Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2

1. Актуальные вопросы обеспечения прокуратурой исполнения законодательства, регламентирующего возникновение, осуществление, прекращение права собственности публично-правовых образований.

3. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как предмет правозащитной деятельности прокуратуры.

4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5.Организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ, регулирующие осуществление надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

6. Работа органов прокуратуры по противодействию рейдерским захватам предприятий и незаконному перераспределению собственности.

7. Обеспечение законности в деятельности органов контроля (надзора) как наиболее важная задача прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности.

8. Обеспечение органами прокуратуры соблюдения прав граждан при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг субъектами предпринимательской деятельности.

9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10.Обеспечение органами прокуратуры законности в деятельности органов государственного земельного надзора и муниципального контроля.

11. Роль прокурорского надзора в соблюдении субъектами земельных правоотношений принципа целевого использования земельных участков. Юридическая ответственность за нарушение данного принципа

12. Надзор в сфере экологической безопасности как одно из направлений прокурорской деятельности.

14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.

15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.

16. Взаимодействие органов прокуратуры и институтов гражданского общества в сфере экологической безопасности.




14.О мерах прокурорского реагирования, способствующих полному возмещению вреда, причиненного окружающей среде, и восстановлению природных объектов.


Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (КРФ)

Вред природной среде с точки зрения своих последствий предстает перед нами как

вред экономический и вред экологический.

А) Вред экономический причиняется экономическим интересам

природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции

природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление

имущества и нарушенного состояния природной среды.

Б) Вред экологический нарушает экологические интересы общества в здоровой,

благоприятной для жизни, продуктивной окружающей природной среде.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована достаточно

эффективная структура прокурорского надзора за исполнением законов об охране

природы и рациональном использовании ее ресурсов, действует сеть

природоохранных прокуратур. Прокуроры предотвращают и пресекают

экологические правонарушения, принципиально ставят вопросы об

ответственности виновных лиц и взыскании причиненного ими материального

ущерба.

В соответствии с Законом о прокуратуре Российской Федерации органы

прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и

обязательным исполнением природоохранного законодательства органами

представительной и исполнительной власти, государственного управления и

экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями,

должностными лицами; проверку законности и полноты, принимаемых ими мер по

устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а

также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую

природную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение

ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.

Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений

активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть

существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов

прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и



успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.

Следует отметить, что практика прокурорского надзора должна постоянно

анализироваться и совершенствоваться с учетом насущных государственных задач,

изменения законодательства и сложной экологической ситуации в стране и в мире.

Прокурорам следует системно прорабатывать широкий спектр вопросов,

влияющих на экологическую безопасность: нарушения лесного, водного

законодательства, промышленной безопасности, загрязнение почвы, атмосферного

воздуха и др.

Только эффективное использование накопленного опыта надзорной деятельности и

применение всех средств, имеющихся в арсенале органов прокуратуры, позволят

добиться надлежащего осуществления органами управления и надзора

возложенных на них полномочий.

Опыт надзорной деятельности подтверждает, что на эффективность обеспечения

законности в сфере природопользования и экологической безопасности

существенно влияет качество актов прокурорского реагирования. Как правило,

некачественно составленные документы, в которых отсутствует исчерпывающий

анализ причин и условий допущенных экологических правонарушений, не имеется

достаточного правового обоснования требований прокурора, не приведены

конкретные предложения по устранению нарушений, не оказывают заметного

позитивного влияния на состояние законности в природоохранной сфере.

Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их

распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного выявления

и устранения нарушений природоохранительного законодательства, от кого бы они

ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба,

причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к

ответственности правонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную

цель – предупреждение нарушений указанного законодательства. Для этого они

должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования,

предоставленные им Законом о прокуратуре.

Решение о применении к нарушителям мер реагирования прокурор принимает по

результатам обобщения материалов проверки. Исчерпывающий перечень мер

прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона перечислен в ст. 23-


25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

При выборе форм реагирования на выявленные правонарушения прокурор должен

руководствоваться соображениями реального устранения нарушений

законодательства, исходя из собранных в процессе проверки материалов.

Закон предусматривает следующие формы прокурорского реагирования на

выявленные нарушения законов:

1. опротестование противоречащих закону актов;

2. обращение в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан,

общества и государства;

3. постановление о возбуждении производства об административном

правонарушении;

4. внесение представления об устранении нарушений закона в орган или

должностному лицу, полномочным устранить нарушение закона;

5. объявление предостережения.

Решение вопроса о принесении протеста либо непосредственном обращении с

заявлением в суд законом отнесено на усмотрение прокурора. Вместе с тем п. 4.2

приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195

установлено, что при выборе форм реагирования на выявленные незаконные

правовые акты прокурор обязан безотлагательно принести протест на

незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке

обратиться с заявлением в суд.

Материалы прокурорского надзора показывают, что практически в абсолютном

большинстве случаев противоправные акты, принимаемые должностными лицами

и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также

органами местного самоуправления и их должностными лицами, ущемляют права

граждан и юридических лиц, а также предоставляют необоснованные

преимущества и блага. Протесты в этих случаях вносятся руководителям

соответствующих органов.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный

срок с момента поступления, а в случае принесения его на решение

представительного органа субъекта Российской Федерации или органа местного

самоуправления на ближайшем заседании. Принесение протеста не

приостанавливает действие опротестованного акта. Однако при исключительных

обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона,

прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Срок, в


течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте. При

рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается

прокурору (в резолютивной части акта реагирования следует акцентировать

внимание на этом), принесшему протест. Это дает возможность прокурору лично

поддержать протест и представить при необходимости дополнительные

соображения фактического порядка. В случае отклонения принесенного

протеста прокуроры обращаются с заявлением о признании правового акта

недействующим или недействительным в суд.

Условия и порядок внесения прокурором представления определяются ст. 24 Закона

о прокуратуре.

Следует учитывать, что от прочих актов прокурорского реагирования

представление отличается рядом специфических особенностей. Так, представления

направлены не только на устранение экологических правонарушений, но и их

причин, а также способствующих им условий. Характерной чертой многих

представлений является и то, что в них в отличие от протестов ставится вопрос об

устранении нарушений природоохранного законодательства, допускаемых в форме

бездействия, обращается внимание на необходимость активизации деятельности

органов управления и должностных лиц по обеспечению экологической

безопасности и рационального природопользования.

При отсутствии или недостаточном контроле со стороны должностных лиц

контролирующих природоохранных органов за выполнением предписаний по

результатам проверок необходимо ставить вопрос о применении к ним

предусмотренных законом мер ответственности.

Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или

должностному лицу, полномочному устранить выявленные прокурором нарушения

закона.

Следует иметь в виду, что сообщения о результатах рассмотрения прокурорских

актов и о принятых мерах не всегда соответствуют истине. Полученные

прокурорами ответы о рассмотрении их актов реагирования и о принятых мерах в

одних случаях могут быть искажены, а в других – должностные лица, их

подписавшие, могут добросовестно заблуждаться, полагая, что меры для