Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Резюмируя изложенное, целесообразно перечислить задачи прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей:
— мерами прокурорского реагирования жестко пресекать нарушения свободы экономической деятельности, в том числе предоставление преференций отдельным лицам, создание административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность;
— укрепить состояние законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, предотвращая установление не предусмотренных законом процедур, запретов, сборов, платежей, истребование излишних документов в процессе контрольной, надзорной, разрешительной деятельности, навязывание платных услуг и согласований, возложение не предусмотренных законом обязанностей;
— обеспечить действенный надзор за законностью лицензионно-разрешительных процедур;
— пресекать незаконные отказы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в государственной регистрации;
— противодействовать рейдерским захватам собственности, а также незаконным методам ликвидации объектов торговли;
— обеспечить законность в деятельности органов контроля (надзора), а также правоохранительных органов, жестко пресекая факты незаконных проверок предпринимателей;
— обеспечить комплексный мониторинг законопроектов и действующей нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимателей, оперативно опротестовывать (оспаривать) такие правовые акты;
— обеспечить привлечение к установленной законом ответственности всех лиц, препятствующих законной предпринимательской деятельности, при необходимости оперативно направлять материалы проверок в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел; при наличии оснований оперативно возбуждать административные дела о неправомерных действиях при банкротстве, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 4 и 5 ст. 14.13 КоАП (за исключением случая, если эти правонарушения совершены арбитражными управляющими);
— продолжить усиленное информационное сотрудничество с объединениями предпринимателей, а также с региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей, принимая весь комплекс мер прокурорского реагирования для обеспечения законности и свободы экономической деятельности.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что оптимальные решения поставленных задач реализуются органами прокуратуры исключительно в пределах предоставленных законом полномочий, на основе организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ.
Направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и формы ее реализации продолжают совершенствоваться с учетом правовой и социально-экономической обстановки в государстве, анализа практики прокурорского надзора и состояния законности в этой сфере.
8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.
Объекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей:
Федеральные органы исполнительной власти: Роспотребнадзор; Рособрнадзор;
Росздравнодзор; Росстандарт; Росалкогольрегулирование и др.;
Органы государственной власти субъектов РФ (ст. 42,42.2 ЗПП)
Органы местного самоуправления вправе (ст. 44 ЗПП) вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей)
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав потребителей:
-Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей, действующих на территории Российской Федерации органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами военного управления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
-Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей:
-при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
-не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
-проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Типичные нарушения законодательства о защите прав потребителей, выявляемые прокурорами:
Нарушение порядка проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Нарушения прав потребителей услуг организаций жилищно-коммунального комплекса;
Нарушение прав потребителей в сфере долевого строительства многоквартирных домов;
Нарушения прав потребителей, выявляемые в сфере оборота спирта и спиртосодержащей продукции;
Нарушение прав пациентов на получение надлежащей медицинской помощи;
Нарушение прав потребителей образовательных услуг;
Нарушение прав потребителей при перевозке пассажиров авиа, железнодорожным и иными видами транспорта;
Нарушение прав потребителей в сфере оказания банковских услуг;
Незаконное использование чужого товарного знака при реализации потребительских товаров, оказании услуг.
Меры прокурорского реагирования
Предостережение о недопустимости нарушения закона;
Представление об устранении нарушений закона;
Протест на противоречащий правовой акт;
Обращение с иском в суд/арбитражный суд;
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
Вынесение прокурором мотивированного постановления о направлении материалов проверки в следственный орган или орган дознания для р
Законом РФ "О защите прав потребителей" гражданам гарантированы право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность товаров (работ, услуг), на возмещение причиненного вреда, на получение достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. В преамбуле Закона потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Помимо этого потребительские отношения нормативно урегулированы нормами ГК, другими законодательными актами, действующими в сфере торговли, в том числе продуктами питания (Законы РФ от 14.05.1993 № 4973-1 "О зерне", от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии", Федеральные законы от 05.07.1996 № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"); лекарственными средствами и оказания медицинских услуг (Федеральные законы от 08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"); алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукцией (Федеральные законы от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"); оружием (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии"); выполнения работ и оказания услуг, в том числе при перевозке пассажиров, их багажа и грузов, оказании туристических, финансовых, образовательных услуг, услуг страхования, жилищно-коммунальных услуг и др.
Самостоятельную группу составляют законодательные акты, нормы которых ориентированы на охрану обязательных требований и условий организации и функционирования потребительского рынка: определение правоспособности субъекта и специфики организации его деятельности в сфере потребительских отношений (Федеральные законы от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"); установления качества и цен на товары, работы или услуги (Федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 24.06.2008 № 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 27.10.2008 № 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 22.12.2008 № 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"); регулирование конкурентной среды (Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральные законы от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 28.12.2009 № 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"); определение информационной сферы, в том числе и рекламы (Закон РФ "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О рекламе").
Исполнение требований действующего законодательства о правах потребителей гарантировано функционированием системы органов государственного контроля (надзора). Важная роль в рассматриваемой сфере принадлежит органам Роспотребнадзора, на которые возложена организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Отдельные вопросы защиты прав и интересов потребителей имеют место в деятельности Минздрава России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтранса России, МВД России, ФСКН России, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Рособрнадзора, Росалкогольрегулирования, Ространснадзора, Россвязи, Ростехнадзора, Росстрахнадзора, ФАС России, ФТС России.