Файл: Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.09.2024

Просмотров: 715

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Социология массовой коммуникации

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239

Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21

Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23

Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37

Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41

42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43

Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45

Глава 3 Функции и роли смк____________________________47

Глава 3. Функции и роли смк____________________________49

Глава 3. Функции и роли смк____________________________53

Глава 3 Функции и роли смк____________________________57

Глава 3 Функции и роли смк____________________________59

Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел

Глава 3. Функции и роли смк____________________________63

Глава 3 Функции и роли смк____________________________65

Глава 3. Функции и роли смк____________________________67

Глава 3. Функции и роли смю_________________________69

70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход

Глава 3. Функции и роли смк____________________________л

Глава 3. Функции и роли смк__________________________73

Глава 3. Функции и роли смк____________________________75

Глава 3. Функции и роли смк__________________________77

Глава 3. Функции и роли смк__________________________79

Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и

Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1

Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ

Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37

Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141

Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147

Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149

Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151

Глава 7. Смк и бизнес________________________________153

Глава 7 смк и бизнес________________________________155

Глава 7 смк и бизнес______________________________щ

Глава 7. Смк и бизнес________________________________159

Глава 7. Смк и бизнес______________________________161

Глава 7. Смк и бизнес________________________________163

Глава 7. Смк и бизнес________________________________165

Глава 7 смк и бизнес______________________________167

Глава 7 смк и бизнес______________________________169

Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173

Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187

Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189

Часть III

Глава 9 Коммуникатор________________________________193

Глава 9. Коммуникатор________________________________195

Глава 9 Коммуникатор________________________________197

Глава 9 Коммуникатор________________________________199

Глава 9 Коммуникатор________________________________203

Глава 9 Коммуникатор________________________________205

Глава 9 Коммуникатор_____________________________207

Глава 9 Коммуникатор________________________________209

Глава 9 Коммуникатор________________________________211

Глава 9. Коммун и катор________________________________213

Глава 9. Коммуникатор_____________________________215

Глава 9 Коммуникатор________________________________217

Глава 9. Коммуникатор_____________________________219

Глава 9. Коммуникатор_____________________________221

Глава 9 Коммуникатор________________________________223

Глава 9 Коммуникатор________________________________227

Глава 9. Коммуникатор_____________________________229

Глава 9 Коммуникатор_____________________________231

Глава 9 Коммуникатор_____________________________233

Глава 9 Коммуникатор________________________________235

Глава 9 Коммуникатор_____________________________237

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255

Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285

Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311

Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325

Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381

Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383

Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385

284 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

Хотелось бы предостеречь от узкого понимания роли контент-ана-литика как умещающейся только в рамках поставщика этой самой «добротной» информации для принятия решения. Степень «добротности» информации зависит от понимания аналитиком всего цикла исследования.

Тут следует напомнить, что социологическое исследование — это всегда «точка зрения»: в данном случае на выбор определенных характеристик текста (по степени важности), на интерпретацию «что такое хорошо» и «что такое плохо», на выбор определенных выводов для практических рекомендаций (по степени настоятельности). Вспомним здесь и о заказчике исследования. Из истории искусств известно, сколь многое зависит от заказчика, а не только от гениальности мастера.

Золотое правило, действующее во всех исследованиях СМК, которое гласит, что необходимо ясно осознавать, в чем состоит проблема, прежде чем ее исследовать, справедливо и для метода контент-анали-за. Этот метод подразумевает большую кропотливую работу для того, чтобы решить проблему, но не меньшая работа нужна, чтобы эту проблему нащупать.

Категория анализа

В практике исследований текстов методом контент-анализа некоторым аналогом социальной проблемы в конкретном исследовании выступает категория анализа. Это емкое, но вместе с тем лаконичное выражение проблемы. Категория анализа не является рабочей, непосредственно данной нам в тексте; эта характеристика скорее принадлежит всей совокупности текстов.

Так, в нашем иллюстративном материале мы разбирали понятие «расовой дискриминации»: реальность дает нам самые разнообразные ее проявления, причем на этих проявлениях не всегда есть этикетка с надписью «расовая дискриминация». Авторы этого исследования работали с категорией анализа «квалификация героев рассказов разной расовой принадлежности» и пришли к выводу, что в текстах наличествует расовая дискриминация. Другими словами — наблюдая совокупность текстов под углом зрения «квалификации героев разной расовой принадлежности», автор выходит на проблему «расовой дискриминации».

Возьмем случай, когда в качестве категории анализа выступает «оперативность». Приведем пример из исследования, входящего в генеральный проект «Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов»,



Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285

реализованный в Институте конкретных социальных исследований АН СССР в 1967-1974 гг. (руководитель проекта — Б. Грушин)1.

Этот пример как нельзя лучше показывает, что, введя только одно понятие, оперативности, как категории анализа, мы остаемся на очень высоком уровне абстракции. В самом деле — оперативность бывает разная. Какая? Материалы могут быть с «сегодня» и «не-сегодня» обозначившимся поводом. Можно предложить другую степень дробности. Например, в контент-анализе местных газет, радио и телевидения как источников информации, осуществленном в рамках проекта «Общественное мнение», использовались следующие градации оперативности: сообщение о событии дается в день его совершения, на следующий день после его совершения, через два дня, через три-семь дней: сообщение касается события, произошедшего более семи дней назад или, как указывается в сообщении, «недавно», «за последние дни» и т. д.; сообщение касается события, дата свершения которого не указывается; сообщение касается вневременных проблем.

Когда же мы стали анализировать информационную телевизионную программу «Время» — средство (и канал) заведомо более оперативный — мы пошли по дути дальнейшей дифференциации событийного повода материалов, идущих с грифом «сегодня»2.

Это могли быть информационные сюжеты о событиях, которые можно было предсказать за десятилетия до этого дня: так называемые календарные, юбилейные или знаменательные даты («сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения А. С. Пушкина»). С другой стороны, это могли быть сюжеты типа «сегодня проснулся вулкан X» — событие, обладающее для Аудитории максимумом неожиданности, непредвиденности, непредсказуемости. Потребовались и более «оперативные» градации для телевизионной программы общенационального масштаба.

Мы описали оперативность с помощью разных случаев. По сути дела, взамен однородного понятия оперативности мы создали классификацию разных ее типов. Как в жизни — для каких-то случаев достаточно сказать о спортсмене, что он хороший стрелок, а для каких-то —

286 Часть III Социологические исследования звеньев коммуникативного процесса

например, в спорте — необходимо уточнить, что он стрелок 3-го, 2-го, 1-го разряда, мастер спорта..


Единица анализа

Мы, по сути дела, сделали следующий шаг в построении, создании программы исследования, который состоит в конструировании категориальной сетки, или, если выразиться на языке терминов, в классификации, группировке семантического пространства категории анализа Речь идет о создании своеобразного сита, через которое будет просеяно реальное содержание исследуемого информационного источника, где роль ячеек будут выполнять типы, разные модификации категории анализа.

Обращаясь к конкретным текстам газет, радио и телевидения, исследователь оперирует рабочей единицей анализа В нашем примере о расовой дискриминации таковой будет «персонаж» — фигура белого или темнокожего рабочего с определенной степенью квалификации В качестве единицы анализа в исследовании оперативности материалов выступает отдельный материал, поскольку мы связываем оперативность с оперативным поводом целого материала.

Когда речь идет о географии информационного материала, единицей анализа может быть отдельный материал. Но вот большие газетные, теле- и радиоматериалы содержат (могут содержать) информацию о разных населенных пунктах, разных областях и т. п. Значит, надо предусмотреть для анализа объем информации, который будет мельчайшей единицей текста, где может появиться упоминание искомого нами географического типа. Прежде всего это может быть слово, равное названию пункта (края, города, области, региона), это может быть абзац, посвященный нужной нам «географической точке»; это могут быть более пространные текстовые фрагменты, содержащие сведения о нужной нам точке.

Оперируя словом/абзацем как единицей анализа, мы подсчитываем, сколько слов/абзацев приходится на тот или иной тип в избранной нами типологии, подразумевая, что чем больше слов/абзацев посвящено какому-либо типу, тем больше внимания Коммуникатор уделяет именно этому типу.

Приходится при этом игнорировать разницу в размерах абзаца, рассматривая их равноправно, поскольку, несмотря на разницу в размерах, каждый из них прочитывается как бы на «едином дыхании», а с точки зрения автора текста — выражает законченную мысль. Оперируя


Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287

фрагментом текста как единицей анализа, мы должны измерить, какой фрагмент текста — крупный или небольшой — посвящен определенному типу поселения. Появляется нужда в пространственных (если речь идет о газете) или временных (если речь идет о радио- и телепередачах) единицах измерения. Можем измерять эти фрагменты строками, площадью или минутами, секундами. Здесь мы выходим на новые, по сравнению со счетом фиксируемых нами признаков (по нарастающей, в натуральном ряду чисел), единицы измерения.

Таким образом, если сгруппировать все возможные методики оперирования текстом с учетом разных единиц анализа и разных единиц измерения, условно их можно разделить на две группы.

Первая группа Единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом. Это может быть оперативность — фиксация (или не-фиксация) временной вехи события, которое выступает событийным поводом появления материала в потоке информации. Это может быть функциональная принадлежность материала: так, радио- и телематериалы традиционно делятся на информационные, развлекательные, учебные, утилитарные (реклама и справки). Группировка может быть другой, но важно, чтобы каждый материал относился к той или иной группе по своей доминирующей функции.

В таких случаях признак должен описываться конечным числом случаев, или, иначе говоря, исследователь должен предусмотреть все возможные модификации признака, чтобы каждый материал был причислен к той или иной модификации.

Есть материалы, в которых бессмысленно искать оперативный повод, например, художественные. Значит, исследователь предусматривает графу «материалы, не классифицируемые по этому признаку» и относит их туда. Если в ходе анализа окажется, что эта графа переполнена, придется признать неудачной саму классификацию; причина этого может заключаться и в недостаточной продуманности признаков каждой группы классификации, когда кодировщик затрудняется принять решение и ему легче отнести случай к «трудным». Обнаружить причину поможет стадия пилотного, или, как говорят некоторые социологи, пилотажного анализа.

Есть материалы, для которых трудно вычленить главную функцию — значит, исследователь предусматривает графу «трудноклассифицируемые случаи» и относит их туда. В совокупности все анализируемые материалы распадаются на столько групп, сколько модификаций признака предусмотрел исследователь.