Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел 2
1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований. 1
2. Государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг: типичные нарушения при заключении, исполнении контрактов, их выявление и осуществление защиты нарушенных прав прокуратурой. 5
3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры. 15
4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20
5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. 30
6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности. 31
7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности. 37
8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности. 43
9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. 48
10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля. 51
11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа 55
12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности. 59
13. Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства контролирующими органами, в том числе за выполнение ими обязанностей по выявлению и пресечению экологических правонарушений. (см. предыдущий вопрос) 67
14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов. 73
15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды. 81
16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности. 84
1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.
Основу правового регулирования отношений государственной, муниципальной собственности и управления государственным, муниципальным имуществом в России составляют положения Конституции РФ, ГК, Федеральных законов от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Типичными нарушениями законов являются:
– ненадлежащие учет и ведение реестров государственного, муниципального имущества;
– отсутствие государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество публично-правовых образований, сделок с ним;
– нарушение порядка разграничения государственной, муниципальной собственности между публично-правовыми образованиями;
– незаконное распоряжение государственной, муниципальной собственностью органами управления государственным, муниципальным имуществом (например, с превышением компетенции; минуя процедуру приватизации) и субъектами права хозяйственного ведения, оперативного управления (например, без согласия собственника; совершение сделок, противоречащих целям и характеру деятельности унитарных предприятий, учреждений);
– передача прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом без проведения торгов;
– распоряжение объектами государственной, муниципальной собственности без проведения рыночной оценки;
– незаконное изъятие органами управления государственного, муниципального имущества из хозяйственного ведения унитарных предприятий; распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, без изъятия в установленном законом порядке;
– ненадлежащее представление интересов публично-правовых образований в органах управления акционерных обществ;
– незаконное отчуждение имущества акционерных обществ с государственным, муниципальным участием (например, совершение сделок без предварительного одобрения советом директоров, общим собранием акционеров в установленных законом случаях);
– неперечисление, несвоевременное перечисление в бюджеты неналоговых доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества, части прибыли унитарных предприятий, прибыли от участия в капиталах юридических лиц, дивидендов по акциям;
– нарушение порядка оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства;
– ненадлежащий контроль органов управления государственной, муниципальной собственностью за использованием и сохранностью государственного, муниципального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также переданного во владение (пользование) по иным основаниям, за деятельностью представителей публично-правовых образований в органах управления юридических лиц с государственным, муниципальным участием; непринятие мер по защите государственных и муниципальных имущественных интересов, привлечению виновных в причинении ущерба к ответственности.
Помимо органов управления государственным и муниципальным имуществом (на федеральном уровне – Росимущество и его территориальные органы) определенными контрольными функциями в сфере отношений государственной, муниципальной собственности наделены: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований; Росфиннадзор, региональные и муниципальные органы финансового контроля; ФАС России; Росохранкультура и соответствующие органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Основные направления прокурорских проверок исполнения законов о государственной и муниципальной собственности охватывают сферы: управления государственным и муниципальным имуществом; разграничения публичной собственности; приватизации; деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий и учреждений; осуществления публично-правовыми образованиями прав акционеров; распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.
Объектами прокурорских проверок являются органы управления государственным, муниципальным имуществом; организации, осуществляющие их отдельные полномочия в соответствии с законодательством, поручениями органов управления публичной собственностью, договорами (например, реализация имущества, управление акциями); государственные, муниципальные унитарные предприятия, учреждения, юридические лица с участием публично-правовых образований; организации, во владении и пользовании которых находится государственное, муниципальное имущество. Прокуроры не должны подменять контрольные функции органов управления государственным, муниципальным имуществом, органов специализированного контроля в отношении названных организаций, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную и иную деятельность. Прокурорские проверки в указанных организациях следует проводить при наличии информации о фактах нарушений законов, которые: свидетельствуют о бездействии со стороны органов управления публичной собственностью; сопряжены с неправомерными действиями их должностных лиц; в силу значимости объекта могут повлечь негативные последствия, затрагивающие значительный круг лиц.
В органах управления государственным, муниципальным имуществом проверке подлежат: 1) организация учета, своевременность и полнота ведения реестров государственного, муниципального имущества; 2) соблюдение требований законов о регистрации вещных прав на недвижимое имущество; 3) законность распоряжения государственным, муниципальным имуществом (необходимо дать оценку принятым решениям и заключенным договорам по его отчуждению, передаче в пользование, в доверительное управление, решениям, направленным на разграничение публичной собственности); 4) соблюдение порядка проведения конкурсов, аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования в отношении государственного, муниципального имущества; 5) проведение оценки объектов публичной собственности, вовлекаемых в сделки; 6) полнота и своевременность поступления в бюджеты доходов от использования государственной, муниципальной собственности; 7) обеспечение надлежащего контроля за использованием по назначению и сохранностью государственного, муниципального имущества.
В ходе проверки с целью получения сведений о нарушениях законов в органах управления государственным, муниципальным имуществом изучаются: правовые акты, статистическая отчетность и текстовые отчеты; данные реестра государственного, муниципального имущества; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости; распоряжения в отношении объектов публичной собственности; договоры их отчуждения, передачи в пользование, в доверительное управление; конкурсная (аукционная) документация к торгам; контракты (договоры) на проведение оценки, отчеты об оценке; финансовая отчетность о поступлении в бюджет доходов от использования и продажи государственного, муниципального имущества; платежные поручения, подтверждающие перечисление доходов; акты проверок в порядке реализации контрольных полномочий; документы по претензионной работе; материалы гражданских дел с участием органа управления имуществом.
Помимо органов управления государственным, муниципальным имуществом сведения о нарушениях законов о государственной и муниципальной собственности могут быть получены: в Счетной палате РФ и контрольно-счетных органах субъектов РФ, муниципальных образований, в органах финансового контроля (содержащаяся в отчетах о проверках, актах проверок информация о необеспечении сохранности, неэффективном использовании государственного и муниципального имущества); в территориальных управлениях ФАС России (информация о нарушениях порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения, пользования государственным, муниципальным имуществом, антимонопольных требований к торгам; о незаконном предоставлении государственных, муниципальных преференций в
виде льгот при использовании государственного, муниципального имущества); в территориальных органах Росреестра (сведения о регистрации вещных прав на недвижимое государственное, муниципальное имущество, сделках с ним (в том числе в регистрации которых отказано).
2. Государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг: типичные нарушения при заключении, исполнении контрактов, их выявление и осуществление защиты нарушенных прав прокуратурой.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
государственном оборонном заказе"
2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд"
3. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О
государственном материальном резерве" (ГЛ 2)
4. Федеральный закон от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
поставках продукции для федеральных государственных нужд"
5. Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О
закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
для государственных нужд"
ГК РФ:
Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку
товаров для государственных или муниципальных нужд
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров
для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или
муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары
государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному
лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату
поставленных товаров.
Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или
муниципальных нужд
Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд
осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на
поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также
заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для
государственных или муниципальных нужд.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта