Файл: 4. Формирование органами прокуратуры сводного плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 20.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эффективность деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о правах потребителей во многом зависит от качества информационно-аналитической работы. Значимой является информация органов государственного контроля о выявленных правонарушениях, причинах и способствующих им условиях, о принимаемых мерах профилактики и пресечения правонарушений, а также планируемых мероприятиях и приоритетах деятельности с учетом состояния законности в соответствующей сфере. Изучение правоприменительной практики этих органов позволяет отслеживать состояние законности не только в подконтрольной им сфере, но и в их деятельности, следить за полнотой и адекватностью мер, принятых по выявленным нарушениям.
Полезными могут быть сведения, содержащиеся в материалах смежных прокурорских проверок, принятых актах реагирования на ранее установленные нарушения, материалах гражданских, уголовных дел либо их надзорных производств, отказных материалах, административных производствах, а также информациях, отчетах, справках и обобщениях прокуроров, в том числе вышестоящих прокуратур. Установлению проблемных участков работы контрольно-надзорных органов может способствовать просмотровое изучение частных определений суда, отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, уголовных и гражданских дел, обзоров, обобщений, аналитических справок, подготовленных в суде по вопросам обобщения судебной практики и судебных ошибок, проблемам организации судебной деятельности по рассматриваемой категории дел, которые обсуждались в коллективе, предоставлялись в СМИ. Сведения о фактах нарушения законодательства о правах потребителей могут содержаться в оконченных производством уголовных, административных и гражданских делах, с материалами которых прокурору целесообразно тщательно знакомиться. Значительное влияние на выбор объекта предстоящей проверки оказывают: письма; заявления; индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы прокуратуры, контрольные государственные органы, органы местного самоуправления; сообщения СМИ.
Типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются:
1) нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере действия законодательства о правах потребителей (издание нормативных актов в нарушении принципа разграничения предмета ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; включение в юридическое предписание положений, прямо противоречащих Конституции РФ и нормам федерального законодательства либо искажающих их смысл);
2) нарушения, допускаемые органами государственной власти, правомочными осуществлять функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка;
3) нарушения, допускаемые органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей;
4) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчет, обвес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, на их безопасность и др.)
В ходе проверки законности актов, изданных поднадзорными объектами, прокурор выясняет: а) правомочен ли орган принимать правовой акт по обозначенному вопросу и не нарушена ли при этом компетенция другого органа; б) не ограничивает ли правовой акт права потребителей, законные интересы организаций, установленные на общефедеральном уровне; в) не содержит ли правовой акт разрешения законодательно запрещенных действий; г) не допущено ли в правовом акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта; д) содержат ли правовые акты указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения; е) соответствует ли содержание правового акта фактическим обстоятельствам, явившимся основанием для его издания; ж) соблюден ли порядок принятия и издания правового акта, закрепленный в регламенте органа; был ли опубликован правовой акт; з) содержит ли правовой акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и пр., указана ли дата вступления его в силу.
При осуществлении проверки в органах контроля (надзора) прокурор устанавливает: а) выполняют ли контролирующие органы возложенные на них задачи по выявлению, пресечению и предупреждению на подведомственной территории фактов нарушений законодательства о правах потребителей; б) какие проверочные мероприятия проводились названными органами; производятся ли проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, а также обязательных требований к товарам, работам и услугам (количество проверок, их результативность, количество и характер выявленных правонарушений, какие приняты меры); в) осуществляется ли взаимодействие между контролирующими органами в области защиты прав потребителей (каково содержание предпринимаемых мер, их количество, характер, а при неисполнении – причины); г) каким образом осуществляется контроль за деятельностью нижестоящих территориальных органов и подведомственных организаций (если структура органов предполагает их наличие); каков характер выявленных нарушений в их деятельности, каковы меры, принимаемые к их устранению; д) соблюдаются ли нормативные требования при организации приема граждан, обеспечении своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.
При проверке административной практики в органах государственного контроля выясняются: а) каков характер выявленных правонарушений, какие меры приняты (их законность, полнота и своевременность); б) имелись ли факты необоснованного освобождения виновных лиц от обязанности возмещения ущерба после наложения штрафов и иных взысканий; в) соблюдаются ли предусмотренные КоАП требования при рассмотрении дел о наложении административных взысканий; г) соблюдаются ли требования, устанавливающие компетенцию органов контроля (надзора) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
9.Порядок проведения органами прокуратуры проверок при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Правовое регулирование процедуры предоставления земельных участков из
земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности – Глава
V.1 Земельного кодекса РФ.
Установлен закрытый перечень документов-оснований перехода права на
земельный участок, принадлежащий государству или муниципальному
образованию:
А) решения органов государственной власти или органов местного
самоуправления (принимаются в двух случаях: предоставление з.у. в
собственность, а также в постоянное (бессрочное) пользование);
Б) договор купли-продажи в случае предоставления з.у. за плату;
В) договор аренды;
Г) договор безвозмездного срочного пользования.
Результаты анализа Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 свидетельствуют о том, что нормы,
содержащиеся в ст.ст. 22, 27, 30 и 33, предоставляют прокурору право
осуществлять проверки. Так, в ч. 1 ст. 22 указанного Закона закреплено
полномочие прокурора проверять исполнение законов в связи с поступившей в
органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; в соответствии с ч.
1 ст. 27 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает
и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод
человека и гражданина.
Проверка, проводимая органами прокуратуры – это наиболее
распространенное и эффективное средство прокурорского надзора, связанное с
обнаружением правонарушений в различных сферах жизнедеятельности.
Основанием проведения проверки является информация о нарушении
законодательства при предоставлении земельных участков из земель, находящихся
в государственной и муниципальной собственности. Информация может поступить
путем обращения граждан, организаций, материалов органов контроля в сфере
земельного контроля, СМИ и др.
Для определения порядка проведения прокурорской проверки в целом
представляется целесообразным выделять следующие этапы проверочной
деятельности прокурора:
А) подготовка к проведению проверки:
Б) определение предмета, объектов, времени и места проведения, круга
участников, составление плана;
В) проведение проверочных мероприятий;
Г) оценка полученной информации и выбор средств (в том числе актов)
прокурорского реагирования.
Подготовка к проведению проверки в рассматриваемой сфере (при
предоставлении з.у. из земель, находящихся в государственной и муниципальной
собственности) начинается с изучения нормативных правовых актов,
регулирующих правоотношения, которые были нарушены. В нашем случае – это в
первую очередь глава V.1 ЗК РФ, положения Градостроительного кодекса, в
отдельных случаях – Лесного кодекса (ст. 69 ЛК РФ). Также прокурором изучаются
материалы проведенных проверок в этой сфере.
Составление плана проверки. После определения предмета, объекта, времени
и места проведения проверки, прокурор отправляет запрос организации или
должностному лицу организации для получения объяснений.
Прокурор проверяет в первую очередь те документы, которые являются
основанием для перехода права собственности; проект межевания территории,
проектную документацию о месте положения, границах, площади и иных
количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденную