была заменена каторгой. Режим на Акатуйской каторге в 1906 г. был мягок, и там Спиридонова, Прошьян, Биценко – будущие левоэсеровские вожди - прогуливались по тайге, предавались самым смелым мечтам о социализме. Акатуйские каторжане были идеалистами самой высокой пробы, верными товарищами, бессребрениками, настолько чуждыми бытовой стороне жизни, насколько это возможно только в России. Например, когда в декабре 1917 г. Прошьян, назначенный народным комиссаром почт и телеграфов, пришел принимать наркомат – в блузе и драных валенках, - швейцар не пустил его дальше передней.
Но дело в том, что весь парламентский, думский опыт развития страны прошел мимо них. К 1917 году они пришли с 10-летним опытом каторги или изгнания, быть может, большими максималистами, чем были в молодости.
Прибегали эсеры и к такому весьма сомнительному средству революционной борьбы как экспроприации. Это было крайнее средство пополнения партийной кассы, но «эксы» таили в себе угрозу вырождения деятельности революционеров в политический бандитизм, тем более что они часто сопровождались убийствами ни в чем не повинных людей.
Во время I революции организации эсеров начали быстро расти. Манифестом 17 октября 1905 г. была объявлена амнистия, стали возвращаться революционеры – эмигранты. 1905 год стал апогеем неонароднического революционного демократизма. В этот период партия открыть призывает крестьян к захвату помещичьих земель, но не отдельными крестьянами, а целыми деревнями или обществами.
У эсеров были различные взгляды на роль партии в тот период. Правые неонародники считали, что необходимо ликвидировать нелегальную партию, что она может переходить на легальное положение, поскольку политические свободы уже завоеваны.
В. Чернов же полагал, что это преждевременно. Что самая насущная проблема, стоящая перед партией, - это охват партийным влиянием масс. Он считал, что пария, только что вышедшая из подполья, не будет изолирована от народа, если использует возникающие массовые организации. Поэтому эсеры ориентировались на работу в профсоюзах, советах, Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе и Союзе почтово-телеграфных служащих.
В годы революции эсеры развернули широкую пропагандистскую и агитационную деятельность. В разное время в этот период издавалось более 100 эсеровских газет, печатались и распространялись в миллионах экземплярах прокламации, летучие листки, брошюры и т.д.
Когда началась избирательная кампания в I Государственную думу, первый съезд партии постановил бойкотировать выборы. Однако некоторые эсеры приняли участие в выборах, хотя многие из эсеровских организаций выпускали листовки с призывом к бойкоту Думы и подготовке вооруженного восстания. Но ЦК партии в своем «Бюллетене» (март 1906 г.) предлагал не форсировать событий, а использовать обстановку завоеванных политических свобод для расширения агитации и организованной работы в массах. Совет партии (высший орган между партийными съездами, куда входили члены ЦК и ЦО и по одному представителю от областных организаций) принял специальную резолюцию о Думе. Считая, что Дума не способна оправдать чаяния народа, Совет вместе с тем отмечал оппозиционность ее большинства, наличие в ней рабочих и крестьян. Отсюда делался вывод о неизбежности борьбы Думы с правительством и о необходимости использовать эту борьбу для развития революционного сознания и настроения масс. Эсеры активно влияли на крестьянскую фракцию в I Думе.
Поражение вооруженных восстаний в 1905-1906 гг., распространение в народе надежд на Думу и развитие в связи с этим конституционных иллюзий, снижение революционного напора масс – все это неуклонно вело к изменению настроений в среде эсеров. В частности, это проявилось в преувеличении значения Думы для развития революционного процесса и сплочения. Эсеры стали рассматривать Думу как орудие в борьбе за созыв Учредительного собрания. Появились колебания в тактике по отношению к партии кадетов. От полного неприятия кадетов и разоблачения их как предателей революции, эсеры приходили к признанию, что кадеты не являются врагами партии эсеров, и с ними возможны соглашения. Особенно это проявилось в период избирательной компании во II Думу и в самой Думе. Тогда эсеры, идя навстречу народным социалистам и трудовикам во имя создания народнического блока, приняли многие тактические установки кадетов.
Однозначно оценивать деятельность эсеров в период отступления революции нельзя. Партия эсеров не переставала работать, пропагандировала свои программные требования и лозунги, носившие революционно – демократический характер. Поражение революции резко изменило обстановку, в которой действовала партия эсеров. Но эсеры не считали концом революции наступившую реакцию. Чернов писал о неизбежности нового революционного взрыва, а все события 1905-1907 гг. рассматривал лишь как пролог революции.
III Совет партии (июль 1907 г.) определил ближайшие цели: собирание сил как в партии, так и в массах, и в качестве очередной задачи – усиление политического террора. Одновременно отвергалось участие эсеров в III Думе. В. Чернов призывал эсеров идти в профессиональные союзы, кооперативы, клубы, образовательные общества и бороться с «пренебрежительным отношением ко всему этому «культурничеству». Не снималась с повестки дня и подготовка к вооруженному восстанию.
23.Национальные парти. БСГ