ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 1010
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Социология массовой коммуникации
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
Глава 7 смк и бизнес________________________________155
Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
Глава 7 смк и бизнес______________________________167
Глава 7 смк и бизнес______________________________169
Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
Глава 9 Коммуникатор________________________________193
Глава 9. Коммуникатор________________________________195
Глава 9 Коммуникатор________________________________197
Глава 9 Коммуникатор________________________________199
Глава 9 Коммуникатор________________________________203
Глава 9 Коммуникатор________________________________205
Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
Глава 9 Коммуникатор________________________________209
Глава 9 Коммуникатор________________________________211
Глава 9. Коммун и катор________________________________213
Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
Глава 9 Коммуникатор________________________________217
Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
Глава 9 Коммуникатор________________________________223
Глава 9 Коммуникатор________________________________227
Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
Глава 9 Коммуникатор________________________________235
Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385
352 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса
плуатации в наши дни бесправных рабочих из других стран, вынужденных продавать свой труд на других рынках.
В рамках XV Международного Московского кинофестиваля (1987 г.) был показан американский фильм «Цвет кожи». Белый юноша, чтобы воспользоваться стипендией, предназначенной для чернокожего, в загримированном виде живет жизнью чернокожего студента около года. Цели молодого человека далеки от науки, но жизненный опыт, который он приобрел в результате «эксперимента», не заменят ему ни собственные наблюдения, ни знакомство со специальной литературой.
Последние примеры как нельзя лучше подходят для перехода к разговору о профессиональной этике журналиста и социолога. Тут есть специфическая разница. Журналист, разоблачая социальные язвы общества, иногда разоблачает и своего информатора. Для социолога это исключено. Кодекс профессиональной этики требует от социолога — «не навреди». Как бы ни претило социальное поведение личности исследователю, он связан обещанием «использовать полученные данные только в научных целях» — словами, которыми должна заканчиваться любая просьба принять участие в социологическом исследовании, адресованная человеку.
Требования к вопроснику
Рекомендации Дж. Гэллапа
При составлении самого вопросника имеет смысл воспользоваться рекомендациями Дж. Гэллапа, известного исследователя общественного мнения. Он предложил в свое время логическую схему, которая должна быть по возможности воспроизведена в документе. В этой схеме должно быть отражено несколько стадий постижения отношения человека к изучаемой проблеме. Первая стадия состоит в выяснении информированности человека об изучаемой проблеме, или включенности в поведение, которое изучается, — иногда комплекс таких вопросов называют «фильтром». Вторая стадия, как правило, состоящая из серии «открытых» вопросов (за которыми не следуют альтернативы для выбора), направлена на свободное выражение опрашиваемым своего отношения к существу проблемы. Третья — ставит опрашиваемого в ситуацию жесткого выбора из логических альтернатив мнения или поведения (это может быть дихотомичная процедура «да—нет» или выбор из содержательных вариантов). Четвертая состоит в выяснении причины выбранного опрашиваемым варианта — поведения или мнения (ответ на вопрос «почему»). И последняя измеряет интен-
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
сивность оценки, уверенности в своем мнении, приверженности к тому или иному поведению и т. д.1
Каждый документ, фиксирующий поведение личности (анкета, интервью, бланк наблюдения и т. д.) должен быть анонимным. Такие заверения делаются и опрашиваемому, чтобы расположить его к максимальной искренности в ответах. Тем не менее, социологи осознают опасения человека, к которому интервьюер приходит в дом, — а ведь именно по месту жительства исследователи чаще всего находят респондентов для массовых опросов, случайным образом отбирая район, улицу, дом и, наконец, квартиру. Институт демоскопии в Алленсбахе (ФРГ), известный своими опросами общественного мнения, советует использовать при опросах на слишком «дискуссионную» тему... вагон поезда и пассажиров в нем.
Именно поэтому некоторые теоретики не относят к общественному мнению высказывания, полученные для прессы, прозвучавшие по радио и телевидению. Назвав свою фамилию, статус, человек иногда начинает говорить, «как говорят люди с его положением», в большей степени ассоциирует себя с «другими». То же самое происходит, когда телевидение берет интервью у «человека из толпы». У человека и не надо спрашивать фамилию, он великолепно понимает, что собственное изображение начисто лишает его анонимности.
За редкими исключениями (когда возникает научная необходимость обратиться к респонденту снова) социологу и не нужна фамилия. Индивид его интересует не в своей уникальности, а как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, поведения. Его интересует то, что делает человека представителем определенной группы, определенного слоя, определенной массы. И даже в таком качестве он фигурирует в исследовании не как самостоятельная единица, а как элемент множества статистических группировок, сформированных по разным признакам личностей, участвующих в исследовании.
Факторы, влияющие на результат общения
Прежде всего, следует иметь в виду, что результат общения социолога с тем, кто оказался его собеседником, зависит, по меньшей мере, от трех составляющих — от самого вопроса, от вариантов ответов, которые фигурируют в ходе общения или формулируются самим опрашиваемым,
354 Часть III Социологическиеисследования звеньев коммуникативного процесса
и от поведения интервьюера. Особенности всех трех факторов составляют профессиональный багаж социолога, поскольку являются базой получения адекватного знания социолога о поведении и мнениях людей. Документы, являющиеся основой общения с опрашиваемыми, должны отвечать следующим каноническим правилам:
* вопросы должны быть короткими, отражающими существо дела;
* слова и словосочетания должны быть простыми, общеупотребительными для всех групп населения;
* вопросы не должны содержать слов с сильной эмоциональной
окраской; » вопросы должны включать все важнейшие альтернативы ответов;
* должна существовать возможность зафиксировать в документе ситуацию затруднения с ответом;
» вопросы не должны содержать подразумеваемого отношения (благожелательного или наоборот) к той или иной точке зрения;
» когда интервьюируемого просят выбрать из ответов, набор ответов должен следовать сразу за вопросом.
Важность формулировок вопроса: эмпирические свидетельства
Методика формулировки вопросов и закрытий к ним является областью специальных профессиональных знаний, тем не менее, некоторые положения должны осознаваться и на уровне общей социологической подготовки при знакомстве с проблематикой эмпирических социологических исследований в области СМК.
Начиная с первых лет профессиональной индустрии изучения общественного мнения, а ее возникновение датируют обычно 1935 г., когда одновременно начали свою деятельность такие крупные и поныне социологические организации, как Институт Гэллапа, фирма Роупера и фирма Кроссли, формулировка вопроса считается проблемой номер один. Как пишет автор цитируемого нами аналитического обзора, «методические эксперименты, проведенные в этой области, указывают на возможные значительные отклонения, вызванные различными типами формулировок»1.
Одна из таких возможностей для отклонения — это нарушение требования, следуя которому, вопросы должны включать все важнейшие альтернативы ответов. Вслед за А. Мосичевым рассмотрим следующий пример, приведенный известной немецкой исследовательницей Э. Ноэль, в ее книге (табл. 28) '.
Таблица 28 Альтернативные вопросы и альтернативные ответы — 1
Форма вопроса 1: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза?»
Форма вопроса 2: «Считаете ли Вы, что на предприятии все рабочие должны быть членами профсоюза, или каждый в отдельности должен решить, хочет ли он быть членом профсоюза или нет?»
|
Форма 1 |
Форма 2 |
Все должны быть членами профсоюза |
44% |
24% |
Я против, это дело каждого в отдельности |
20% |
70% |
Трудно сказать |
36% |
6% |
|
100% |
100% |
Как видно из вышеприведенной таблицы, ответы, полученные при первой формулировке, отличаются от ответов, полученных при второй формулировке.
Сходный пример автор аналитического обзора находит и в другой работе Э. Ноэль2. В данном случае неработающим домохозяйкам были заданы два сходных по формулировке вопроса с одинаковым перечнем возможных вариантов ответа (табл. 29).
Как и в первом примере, при введении в формулировку второй альтернативы сдвиг достигает уровня 50 %. Следует также отметить, что в обоих случаях количество неопределенных ответов — в данном случае «Трудно сказать» — критически падает при введении второй альтернативы от 36 до 6 % в первом случае и от 26 до 8 % во втором.
Таблица 29 Альтернативные вопросы и альтернативные ответы — 2
Форма вопроса 1: «Предпочли бы Вы иметь работу, если бы это было возможным?»
Форма вопроса 2: «Предпочли бы Вы иметь работу или Вы предпочитаете заниматься своим домашним хозяйством?»
|
Форма 1 |
Форма 2 |
Предпочли иметь работу |
17% |
10% |
Согласны быть частично занятыми |
38% |
14% |
Предпочли бы заниматься своим домашним хозяйством |
19% |
68% |
Трудно сказать |
26% |
8% |
|
100% |
100% |