Файл: Тема ii. Историческое становление и развитие философского знания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, согласно Декарту, имеются как бы два мира: огромная математическая машина, существующая в пространстве, и мир мыслящих умов. Реальный мир – это совокупность поддающихся математическому описанию движений тел в пространстве и во времени, и вся Вселенная есть не что иное, как огромная, гармоничная машина, построенная на основе математических принципов.

Данная позиция требовала определения простых, ясных и отчетливых истин, которые играли бы в философии такую же роль, какая отводится в математике аксиомам. Ими стали суждения, определившие сущность его философии:

а) я мыслю, следовательно, существую;

б) каждое явление должно иметь свою причину;

в) следствие не может предвосхищать причину;

г) идеи совершенства, пространства, времени и движения изначально (врожденно) присущи разуму.

Таким образом, философия Р. Декарта заложила основания современного мышления: всесилие человеческого разума; неизменность законов природы; учение о протяженности и движении как сущностях физических объектов; различие между телом и духом, между качествами, реально присущими объектам, и качествами лишь кажущимися, и в действительности рожденными реакцией разума на чувственные данные, – все эти идеи были подробно развиты в философии Р. Декарта.

Томас Гоббс(1588–1679 гг.) Основные работы: «О теле» (1655 г.); «О человеке» (1688 г.); «О гражданине» (1642 г.); «Левиафан» (1651 г.).

Гносеология Т. Гоббса опирается прежде всего на рационализм Р. Декарта – философия должна опираться на разум как на твердую основу. Рациональное познание в понимании Гоббса опирается на чувственный опыт: главным источником познания он считает ощущения. Смысл познания он видит в рациональном выяснении причин, поэтому научной истины не могут достичь ни теология (основывающаяся на откровении), ни те науки, которые основаны на совокупности эмпирических фактов. Истину он считает свойством наших суждений о вещах, но

а) не тем, что принадлежит самим объектам и может быть познано чувствами;

б) не тем, что опирается на откровение или врожденную интуицию.

Наибольшее значение имеют социально-философские взгляды Гоббса («О гражданине», «Левиафан»). Источником его воззрений на общество стало революционное развитие в Англии: Гоббс является сторонником сильной абсолютистской государственной власти, которая объективно соответствовала интересам формирующейся буржуазии.


Социально-политические воззрения Гоббса являются попыткой найти естественное объяснение обществу и государству в духе механистического воззрения его времени.

1) Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей», которое он выводит из «естественной склонности людей»... из «права всех на все», поэтому «естественным состоянием людей раньше, чем они вступили в общество, была лишь война, и не простая, а война всех против всех».

2) Война выражает ситуацию, где не может быть победителей, поэтому выход из нее Гоббс видит в образовании общества,которое имеет в своей основе согласие интересов,базирующихсяна соглашении, которое должно быть сильным и прочным.

3) Единственным путем,ведущим к созданию «общественной власти, держащей в узде и направляющей все действия людей к общественному благу», Гоббс считает передачу всей «власти и силы» единственному человеку или группе людей.

Так понимает Гоббс возникновение государства, которое ставит на место законов природы законы общества, чем и ограничивает естественное право гражданским правом. Гражданские права являются не чем иным, как естественными правами, перенесенными на государство и ограниченными договором, на котором оно основано. А так как естественные права (права человека в естественном состоянии) были неограниченными, неограниченны и права государства, и обязательность гражданских законов.

Значение социально-политической концепцииТ. Гоббса:

а) по своим взглядам на государство, общество и право он принадлежит к представителям теории общественного договорав объяснении возникновенияестественных правовых концепций и государства;

б) его концепция содержит глубокий демократический акцент, который отражен в понимании суверенности гражданинаи общественного договора как естественного равенства всех людей,которое является исходным принципом договорных отношений;

в) воззрения Т. Гоббса на государство и общество (у одного из первых) опираются на разум и опыт, а не на теологию;

г) взгляды Т. Гоббса были прогрессивными для своего времени и оказали влияние на социально-философскую мысль XVII–XVIII столетий, в частности на теорию общественного договора Ж.-Ж. Руссо.

Джон Локк(1632–1704 гг.). Основные работы: «Исследование о естественном законе» (1664 г.), «Два трактата об управлении государством» (1690 г.), «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.), «Разумность христианства» (1695 г.).



Джон Локк – представитель эмпирической линии в английской философии, которая начинается с Ф. Бэкона. Главное внимание он уделяет проблематике познания. В основе гносеологических воззрений Локка лежит подчеркивание чувственно постигаемой эмпирии: «Локк считал, что общее и мышление покоятся на чувственно воспринимаемом сущем, и указал, что общее и истину мы получаем из опыта» (Гегель. Соч. Т.11. С. 333).

Локк понимает опыт прежде всего как воздействие предметов окружающего мира на наши чувственные органы, поэтому основой всякого познания для него является ощущение. Идеи, которые возникают на основе внешнего опыта (через чувственное восприятие), он называет чувственными; идеи, которые возникают при деятельности мысли, он определяет как возникшие «рефлексии», т.к. они отражают содержание внешнего опыта.

Внешний и внутренний опыт ведут к возникновению простых идей, а для того чтобы наша мысль получила общие идеи, необходимо размышление, которое является свойством души, поэтому никогда (в отличие от «врожденных» идей Декарта) не может быть первичной, исходной достоверностью. Размышление есть процесс, в котором из простых идей появляются сложные, которые не могут непосредственно возникнуть на основе чувств и рефлексии. К ним относятся такие общие понятия, как пространство и время.

Таким образом, Локк в рассуждениях о достоверности нашего познания различает два уровня:

1) знание, полученное на основе непосредственного внешнего эмпирического опыта (мнения);

2) знание, которое является продуктом размышления и не может быть подвергнуто сомнению (бесспорное).

В бесспорном знании он различает три ступени:

а) обобщение внутреннего опыта с помощью мышления;

б) доказательное знание, опирающееся на мышление, основой которого является обобщение идей, возникших на основе внешнего, чувственного опыта;

в) чувственное знание, опирающееся на идеи, прямо постигаемые чувствами.

Концепция познания Д. Локка направлена против схоластики, т.к. в ней проявляется тенденция объяснения мира на основе естественных процессов: Локк признает возможность постижения внешнего мира при помощи третьей ступени познания, но отвергает ее в качестве основы достоверного знания.

Социально-политическая концепция Дж Локка содержится в «Двух трактатах об управлении государством» (1690 г.) Первый трактат посвящен опровержению взглядов на божественное право абсолютистской королевской власти; второй – содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688–1689 гг.


Дж. Локк решительно опровергает концепцию абсолютизма Гоббса: он исходит из естественного состояния общества, но оно не является «войной всех против всех», как у Гоббса. Это «состояние равенства, в котором вся власть и правомочность являются взаимными, один имеет не больше, чем другой». «Это состояние свободы, но не произвола».

Ограничивает свободу человека естественный закон, который гласит, что «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье либо имуществе». Таким образом, свобода человека не абсолютна, поэтому «власть правителя», полученная им на основе «договора» путем отречения подданных от «естественных прав», не может быть абсолютной: она всегда ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона.

Естественный закон Дж. Локка выражает интересы и потребности класса, от имени которого он выступал – прогрессивно настроенной в то время буржуазии: равенство, личная свобода и свобода предпринимательства. Воззрения Локка на характер общественного договора, по сравнению со взглядами Гоббса, представляют значительный прогресс: Гоббс отказывает подданным в праве обсуждать действия правителя (суверена), а Локк считает, что договор возникает на основе естественного закона, поэтому если правитель нарушает эти права, то его подданные вправе отказаться от договора. Здесь содержатся зародыши идей, которые стали ведущими у идеологов французской буржуазной революции и повлияли на представителей французского Просвещения Ж. Руссо и Вольтера.

При оценке значения философии Дж. Локка Гегель говорит, что «выводить из наблюдения опыта у англичан издавна значит то же самое, что «философствовать» (Соч. T.11, с. 329).

К. Маркс оценивает историческое значение Локка следующим образом: «Локк обосновал философию здравого человеческого смысла, т.е. сказал косвенным образом, что не может быть философии, отличной от рассудка, опирающегося на показания здоровых человеческих чувств» (Соч. Т.2. С. 144).

Бенедикт Спиноза(1632–1677 гг.) родился в Амстердаме (Голландия). Основные работы: «О боге и человеке и его счастье» (1658–1660 гг.); «Принципы философии Картезия, изложенные геометрическим методом» (1663 г.), «Этика, изложенная способом, используемым в геометрии» (1662–1675 гг.); «Теологическо-политический трактат» (1670 г.).

Основные идеи философии Б. Спинозы изложены в его главном и основном труде – «Этике». Гегель характеризует философию Спинозы как « объективизацию философии Декарта в форме абсолютной истины» (Соч. T.11. С. 284). Влияние на его философию оказали механистическое и математическое естествознание, пантеистически-материалистические воззрения Дж. Бруно, рационалистический метод Р. Декарта, а также философия Т. Гоббса, оказавшая влияние на гносеологию и социологию Б. Спинозы.


Онтология. Опираясь на механико-математическую методологию, Спиноза стремится к созданию целостной картины природы: продолжает традиции пантеизма. Центральным пунктом онтологии у него выступает тождество бога и природы, которую он понимает как единую, вечную и бесконечную субстанцию, исключающую существование какого-либо другого начала, а тем самым – как причину самой себя.

Таким образом, Спиноза отождествляет бога с субстанцией, они сливаются у него в одно понятие. Бог не стоит над природой, он находится прямо в ней как ее имманентная причина, что влечет за собой отвержение личного бога и понимание его как универсальной причины мира. В этом заключается сущность пантеизма Спинозы, который имеет выразительную математическую ориентацию. Качественная характеристика субстанции раскрывается в понятии атрибута как неотъемлемого ее свойства. Число атрибутов в принципе бесконечно, но человеческому уму открываются только два из них – протяжение и мышление. Сама субстанция, как и ее атрибуты, будучи совершенной, исключает какое-либо движение и изменение.

Для характеристики и отношений единичных вещей, которые (в отличие от субстанции и ее атрибутов) являются конечными, Спиноза использует понятие «модус». Их существование характеризуется конечностью, изменением, движением (в рамках пространства и времени) и основано на «внешней причине». Если у субстанции и ее атрибутов полностью исключена возможность какого-либо «внешнего воздействия», то между модусами внешнее воздействие и внешние связи существуют.

Отношение между субстанцией и модусом (единичным) – проблема возникновения единичных вещей (конечных и изменчивых). В этой связи Спиноза определяет субстанцию как «природу творящую», а единичные вещи, характеризуемые как модусы, – «природой сотворенные».

Таким образом, согласно концепции Спинозы, в мире не происходит ничего случайного, все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе: «Бог является имманентной, а не внешней причиной всех вещей».

Гносеология. Рассуждения Спинозы о субстанции тесно связаны с его четко выраженным рационализмом. В теории познания он выделяет три ступени:

а) истина, которая постигается непосредственно разумом, интуитивно зрима и не зависит ни от какого опыта;

б) рассуждения разума, которые нуждаются в опосредовании и требуют доказательства;