Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.



Предмет, задачи и основные направления надзора за исполнением законов в сфере экологии

Под предметом надзора за исполнением законов в сфере экологии следует понимать соблюдение положений Конституции РФ экологического характера и исполнение законов в экологической сфере, действующих на территории РФ; соблюдение экологических прав человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие экологическому законодательству принимаемых названными органами и лицами правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Объект прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии -совокупность урегулированных правом общественных отношений в этой сфере, связанных с соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, регулирующих права человека в рассматриваемой сфере правовых отношений федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствием законам правовых актов, издаваемых в этой сфере правовых отношений указанными органами и должностными лицами.

Опираясь на данное определение предмета надзора в сфере экологии, можно обозначить его основные задачи в рассматриваемой сфере, как то: 1) выявление нарушений экологического законодательства; 2) установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц; 3) устранение выявленных нарушений законодательства и обстоятельств, способствующих этим нарушениям; 4) принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений; 5) принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического законодательства; 6) предупреждение нарушений экологического законодательства.


Учитывая разнообразие экологического законодательства, к основным направлениям надзора за исполнением законов в сфере экологии относятся проверки исполнения законодательства: об охране окружающей среды: об охране и рациональном использовании земель; об использовании и охране недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира (включая водные биологические ресурсы); об обращении с отходами; об охране атмосферного воздуха; об особо охраняемых природных территориях и объектах.
Организация надзора за исполнением законов в сфере экологии

В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 среди основных направлений надзорной деятельности назван надзор в сфере экологической безопасности. С учетом складывающейся в стране крайне неблагоприятной экологической обстановки прокурорам предписывается наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов и по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение следует придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

Надзор за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере осуществляют: отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ; подразделения Генпрокуратуры РФ в федеральных округах; прокуратуры регионального уровня, включая специализированную Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, прокуратуры районного звена, в том числе специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры.

Вопросы разграничения компетенции прокуроров в природоохранной сфере определены в приказе Генпрокурора РФ от 07.05.2008 № 84. Непосредственно компетенция природоохранных прокуроров закреплена в п. 2.3 приказа. Согласно п. 4 приказа Волжский межрегиональный природоохранный прокурор осуществляет надзор и иные функции в границах бассейна реки Волга, что предопределяет необходимость согласования с Генпрокуратурой РФ и закрепления в совместных документах с прокурорами субъектов РФ перечней городов и районов в регионах, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.



На основании п. 2.4 приказа в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка. А п. 2.5 предписывает прокурорам субъектов РФ при отсутствии на территории региона специализированной прокуратуры (на правах районной), руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

В организации надзора большое значение имеет информационно- аналитическая работа, содержательную сторону которой составляют ряд взаимосвязанных этапов: сбор информации, ее обработка, выводы и предложения (результат). Она включает анализ эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры. Для правильной постановки аналитической работы необходимы: 1) информация о нарушениях экологического законодательства и обстоятельствах, способствующих этим нарушениям; 2) средства сбора, накопления и обработки информации; 3) наличие унифицированных показателей, характеризующих состояние законности.

Источниками информации о нарушениях экологического законодательства могут стать сведения из разных организаций, в первую очередь из органов контроля (надзора) в рассматриваемой сфере, где можно получить сведения: а) о составе и степени опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и их концентрациях (превышениях ПДК) в компонентах природной среды; б) о выявленных нарушениях экологического законодательства и принимаемых мерах к их устранению и недопущению в будущем; в) об оснащении предприятий газоочистными, водоочистными и пылеулавливающими установками, приборами контроля вредных выбросов, сбросов и об их работе; г) о строительстве новых и реконструкции действующих очистных сооружений; д) о числе должностных и иных лиц, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности за загрязнение окружающей среды; е) о количестве и суммах заявленных исков в суды о возмещении ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства; ж) о количестве материалов, направленных в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; з) о приостановлении производственной деятельности предприятий, цехов, участков.


Природоохранные органы составляют также перспективные и текущие планы или программы своей деятельности, направленной на оздоровление окружающей среды, с которыми необходимо знакомиться прокурору. Естественно, в силу возложенных на прокуратуру полномочий в поле ее зрения должны находиться ежегодные планы проверок хозяйствующих субъектов (Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Прокурорами также должна быть востребована обширная и разносторонняя информация о состоянии окружающей среды в регионах и мерах, принимаемых по ее оздоровлению, которой обладают представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Начиная с 1992 г. ежегодно публикуется Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации". Это обобщенный свод данных, представленных всеми специально уполномоченными в области охраны и использования окружающей среды и иными органами. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора издает ежегодный Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации". На МЧС России возложена обязанность по составлению ежегодного доклада "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Перечисленные источники информации содержат анализ официальных данных из статистических отчетов. Прокурорам необходимо изыскивать возможности для получения таких документов.

В числе информационных источников следует выделить формы статистического наблюдения (например, формы, утв. приказом Росстата от 18.08.2008 № 194, в том числе: № 6-ОС "Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах"; № 2-ТП (охота) "Сведения об охотничьих хозяйствах").

Сведения по перечисленным формам могут быть получены в территориальных органах Росстата либо в органах и организациях, обязанных их заполнять. Следует иметь в виду, что формы статистического наблюдения периодически отменяются или утверждаются в новой редакции. Это налагает на прокурора обязанность следить за подобными изменениями и учитывать их в надзорной деятельности.

В административных комиссиях органов местного самоуправления могут быть получены сведения о лицах, привлеченных к административной ответственности за отдельные нарушения экологического законодательства.


Данные о материальном ущербе, причиненном загрязнением окружающей среды, о количестве и суммах рассмотренных и удовлетворенных исков можно получить в судах.

Банковские, финансовые и налоговые органы имеют сведения о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за сбросы и выбросы предприятиями загрязняющих веществ, за размещение отходов и иные виды негативного воздействия, а также о поступлении денежных средств, взыскиваемых с виновных по решениям судов и органов, обладающих правом наложения штрафов.

Емкими источниками информации о нарушениях экологического законодательства являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения СМИ (печатных изданий, радио, телевидения); обращения в прокуратуру должностных лиц.

В качестве основания для прокурорских проверок принимаются во внимание материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, прокурорской и правоприменительной практики, содержащие данные о нарушении законов.

Полученная прокурорами информация о нарушениях экологического законодательства должна подвергаться тщательному анализу, что позволяет: а) видеть реальное состояние окружающей среды, вред, причиненный ей выбросами и сбросами стационарных и передвижных источников загрязнения, размещением отходов; б) определять наиболее неблагополучные в экологическом отношении промышленные и иные предприятия, другие объекты; в) оценивать результативность мер борьбы с нарушениями экологического законодательства, роль природоохранных и правоохранительных органов, а также самой прокуратуры; г) определять круг вопросов, по которым проведение проверок можно поручить природоохранным и другим органам; д) избегать дублирования в работе, осуществлять более целенаправленно надзор за исполнением названного законодательства.

Одним из важных аспектов работы прокуратуры в сфере экологии является планирование надзорной деятельности, обеспечивающее ее комплексную научную основу. Планированием достигается: а) четкое определение задач прокуратуры в целом и отдельных ее звеньев на определенный отрезок времени; б) разработка и реализация программы мероприятий по решению этих задач, составленной на основе рационального распределения сил и средств для укрепления законности и более эффективной борьбы с правонарушениями; в) установление персональной ответственности за выполнение намеченных мероприятий и последовательности их выполнения во времени; г) определение форм взаимодействия прокуратуры с другими государственными органами и общественными организациями.