Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа


ИСТОЧНИКИ:

1. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

2. Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"

3. ЗК РФ

НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ – ОДНО ИЗ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫХ ПРОКУРОРАМИ В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ.

Целевое назначение земель — разделение земель и земельных участков по видам (категориям) и целевому назначению. Предназначено для определения правового статуса земельного участка и его разрешённого использования, например, для разрешения или запрета индивидуального жилищного, дачного и других видов строительства. Установлено и регулируется Земельным кодексом РФ и федеральными законами, законами, установленными и устанавливаемыми в отдельных субъектах Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Земельного Кодекса РФ «Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Кроме видов понятия «категория земли», перечень которых приводится в Земельном кодексе и является исчерпывающим, существует понятие «вид разрешенного использования», или «целевого назначения». Таким «видом» наделяется каждая категория земли.

Одним из актуальных направлений деятельности прокуратуры является надзор в сфере землепользования. Процессы национализации и приватизации земли, включение земли в экономический оборот, введение платности землепользования имели своим результатом не только позитивные результаты, но и негативные последствия. Неблагоприятным тенденциям в состоянии законности в сфере землепользования способствуют пробелы законодательства, слабость земельного надзора со стороны государственных органов и недостатки прокурорского надзора.


Надзор за исполнением законов о земле отнесен Приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» к основным направлениям надзорной деятельности, которую прокуроры осуществляют, используя все доступные источники информации о нарушениях законодательства.

В настоящее время в целом налажен эффективный механизм прокурорского надзора за исполнением земельного законодательства. Прокуроры предотвращают и пресекают земельные правонарушения, ставят вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного ими материального ущерба. Вместе с тем практика прокурорского надзора должна постоянно анализироваться и совершенствоваться с учетом насущных государственных задач, изменения законодательства и сложной экологической и экономической ситуации в стране.

По нашему мнению, пределы прокурорского надзора в сфере землепользования - это комплексное понятие, которое обозначает рамки, границы осуществления прокурорского надзора в трех плоскостях:

1) границы компетенции, например, круг полномочий в области надзора в сфере землепользования, за который прокурор выходить не вправе;

2) круг субъектов, деятельность которых может подвергаться надзору;

3) круг нормативных правовых актов, которые могут исследоваться в порядке надзора в сфере землепользования.

В целом следует сделать вывод о том, что к задачам прокурорского надзора в сфере землепользования могут быть отнесены:

1) использование прокурорами права законодательной инициативы на уровне субъектов Российской Федерации для корректировки регионального законодательства, а также права нормотворческой инициативы на местном уровне в целях совершенствования нормативной правовой базы муниципальных образований;

2) побуждение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов к своевременному принятию нормативных правовых актов в земельной сфере, если этого требуют нормы федерального законодательства, а нормотворческий процесс на региональном и местном уровнях затягивается;

3) своевременное принятие мер к опротестованию (оспариванию) незаконных правовых актов в земельной сфере, принимаемых региональными и местными органами;



4) принятие мер к своевременному оспариванию сделок с землей, совершенных с нарушением законодательства;

5) обеспечение законности в сфере перевода земель из одной категории в другую;

6) обеспечение законности в сфере выделения земельных участков льготных категорий граждан;

7) обеспечение законности в сфере предоставления льгот по уплате арендной платы за земельный участок;

8) обеспечение законности в сфере проведения аукционов по продаже земельных участков;

9) обеспечение законности в сфере предоставления земельных участков в безвозмездное пользование;

10) проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов в области землепользования и т.д.

Повсеместно нарушается порядок предоставления земель, не проводятся необходимые конкурсы и аукционы по продаже земельных участков или права на заключение договора их аренды, нарушается порядок проведения торгов; не исполняется законодательство о государственной регистрации прав на земельные участки; распространено невнесение платежей за землю; вводятся необоснованные льготы по земельному налогообложению; нарушается законодательство об охране и рациональном использовании земель; большие массивы земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, не используются.

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

1. использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

2. сохранять знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законом (межевые, геодезические и т. д. )

3. осуществлять мероприятия по сохранению природы;

4. если освоение земель предусмотрено специальным договором, то проделать работу в установленные этим договором сроки;

5. осуществлять уплату за земельный участок и т. д.


Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением.

Использованием земель не по целевому назначению, т. е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого – либо объекта.

Ответственность за нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, предусмотрена ст. 8. 8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока влечет наложение административного штрафа.

Следует отметить, что данная норма содержит три формальных состава правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства; невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, а также должностные лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8. 8 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами Росреестра, Росприроднадзора, Россельхознадзора.

Одной из приоритетных категорий, требование о сохранении целевого использования земельных участков которой закреплено в ч. 3 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», являются земли сельскохозяйственного назначения, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья


12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.


Правовое регулирование в сфере экологии

1.Конституция РФ +хренова туча международных актов

2.Федеральные законы: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды; Федеральные законы от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К законодательным актам отраслевого характера относятся: Водный кодекс, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах"; Федеральные законы от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире", от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Отдельные вопросы экологической безопасности регулируются федеральными законами от 09.01.1996 № З-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

3.Нормативные правовые акты Президента РФ (речь идет об указах от 01.04.1996 № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики").

4.Постановления Правительства РФ, а также в актах специально уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти. В качестве примеров можно привести постановление Правительства РФ от 02.02.2010 № 42 "Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" и приказ Минприроды России от 06.09.2010 № 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания".

5.Значительная роль в правовом регулировании экологических отношений отведена актам субъектов РФ и муниципальных образований.

6.Ведомственные акты

Приказ ГП от 07.12.2007 N 195 (ред. от 01.07.2015) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (п.1. Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики)

Приказ ГП РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" (весь)