Файл: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 1006

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология массовой коммуникации

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239

Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41

42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45

Глава 3 Функции и роли смк____________________________47

Глава 3. Функции и роли смк____________________________49

Глава 3. Функции и роли смк____________________________53

Глава 3 Функции и роли смк____________________________57

Глава 3 Функции и роли смк____________________________59

Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел

Глава 3. Функции и роли смк____________________________63

Глава 3 Функции и роли смк____________________________65

Глава 3. Функции и роли смк____________________________67

Глава 3. Функции и роли смю_________________________69

70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 3. Функции и роли смк____________________________л

Глава 3. Функции и роли смк__________________________73

Глава 3. Функции и роли смк____________________________75

Глава 3. Функции и роли смк__________________________77

Глава 3. Функции и роли смк__________________________79

Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и

Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151

Глава 7. Смк и бизнес________________________________153

Глава 7 смк и бизнес________________________________155

Глава 7 смк и бизнес______________________________щ

Глава 7. Смк и бизнес________________________________159

Глава 7. Смк и бизнес______________________________161

Глава 7. Смк и бизнес________________________________163

Глава 7. Смк и бизнес________________________________165

Глава 7 смк и бизнес______________________________167

Глава 7 смк и бизнес______________________________169

Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189

Часть III

Глава 9 Коммуникатор________________________________193

Глава 9. Коммуникатор________________________________195

Глава 9 Коммуникатор________________________________197

Глава 9 Коммуникатор________________________________199

Глава 9 Коммуникатор________________________________203

Глава 9 Коммуникатор________________________________205

Глава 9 Коммуникатор_____________________________207

Глава 9 Коммуникатор________________________________209

Глава 9 Коммуникатор________________________________211

Глава 9. Коммун и катор________________________________213

Глава 9. Коммуникатор_____________________________215

Глава 9 Коммуникатор________________________________217

Глава 9. Коммуникатор_____________________________219

Глава 9. Коммуникатор_____________________________221

Глава 9 Коммуникатор________________________________223

Глава 9 Коммуникатор________________________________227

Глава 9. Коммуникатор_____________________________229

Глава 9 Коммуникатор_____________________________231

Глава 9 Коммуникатор_____________________________233

Глава 9 Коммуникатор________________________________235

Глава 9 Коммуникатор_____________________________237

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255

Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285

Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385

Сам выбор информационных каналов не был случайным. Газета должна была пользоваться уважением коллег, чтобы в случае успеха можно было распространить опыт. Она должна была быть не слишком


Глава 9 Коммуникатор________________________________203

велика, так как крупную организацию трудно реформировать быстро, а это предусматривалось.

Газета должна была быть готовой к нововведениям. Необходимо было включить в эксперимент и телевидение, которое считается «общественным мозгом демократии» '.

Предполагалось, что сотрудничество газеты и телевизионной станции в ходе эксперимента даст лучшие результаты.

Работа газеты с гражданской предвыборной программой

В декабре 1991 г., когда план был принят, «Шарлотт Обзервер» начала работу по формированию гражданской предвыборной программы.

Принятая стратегия была предельно простой:

* основные пункты избирательных программ должны определять не кандидаты, а избиратели;

* кандидаты должны держать ответ по существу этих пунктов; » читатели должны привлекаться к участию в освещении избирательной кампании, к оценке кандидатов и работы прессы.

Но для того чтобы в проект поверили, надо было, чтобы сами читатели решили, какие проблемы требуют обсуждения. Если бы газета предложила программу от себя, это было бы воспринято как рекламный трюк, рассчитанный на увеличение подписки. Газете предстояло убедить читателей в своей решимости сделать их главными героями кампании.

Для того чтобы точно определить пожелания граждан, силами компании «Кей-Пи-Си Рисерч» в декабре 1991 и январе 1992 гг. был проведен опрос 1003 взрослых респондентов. Этот опрос обошелся газете и телестанции WSOC-TV в 18 тыс. долл.

Теперь «Шарлотт Обзервер» могла начать работу по новой программе. Редактор газеты обратился к читателям: «Мы намерены меньше говорить об организации кампании и манипуляциях кандидатов, а сосредоточить внимание на вопросах, волнующих избирателей. Мы намерены разделить те вопросы, которые поднимаются лишь для того, чтобы увеличить шансы избрания, и те, которые останутся жизненно

204 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

важными после выборов. Освещение выборов будет проводиться в связи с теми проблемами, которые назвали рядовые граждане, и мы будем ставить вопросы от лица избирателей»1.

Так было положено начало продолжавшемуся в течение года эксперименту, целью которого было связать читателей как с самим политическим процессом, так и с его освещением на страницах газеты.


Неделей позже «Шарлотт Обзервер» опубликовала результаты опроса, свидетельствовавшие об обеспокоенности граждан своим будущим. Респондентов заботило, как они смогут приспособиться к меняющимся временам. Основные проблемы были названы большинством опрошенных: экономика и налоги, преступность и наркомания, здравоохранение, образование, состояние окружающей среды, проблемы семьи и местного сообщества. Но все эти знакомые проблемы объединяло чувство страха. Результаты опроса в Северной Каролине немногим отличались от аналогичных наблюдений, зарегистрированных в других частях страны. Не удивительно, что людей волновали проблемы занятости и здравоохранения. Характерной явилась острота переживаний. Поэтому газета поместила результаты опроса под шапкой «Страх перед будущим».

В последующие недели газета публиковала материалы, увязывая эти проблемы с реальной жизнью. Позиции кандидатов стали важны лишь в той степени, в какой они помогают найти решения этих проблем. На сцену «Шарлотт Обзервер» вышли граждане со своими заботами.

Получив в ходе опроса доказательства, что проблемы действительно являются важнейшими, редакция перешла на новые формы сотрудничества с читателями. Для этого использовались такие методы:

1. Читателям предлагалось передавать в газету вопросы, которые будут использованы корреспондентами при проведении интервью.

2. Читателей просили высказывать суждения о происходящих событиях и выступлениях кандидатов. Их оценки использовались в корреспонденциях.

3. Добровольцы из числа Совета граждан привлекались в качестве экспертов, когда нужно было получить комментарии к текущей информации.


Глава 9 Коммуникатор________________________________205

4. Газета почти полностью прекратила проводить опросы о шансах кандидатов, хотя цитировала результаты опросов, проводившихся другими организациями, отводя им скромную роль на своих страницах.

5. Сложные проблемы были персонифицированы: газета просила читателей рассказать, как та или иная проблема сказывается на их повседневной жизни — из номера в номер фигурировали несколько одних и тех же семей. Другие читатели могли сопоставить свое восприятие социальных проблем с чужим жизненным опытом.

Газета держала руку на пульсе общественного мнения. Для подтверждения правильности выводов опроса, проведенного зимой 1991-1992 гг., дополнительные опросы были осуществлены (хотя и в меньших масштабах) в июне и октябре 1992 г.

Наконец, читателей попросили дать оценку освещения кампании газетой «Шарлотт Обзервер». Замечания читателей регулярно публиковались.

Газета использовала несколько способов для прощупывания общественного мнения на разных этапах кампании. Пожалуй, наиболее удачной была рубрика «Вам слово», когда целая страница отводилась высказываниям читателей по вопросу, поставленному редакцией. Эта рубрика была хороша не только тем, что привлекала сотни читателей; она позволяла им почувствовать, что с их мнением считаются.

Когда в середине лета 1992 г. Р. Перро снял свою кандидатуру в президенты, «Шарлотт Обзервер» сочла, что некоторые пункты его программы заслуживают дополнительной реакции читателей. В номере от 22 июля читателям задали вопрос: «Поддержали бы вы план Перро по сокращению дефицита федерального бюджета и оживлению экономики?» Через два дня под рубрикой «Вам слово» была помещена подборка из 82 (в основном положительных) ответов читателей. Газета вернулась к этому приему в сентябре, когда Перро дал понять, что может возобновить соперничество за кресло президента. В течение одного дня в редакцию позвонили 125 читателей, причем более половины высказались за возвращение Перро.

Центральная роль была предоставлена читателям. Их опрашивали, интервьюировали, предлагали им задавать вопросы кандидатам, приглашали на общественные дискуссии и почти ежедневно делали героями сообщений. Читатели определяли тон и направление освещения избирательной кампании.

206 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса


Влияние газеты на ход избирательной кампании

Встречи с кандидатами предоставили еще одну возможность активизировать участие читателей- газета предложила им присылать адресованные кандидатам вопросы Лучшие из них корреспонденты «Шарлотт Обзервер» брали на вооружение и использовали на пресс-конференции.

«Господин Клинтон, Энн Зигерт из города Лейк-Норман хотела бы знать .» Когда вопрос задавался в такой форме, кандидату не так просто было его проигнорировать: это вопрос конкретного избирателя, и он будет напечатан независимо от того, захотел ли кандидат на него ответить.

Рубрика «Спросите кандидата» сохранялась в течение всей кампании Газета добивалась получения ответов на вопросы читателей, связываясь с избирательными штабами кандидатов. Иногда газете удавалось свести читателей с кандидатами напрямую. Так было организовано интервью одного из кандидатов с восемью членами Совета граждан по широкому кругу проблем. Газета на следующий день опубликовала почти полную стенограмму встречи.

Газета как бы говорила читателям, это ваша программа, а вот что мы делаем для ее проведения

Перечислим еще несколько инициатив газеты, предпринятых с целью вовлечения читателей в освещение кампании.

1. Президентские дебаты Эти дебаты подробно освещались в прессе. Помимо обычного пересказа их содержания и оценки сопер-•ников «Шарлотт Обзервер» предоставила репортаж о дебатах с точки зрения гражданской программы: аргументы участников здесь были соотнесены с насущными проблемами и сопровождались мнениями читателей, следивших за дебатами по телевизору

2 Регистрация избирателей Призывая читателей зарегистрироваться для участия в выборах, газета руководствовалась желанием максимально приобщить их к демократическому процессу Неоднократно публиковались статьи, графические материалы, справки для избирателей и призывы, направленные на осознанное участие читателей в регистрации.

3. Детское голосование. Эта программа проводилась по всей стране, чтобы дать подрастающему поколению представление об избирательном процессе Каждый понедельник газета информировала о ней читателей