ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 1017
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Социология массовой коммуникации
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
Глава 7 смк и бизнес________________________________155
Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
Глава 7 смк и бизнес______________________________167
Глава 7 смк и бизнес______________________________169
Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
Глава 9 Коммуникатор________________________________193
Глава 9. Коммуникатор________________________________195
Глава 9 Коммуникатор________________________________197
Глава 9 Коммуникатор________________________________199
Глава 9 Коммуникатор________________________________203
Глава 9 Коммуникатор________________________________205
Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
Глава 9 Коммуникатор________________________________209
Глава 9 Коммуникатор________________________________211
Глава 9. Коммун и катор________________________________213
Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
Глава 9 Коммуникатор________________________________217
Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
Глава 9 Коммуникатор________________________________223
Глава 9 Коммуникатор________________________________227
Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
Глава 9 Коммуникатор________________________________235
Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
комедийные шоу (53%), информативно-просветительские программы — по истории, о природе и т. п. (48 %), спортивные события (42 %) '.
Интерес к кинематографу понятен и анализировался множеством культурологов. В противовес мозаичности мира, который создает СМК, кино, как и все искусство, по словам Ф. Ницше, дает иллюзию упрощенного мира, сокращенного решения загадки жизни. «Синематограф гораздо больше письменной литературы обращается к старым и популярным нормам нравственного принципа в искусстве, — писал культуролог И. Хейзинга. — Кино является морально-охранительным фактором... Кинематограф в особенности держит изображаемое в узде причинно-следственных связей, а преобладающий на сегодня сценарий — это счастливый конец. Вероятно, кто-нибудь возразит: здесь есть меркантильный интерес. Но меркантильный интерес определяется спросом публики, и в гораздо большей степени, нежели строгостью отборочных комиссий. И значит, можно прийти к заключению, что этический кодекс киноискусства погпрежнему отвечает требованиям массового нравственного сознания.» 2
Что касается интереса людей к информационным программам, подчеркнем: это канал, реально подключающий человека к социуму в самых широких границах — в национальных, общемировых. Около десяти лет назад Д. Фишер, президент американского Центра мировых проблем, в беседе с российским журналистом М. Таратутой объяснял феномен успеха общенациональных телевизионных сетей в Америке таким образом: они сделали Америку единой страной, не разделенной на регионы 3. Думается, в этом объяснении есть своя доля истины.
Мы рассмотрели в этой главе место массовой коммуникации в общей структуре коммуникативных подсистем, включающей, помимо массовой, межличностную и специальную коммуникации. Эти подсистемы функционируют в обществе, как сообщающиеся сосуды: ценности и особенности одной оказываются востребованы другой. На фоне остальных вырисовываются сущностные характеристики массовой коммуникации, которые, тем не менее, подвержены изменениям в соответствии с теми политическими, экономическими, технологическими трансформациями, которые переживает социум.
Функциональный подход к деятельности СМК
Функции СМК в режиме реального времени
Направление социологии СМК, связанное с изучением функций, накопило к сегодняшнему дню огромный эмпирический материал. Помимо самоценности этого материала (для практической деятельности Коммуникатора, для рекламодателя), он является фундаментом двух теоретических подходов к деятельности СМК, которые можно коротко сформулировать как «СМК в жизни общества» и «СМК в жизни индивида». По сути дела, в этих двух парадигмах мы изучаем на том же объекте новый предмет: функции СМК в реальном историческом времени, их роль, их влияние на личность, их эффективность.
Мы подробно рассматривали функции СМК в исторической перспективе. Ясно, что, например, классификация Лассвелла (ее мы можем назвать макросоциологической), сопоставляющая процесс изменений в социальном и в биологическом организме, при сужении временных рамок до конкретного исторического отрезка будет слишком общей: она не уловит ни исторических изменений в функциях, ни их модифи каций в разных государственных организмах.
Когда мы говорили о функциях социальной информации в целом для индивида, — мы оперировали понятиями структурной, фундаментальной и оперативной информации. Действительно, структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение
Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
в семье, в малой группе, в школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации. В дальнейшем устойчивую ориентацию человеку в обществе помогает сохранить фундаментальная информация, формирующая знания, интересы индивида, приобщающая личность к профессии, науке, искусству, культуре вообще. Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические нормы данного общества в определенный период. Эта информация самая подвижная. Рассматривая конкретное общество как политический, хозяйственный, идеологический организм, мы сталкиваемся с парадигмой «СМК и власть».
Свою типологию функций СМК предложили в 1960 г. социологи Райты, которые развили типологию Лассвелла и дополнили ее понятием развлекательной функции. В 1970 г. анализ функции СМК предприняли Д. Маккуэл, Дж. Бламлер и Дж. Браун (1972). Они оперировали следующими категориями:
* отвлечение внимания (включая бегство от повседневности и от груза проблем и эмоциональную разрядку) ';
* замещение межличностного общения социальной деятельностью;
* осознание человеком себя как личности (включая самооценку, познание действительности, убежденность в своей самоценности);
* социальный надзор.
Е. Катц, Дж. Бламлер и М. Гуревич исходили из предпосылки, что человек использует СМК для установления/устранения контактов, которые могут быть:
* инструментальными (прагматическими, прикладными);
* аффективными (эмоциональными, психического комфорта);
» интегративными (с друзьями, с семьей, с нацией...) 2.
Мы можем также оперировать сугубо теоретической схемой взаимодействия СМК с разными уровнями социальной структуры. Ю. Левада выделяет три уровня последней: уровень личности, уровень
48________________Часть I Деятельность СМК функциональный подход
социальной группы и уровень социальных институтов. Для личности с помощью СМК осуществляется «самоутверждение», социализация, гармоничное сосуществование в социальной группе; подчиненность социальным ролям, которые актуализируются, «навязываются» индивиду системой массовых коммуникаций. Таким образом осуществляется приобщение индивида к культуре, которая представляет собой совокупность выработанного людьми опыта, реализованного в продуктах их материальной и духовной деятельности и усваиваемого членами сообщества в процессе обучения и социализации.
В рамках группы СМК способствует ее интеграции как социальной, так и профессиональной; способствует ее включению в более широкую социальную структуру. Если перейти на уровень социальных институтов, то именно СМК они обязаны тем обстоятельством, что транслируемые ими социальные нормы становятся доступными отдельным личностям, благодаря чему создается активная мобилизующая социальная среда с эмоциональными, рациональными и оценочными координатами.
Классификация функций СМК Б. Грушина
В исследованиях, проводившихся под руководством Б. Грушина в рамках социологического проекта «Общественное мнение», была принята за основу такая классификация: функция информирования, воспитания, организации поведения, снятия напряжения, функция коммуникации. Каждая из них является более сложным понятием, чем можно предположить, исходя из лексического значения слова. Например, функция воспитания подразумевает информацию об идеалах данного общества, передачу опыта поколений, формирование общественного мнения.
Функция организации поведения, на первый взгляд, является наиболее простой из всех перечисленных. Но и здесь можно привести разные примеры: от организации газетной кампании по сбору помощи пострадавшим от землетрясения до распространения моды — в качестве реакции на информационные стимулы СМК в этом случае всегда следует конкретное поведение людей, их поступки.
Функция снятия напряжения может быть названа и по-другому: рекреативной, развлекательной, устанавливающей эмоционально-рациональный баланс. Она важна настолько, насколько важным является досуг в условиях многочисленных стрессов, вызванных урбанизацией, темпами инновационных процессов в современном мире. Пренебрежение ею дорого обходится конкретному каналу — в ре-
Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
зультате люди, как правило, просто находят другие источники информации.
В этой же связи необходимо сказать и о функции коммуникации. Что такое коммуникация? Связь, общение, обмен духовными ценностями или эмоциональными состояниями, одинаковыми для общающихся. Когда врач читает в газете об уникальной операции, он извлекает из этого факта не только саму фактографию события, он ощущает значимость собственной социальной роли. На этом основан механизм восприятия массовой информации индивидом — это не только обмен информацией, но и ценностями, источник поддержки социальных ролей индивидуумов. Еще один пример функции коммуникации мы можем позаимствовать у исследователя Г. Вибе (G. Wiebe). Телевизионные программы расцениваются многими как тривиальные, вульгарные и даже вредные, и тем не менее, они собирают огромную аудиторию — явление, порожденное, с точки зрения исследователя, стремлением консолидироваться с «другими» '.
И все же разговор о функциях пока ведется нами на достаточно абстрактном уровне, идет ли речь о тех задачах, которые ставит перед СМК общество, о тех, которые видятся Коммуникатору или Аудитории, решившей обратиться к СМК. Ясно, что, говоря о первом случае, мы, очевидно,.оперировали бы информативной и воспитательной функциями, во втором — информативной, просветительской, функцией достижения эмоционально-рационального баланса, в третьем случае рассматривали бы функции удовлетворения познавательной потребности, поддержки моральных ценностей, развлечения. Даже если Аудитория скажет нам, что включает радио только для того, чтобы слушать сводку погоды, этого достаточно. Дело социолога назвать такую функцию информативной, утилитарной. Но отвлечемся от того, что может сказать о функциях Аудитория. Она может просто действовать. Возьмем крайний случай. Часть Аудитории включает телевизор, только когда идет передача «Поле чудес». Значит, независимо от того, что эта группа нам скажет, ясно, что телевидение для нее существует только в одной своей функции — развлечения, снятия напряжения, гедонистической (и лишь отчасти информационной).
Почему Аудитория обращается к СМК
Зарубежные эмпирические исследования отношения Аудитории к просмотру телевизионных информационных программ говорят, что