Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
устранения нарушений законов и недопущения их впредь окажутся достаточными,
хотя в действительности они неэффективны. В каждом случае, когда у прокурора
возникает хотя бы малейшее сомнение в том, что сообщение о результатах
рассмотрения его протеста или представления не соответствует истине и что
правонарушение, о котором идет речь в прокурорском акте, не устранено и меры не
приняты, следует проверить результативность этого акта или поручить такую
проверку другим органам. Данное обстоятельство возлагает на прокурора
обязанность четко формулировать в резолютивной части акта реагирования
требования, подлежащие выполнению.
При выявлении нарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях, прокурор обязан поставить вопрос о
привлечении виновных к административной ответственности.
В случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за
нарушения законов к административной ответственности и этот вопрос не был
поставлен в представлении или в другом акте реагирования, прокурор выносит
постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.4
КоАП РФ). Такое постановление может выноситься в отношении должностных
лиц, юридических лиц и граждан.
Прежде чем вынести постановление, прокурор должен разрешить следующие
вопросы: имеет ли место в действиях или бездействии лица (лиц)
административное правонарушение в области охраны окружающей среды и
природопользования; какой закон или иной нормативный акт нарушен; не истекли
ли сроки давности для привлечения к административной ответственности (ст. 4.5
КоАП РФ); какой конкретный орган или должностное лицо вправе наложить на
виновного административное наказание (гл. 23 КоАП РФ).
Постановление о возбуждении производства об административном
правонарушении направляется органу или должностному лицу, имеющему право
налагать административные взыскания.
Постановление прокурора о возбуждении дела об административном
правонарушении выносится с соблюдением требований гл. 28 КоАП РФ по любому
из выявленных прокурором фактов нарушения положений КоАП РФ либо закона
субъекта Российской Федерации, устанавливающего административную
ответственность за экологические правонарушения. Следует учитывать, что Кодекс
не исключает возможности солидарной ответственности должностных и
юридических лиц за одно и то же правонарушение (при наличии соответствующих
положений в санкции статьи), в силу чего можно ставить вопрос о наказании и тех
и других уполномоченным на то органом административной юрисдикции или
судом.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и
гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы
лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в
соответствии с законом (ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации», п. 18 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от
07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина»).
В этих случаях прокурор выносит мотивированное постановление о направлении
соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для
решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений
уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
В соответствии со ст. 251 Закона о прокуратуре прокурорам предоставлено право в
целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся
противоправных деяниях объявлять в письменной форме должностным лицам
предостережение о недопустимости нарушения закона.
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к
должностным лицам, но не может быть адресовано гражданам и юридическим
лицам. Оно также может объявляться руководителям и другим работникам
коммерческих организаций. Применению предостережений должна в обязательном
порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных
деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных
объяснений.
Необходимо обеспечивать строгий контроль за исполнением требований,
изложенных в предостережении. К должностным лицам, уклоняющимся от
выполнения законных требований прокурора, должны применяться
предусмотренные законом меры ответственности.
Прокурорам необходимо исключить случаи предъявления в суды исков,
внесения иных актов прокурорского реагирования с требованиями о
приостановлении природопользования, за исключением фактов, когда
продолжение данной деятельности угрожает экологической безопасности. При
выборе мер прокурорского реагирования в каждом конкретном случае прокурорам
необходимо неукоснительно исполнять требования п. 13 приказа Генерального
прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации
прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод
человека и гражданина», согласно которому при внесении актов прокурорского
реагирования необходимо оценивать возможные негативные последствия
исполнения требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования
должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений,
а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим
законодательством.__
15. Прокуратура и её роль в охране окружающей среды.
Сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата являются стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
С учетом жизненно значимой потребности общества и государства в защите и сохранении окружающей среды надзор за исполнением экологического законодательства отнесен к приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры. Для выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры на этом направлении, в России создана уникальная модель прокурорского надзора. Законность в экологической сфере обеспечивают не только прокуратуры всех уровней, но и специально образованные в субъектах Российской Федерации природоохранные прокуратуры.
Созданный надзорный механизм позволяет обеспечить системность и эффективность работы, сконцентрировать внимание на наиболее важных экологических проблемах и целенаправленно, последовательно добиваться от органов государственной власти и местного самоуправления их решения.
Как правило, экологические правонарушения затрагивают одновременно права значительного количества лиц, иногда жителей целых населенных пунктов. В связи с этим хотелось бы подчеркнуть правозащитный характер проводимой на данном направлении работы, в которой особую роль играет взаимодействие с экологическими организациями и гражданами. Обширность экологического законодательства, сложность и разноплановость общественных отношений, возникающих в данной области, требует от прокуроров не только глубокого знания законов, но и осознания ответственности за принятые правовые решения, умение предвидеть их последствия.
С учетом масштабов возможного экологического вреда в случае аварий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера акцент в надзорной деятельности органов прокуратуры все более смещается к превентивным мероприятиям по недопущению нарушений.
При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации специализированной прокуратуры (на правах районной) полномочия по осуществлению надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды возлагаются на прокуроров городов и районов.
Цели и направления прокурорской деятельности определены в Законе РФ о прокуратуре РФ. Предметом прокурорского надзора является исполнение законов местными представительными и исполнительными органами власти, министерствами и ведомствами, а также иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями независимо от их подчинения, военными органами и организациями, учреждениями, общественными, политическими организациями и движениями, должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Экологическую функцию прокуратуры можно определить, как деятельность по осуществлению надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности общества. В данном случае предметом надзора служит и сам нормативно-правовой акт, принятый соответствующим поднадзорной прокуратуре органом, с точки зрения его не противоречия закону, а также действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.
Эти функции выполняются на уровне Федерации - Генеральной прокуратуры РФ в лице ее определенных отделов и управлений на уровне республик, краев, областей- республиканская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района - городская, районная прокуратура.
В связи с увеличением экологических правонарушений и иных преступлений в России была образована новая форма экологического надзора прокуратуры - районные, межрайонные, бассейновые природоохранные прокуратуры. Это специализированная форма прокурорского надзора в области экологии. Она охватывает все формы прокурорской деятельности, связанные с законностью деятельности предприятий, организаций и должностных лиц, рассмотрением гражданских, уголовных дел экологического содержания, надзор за органами МВД в части проведения дознания по делам об охране природы и использовании природных ресурсов.
Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методы прокурорского надзора