ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.09.2024
Просмотров: 1006
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Социология массовой коммуникации
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации 239
Глава 11. Социологические исследования аудитории смк 328
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе__________9
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________ц
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________13
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе________15
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________v7
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе_________19
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________21
Глава 1. Возникновение массовых коммуникаций в обществе________23
Глава 1 Возникновение массовых коммуникаций в обществе______ 25
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___31.
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___33
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___35
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___37
Глава 2 Средства массовой коммуникации как социальная подсистема______39
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___41
42________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___43
Глава 2. Средства массовой коммуникации как социальная подсистема___45
Глава 3 Функции и роли смк____________________________47
Глава 3. Функции и роли смк____________________________49
Глава 3. Функции и роли смк____________________________53
Глава 3 Функции и роли смк____________________________57
Глава 3 Функции и роли смк____________________________59
Глава 3. Функции и роли смк____________________________ел
Глава 3. Функции и роли смк____________________________63
Глава 3 Функции и роли смк____________________________65
Глава 3. Функции и роли смк____________________________67
Глава 3. Функции и роли смю_________________________69
70________________Часть I Деятельность смк: функциональный подход
Глава 3. Функции и роли смк____________________________л
Глава 3. Функции и роли смк__________________________73
Глава 3. Функции и роли смк____________________________75
Глава 3. Функции и роли смк__________________________77
Глава 3. Функции и роли смк__________________________79
Глава 3 Функции и роли смк____________________________(и
Глава 4 Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________83
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________85
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________87
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________93
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________97
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________99
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________ю1
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________103
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 1q7
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 109
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 111
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 113
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 115
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации щ
Глава 5. Сосуществование государства и средств массовой коммуникации 119
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________123
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________125
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________127
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________129
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________131
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________133
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________135
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________}37
Глава 6. Пресса и интересы политических сил_________________139
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________141
Глава 6. Пресса и интересы политических сил________________143
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________145
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________147
Глава 6 Пресса и интересы политических сил_________________149
Глава 6 Пресса и интересы политических сил________________151
Глава 7. Смк и бизнес________________________________153
Глава 7 смк и бизнес________________________________155
Глава 7 смк и бизнес______________________________щ
Глава 7. Смк и бизнес________________________________159
Глава 7. Смк и бизнес______________________________161
Глава 7. Смк и бизнес________________________________163
Глава 7. Смк и бизнес________________________________165
Глава 7 смк и бизнес______________________________167
Глава 7 смк и бизнес______________________________169
Глава 7 смк и бизнес________________s_______________171
Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______173
Глава 8. Смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______175
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_____181
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом_________183
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______185
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом______187
Глава 8 смк и интересы Аудитории, личности и общества в целом____ 189
Глава 9 Коммуникатор________________________________193
Глава 9. Коммуникатор________________________________195
Глава 9 Коммуникатор________________________________197
Глава 9 Коммуникатор________________________________199
Глава 9 Коммуникатор________________________________203
Глава 9 Коммуникатор________________________________205
Глава 9 Коммуникатор_____________________________207
Глава 9 Коммуникатор________________________________209
Глава 9 Коммуникатор________________________________211
Глава 9. Коммун и катор________________________________213
Глава 9. Коммуникатор_____________________________215
Глава 9 Коммуникатор________________________________217
Глава 9. Коммуникатор_____________________________219
Глава 9. Коммуникатор_____________________________221
Глава 9 Коммуникатор________________________________223
Глава 9 Коммуникатор________________________________227
Глава 9. Коммуникатор_____________________________229
Глава 9 Коммуникатор_____________________________231
Глава 9 Коммуникатор_____________________________233
Глава 9 Коммуникатор________________________________235
Глава 9 Коммуникатор_____________________________237
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации___________241
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________243
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________245
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________247
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________251
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________253
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________255
Глава 1q. Анализ содержания массовой коммуникации_____________259
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________261
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации____________263
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________265
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________267
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________269
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________271
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________277
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________279
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________281
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________283
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________285
Глава 1q Анализ содержания массовой коммуникации_____________287
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________289
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________295
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________297
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________299
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________301
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________303
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________305
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_______________307
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________309
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации____________311
Глава 10. Анализ содержания массовой коммуникации_____________321
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________323
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации ___________325
Глава 10 Анализ содержания массовой коммуникации_____________327
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк_________329
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________331
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________333
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________337
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________339
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________341
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________345
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________349
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________351
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________353
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________357
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________361
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________363
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк 365
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________367
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________ 369
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк _____371
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________373
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________375
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк___________379
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк__________381
Глава 11. Социологические исследования Аудитории смк___________383
Глава 11 Социологические исследования Аудитории смк__________385
Объективным развитием социальных наук сразу задавался междисциплинарный характер изысканий. Едва ли современный исследователь эффективности прессы не найдет нужным ознакомиться с научной гипотезой о влиянии межличностной коммуникации на характер поведения индивида во время предвыборной кампании. В рамках разных обществоведческих наук (психологии, социальной психологии, антропологии, статистики) разрабатывались методики изучения социального объекта, которые переходили в арсенал средств всех исследователей. Так, некоторые модификации теории вероятности позволили в 30-е годы XX в. перейти к профессиональному изучению общественного мнения на основе репрезентативных выборок.
История социологических исследований исчисляется с начала прошлого века — небольшой срок для развития человеческого общества, но именно этот отрезок характеризуется чертами, которые, по-видимому, останутся определяющими для мирового сообщества и в нынешнем веке: индустриальное и постиндустриальное развитие экономики, расширение сферы гражданского общества, массовые информационные процессы. Соответственно, велика вероятность воспроизведения социальных ситуаций, а значит, современному социологу будут полезны и принципы исследования основных социальных субъектов коммуникативных процессов, и сами эмпирические данные, полученные прежде.
Эволюция представлений социологов о роли СМК в жизни общества и индивида
Первый этап анализа взаимоотношений общества и СМК
Хронологические рамки первого этапа изучения СМК (в западных школах) охватывают период от начала XX в. и вплоть до 40-х годов В это время системе массовых коммуникаций отводилась гипертрофированная роль в жизни общества. Во время Первой мировой войны пропагандистский аппарат воюющих стран использовал всю мощь разветвленной сети прессы. «Газеты втянули нас в войну», — так вы-
Глава 4. Изучение роли смк в жизни общества и индивида__________89
разился по этому поводу К. Ховланд '. Кроме того, эффективное использование массовых коммуникаций продемонстрировали тоталитарные режимы. Теория массовых коммуникаций подчеркивала беззащитность отдельной личности и общественного мнения в целом перед рупором СМК. В 30-х годах XX в. пропагандистская машина разрослась до ужасающих размеров. Казалось, что массированный, однонаправленный информационный поток, оперирующий аргументами и доводами преимущества одной-единственной точки зрения, может деформировать массовое сознание в ее пользу.
В этот первый период характер выводов социологов о функционировании СМК задавался социально-политической ситуацией. Однако аналогичными были выводы и исследований социальных психологов. Так, в 40-е годы успешно разрабатывалась теория конформизма, конформности (т. е. податливости внешнему воздействию) как свойства индивидуального сознания. В свете наблюдений над социальнополи-тической практикой отдельных стран исследователи видели в СМК в основном механизм тоталитарного контроля.
Именно поэтому родоначальник американской социологии Ч. Кули, основные работы которого написаны до 1930 г., предположил, что в системе массовых коммуникаций заложены огромные возможности для формирования общественного мнения как основы демократического существования общества: «Демократия формируется главным образом не благодаря переменам в официальной конституции, а в результате создания условий, при которых люди считают естественным для себя иметь и выражать свои мнения»2. Эти теории воздействия массовых коммуникаций на личность оформились в одноступенчатую и двухступенчатую коммуникационные модели.
Одноступенчатая модель коммуникации
Первой соответствовала концепция, описывающая однонаправленный поток информации от Коммуникатора к адресату как влияющий на него непосредственно.
gg_______________Часть I. Деятельность СМК: функциональный подход
Чисто исторически одноступенчатая модель коммуникации входила в зону интересов и социологов СМК, и социальных психологов. Для последних, которые анализируют в лабораторных исследованиях единичный акт коммуникации, она была очень важной ступенью. Группа ученых Йельского университета под руководством Ховланда почти четверть века целенаправленно занималась изучением процесса воздействия, убеждения. В число факторов воздействия, с которыми экспериментировали исследователи, вошли как психологические и социально-демографические характеристики индивидов, так и их оценки Коммуникатора (авторитет источника). Кроме того, в качестве переменных, влияющих на исход коммуникации, рассматривались характеристики самого текста (аргументация, ее характер, порядок аргументов, апелляции к разуму и чувству). Особую ценность имеют выводы об устойчивости индивида перед воздействием, они стали краеугольным камнем в изучении роли установки в контактах человека с социальным окружением. Эти исследования внесли свою лепту в формирование фундаментального вывода о том, что человек во всех случаях стремится к сохранению связной картины мира, ни один из существенных элементов которой нельзя изменить, не затрагивая ее в целом.
Тем не менее, одним из самых веских результатов этой серии исследований было признание ограниченности накопленных результатов, сделанное самим Ховландом: человек в жизни ведет себя не так, как в лаборатории, акт коммуникации не является заменителем процесса коммуникации1.
Нельзя сбрасывать со счетов и наблюдения аналитиков за природой взаимоотношений прессы и общества. Американский социолог Ф. Мотт, отслеживая результаты избирательных кампаний Ф. Рузвельта на протяжении 1932-1940 гг., пришел к выводу, что всякий раз президент получал поддержку общества вопреки настроениям американской прессы. На выборах этого политического деятеля поддерживало 40 % газет, а он получил 57 % голосов избирателей; в 1936 г. это
Глава 4. Изучение роли СМК в жизни общества и индивида__________$И
соотношение выразилось цифрами 35% и 60%; в 1940 г. Рузвельт победил с 55 % голосов избирателей, хотя на этот раз его поддерживало всего 23% газет1.
Двухступенчатая модель коммуникации
К середине XX в. количество эмпирических исследований перешло в качество: западная социология массовых коммуникаций приобрела солидный багаж данных. Они позволяли говорить о том, что личность создает основательные барьеры натиску информационных потоков. Так родилась двухступенчатая модель коммуникации, учитывающая защитный механизм, в качестве которого выступает межличностная коммуникация, когда трансляция массовой информации по межличностным каналам чрезвычайно модифицирует ее, адаптирует к ценностям, разделяемым малой группой (а не только индивидуумом), видоизменяет, просеивает. Эмпирически эта концепция проверялась социологами П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном, У. Макфи, Г. Годэ, А. Кэмпбеллом и др. в 1940-1952 гг. От выборов к выборам, во время избирательной кампании и после нее собирались данные, которые давали возможность выявить влияние личных контактов, групповых связей, межличностной коммуникации, а также информации, полученной из СМК на решения, принимаемые избирателями. Исследование внесло большой вклад в теорию формирования общественного мнения и оказалось важным для углубленного анализа ситуации, связанной с трансформацией индивидуального мнения во времени, вплоть до момента, когда это мнение перерастает в действие.
Итиэль де Сола Пул, участвующий в проекте, так пишет об этом: «Предвыборная кампания представляет огромный интерес для изучающего СМК и их воздействие, так как исследователь получает возможность экспериментально решить вопросы: влияют ли СМК на результаты выборов, наблюдается ли какая-либо разница в результатах выборов в том случае, если большинство газет представляет единственную партию, под воздействием какого типа информации избиратель принимает решение при голосовании, является ли личное влияние более действенным, чем влияние СМК»2. Исследование основывалось
92_______________Часть I. Деятельность СМК: функциональный подход
на данных жизни индивида, характеристиках его прежнего политического поведения, намерений относительно предстоящих политических шагов, степени уверенности в принятом решении и некоторых других показателях. Тогда и была выдвинута гипотеза о влиянии межличностной коммуникации на решения индивида. Правда, к этому времени научной общественности были уже известны открытия социальных антропологов Ч. Кули и М. Мид, и в особенности социального психолога Э. Мэйо.
Гипотеза двухступенчатого характера коммуникации современного индивида, по которой потребляемая им информация из газет, радио и телевидения «опосредуется» межличностной коммуникацией, в частности, «лидером мнений», будучи наименее методически обеспеченной и эмпирически проверенной, оказала максимальное влияние на теорию коммуникаций. Исследование заключалось в выявлении степени «лидерства» каждого опрашиваемого при помощи самоидентификации в следующих вопросах: «Приходилось ли вам в последнее время доказывать кому-либо свою точку зрения относительно...?» и «Спрашивал ли кто-либо недавно у вас совета в области...?». Действительно, в дальнейшем десятки исследователей получали свидетельства наличия разных форм взаимодействия индивида с СМК — как непосредственно, так и из каналов, существующих в межличностной сфере коммуникативных отношений.
Как только исследователи стали изучать процессы формирования мнения в профессиональных группах (таково, например, исследование А. Колемана, Г. Мензеля и Е. Каца использования медиками новых лекарств или принятия фермерами решения относительно новой сельскохозяйственной практики), они были вынуждены учесть и включенность опрашиваемых в систему специальных коммуникаций: в частности, использование врачами специальных медицинских журналов.
По-видимому, принципиально важно тут обращение потребителя информации к тому источнику информации, который является наиболее полным, специфическим для вида деятельности, с которой связано само принятие решения. Ведь первое требование, которому всегда удовлетворяет «лидер мнения», к которому обращаются те, кто обсуждает с ним информацию, пришедшую к ним из СМК, — компетентность его в вопросе, по которому принимается решение, которое обсуждается. В случае с политическими проблемами именно массовые коммуникации обеспечивают, по крайней мере, видимость компетентности личности.