Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.



Резюмируя изложенное, целесообразно перечислить задачи прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей:

— мерами прокурорского реагирования жестко пресекать нарушения свободы экономической деятельности, в том числе предоставление преференций отдельным лицам, создание административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность;

— укрепить состояние законности в сфере предоставления предпринимателям государственных и муниципальных услуг, предотвращая установление не предусмотренных законом процедур, запретов, сборов, платежей, истребование излишних документов в процессе контрольной, надзорной, разрешительной деятельности, навязывание платных услуг и согласований, возложение не предусмотренных законом обязанностей;

— обеспечить действенный надзор за законностью лицензионно-разрешительных процедур;

— пресекать незаконные отказы юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в государственной регистрации;

— противодействовать рейдерским захватам собственности, а также незаконным методам ликвидации объектов торговли;

— обеспечить законность в деятельности органов контроля (надзора), а также правоохранительных органов, жестко пресекая факты незаконных проверок предпринимателей;

— обеспечить комплексный мониторинг законопроектов и действующей нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности на наличие в них административных барьеров и иных положений, нарушающих права и законные интересы предпринимателей, оперативно опротестовывать (оспаривать) такие правовые акты;

— обеспечить привлечение к установленной законом ответственности всех лиц, препятствующих законной предпринимательской деятельности, при необходимости оперативно направлять материалы проверок в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел; при наличии оснований оперативно возбуждать административные дела о неправомерных действиях при банкротстве, предусмотренные ч. ч. 1, 2, 4 и 5 ст. 14.13 КоАП (за исключением случая, если эти правонарушения совершены арбитражными управляющими);


— продолжить усиленное информационное сотрудничество с объединениями предпринимателей, а также с региональными уполномоченными по защите прав предпринимателей, принимая весь комплекс мер прокурорского реагирования для обеспечения законности и свободы экономической деятельности.

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что оптимальные решения поставленных задач реализуются органами прокуратуры исключительно в пределах предоставленных законом полномочий, на основе организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ.

Направления деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и формы ее реализации продолжают совершенствоваться с учетом правовой и социально-экономической обстановки в государстве, анализа практики прокурорского надзора и состояния законности в этой сфере.


8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.


Объекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей:

Федеральные органы исполнительной власти: Роспотребнадзор; Рособрнадзор;

Росздравнодзор; Росстандарт; Росалкогольрегулирование и др.;

Органы государственной власти субъектов РФ (ст. 42,42.2 ЗПП)

Органы местного самоуправления вправе (ст. 44 ЗПП) вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей)

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав потребителей:

-Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей, действующих на территории Российской Федерации органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами военного управления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

-Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами государственного управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей:

-при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

-проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Типичные нарушения законодательства о защите прав потребителей, выявляемые прокурорами:

Нарушение порядка проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Нарушения прав потребителей услуг организаций жилищно-коммунального комплекса;


Нарушение прав потребителей в сфере долевого строительства многоквартирных домов;

Нарушения прав потребителей, выявляемые в сфере оборота спирта и спиртосодержащей продукции;

Нарушение прав пациентов на получение надлежащей медицинской помощи;

Нарушение прав потребителей образовательных услуг;

Нарушение прав потребителей при перевозке пассажиров авиа, железнодорожным и иными видами транспорта;

Нарушение прав потребителей в сфере оказания банковских услуг;

Незаконное использование чужого товарного знака при реализации потребительских товаров, оказании услуг.

Меры прокурорского реагирования

Предостережение о недопустимости нарушения закона;

Представление об устранении нарушений закона;

Протест на противоречащий правовой акт;

Обращение с иском в суд/арбитражный суд;

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;

Вынесение прокурором мотивированного постановления о направлении материалов проверки в следственный орган или орган дознания для р
Законом РФ "О защите прав потребителей" гражданам гарантированы право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность товаров (работ, услуг), на возмещение причиненного вреда, на получение достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. В преамбуле Закона потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Помимо этого потребительские отношения нормативно урегулированы нормами ГК, другими законодательными актами, действующими в сфере торговли, в том числе продуктами питания (Законы РФ от 14.05.1993 № 4973-1 "О зерне", от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии", Федеральные законы от 05.07.1996 № 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"); лекарственными средствами и оказания медицинских услуг (Федеральные законы от 08.01.1998 № З-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"); алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукцией (Федеральные законы от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"); оружием (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии"); выполнения работ и оказания услуг, в том числе при перевозке пассажиров, их багажа и грузов, оказании туристических, финансовых, образовательных услуг, услуг страхования, жилищно-коммунальных услуг и др.


Самостоятельную группу составляют законодательные акты, нормы которых ориентированы на охрану обязательных требований и условий организации и функционирования потребительского рынка: определение правоспособности субъекта и специфики организации его деятельности в сфере потребительских отношений (Федеральные законы от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"); установления качества и цен на товары, работы или услуги (Федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 24.06.2008 № 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", от 12.06.2008 № 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 27.10.2008 № 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 22.12.2008 № 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию"); регулирование конкурентной среды (Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральные законы от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", от 28.12.2009 № 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"); определение информационной сферы, в том числе и рекламы (Закон РФ "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О рекламе").

Исполнение требований действующего законодательства о правах потребителей гарантировано функционированием системы органов государственного контроля (надзора). Важная роль в рассматриваемой сфере принадлежит органам Роспотребнадзора, на которые возложена организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Отдельные вопросы защиты прав и интересов потребителей имеют место в деятельности Минздрава России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтранса России, МВД России, ФСКН России, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Рособрнадзора, Росалкогольрегулирования, Ространснадзора, Россвязи, Ростехнадзора, Росстрахнадзора, ФАС России, ФТС России.