Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений всех специальностей, исключая исторические.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 689

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Как историки пишут историю (История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки).

Понятие «истории».

Объект и предмет исторической науки.

Роль теории в познании прошлого.

Теория и методология исторической науки.

Сущность, формы, функции исторического знания.

История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

Основные направления современной исторической науки.

Становление и развитие историографии как научной дисциплины.

Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.

Теории происхождения государства.

Разные типы общностей в догосударственный период.

Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.

Восточный и античный типы цивилизационного развития.

Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век).

Страна ариев.

Киммерийцы и скифы.

Древние империи Центральной Азии.

Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).

Античный Рим.

Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.

Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.

Смена форм государственности.

Варварские королевства. Государство франков.

Меровинги и Каролинги.

Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

Византия – мост между эпохами и цивилизациями.

Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.

Причины появления княжеской власти и ее функции.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.

Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.

Древнерусское государство в оценках современных историков.

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства.

Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Проблема формирования элиты Древней Руси.

Роль вече.

Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

Пути возникновения городов в Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.

Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Соседи Древней Руси в IX-XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария.

Международные связи древнерусских земель.

Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

Культурные влияния Востока и Запада.

Глава 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.

Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.

Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.

Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.

Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.

Образование монгольской державы.

Социальная структура монголов.

Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи.

Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.

Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

Экспансия Запада.

Александр Невский.

Русь, Орда и Литва.

Литва как второй центр объединения русских земель.

Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Борьба с Тверью.

Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества.

Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери.

Окончательное свержение монгольского ига.

Судебник 1497 г.

Формирование дворянства как опоры центральной власти.

Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.

Эпоха Возрождения.

Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.

Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.

«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.

Развитие капиталистических отношений.

Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества.

Дискуссия об определении абсолютизма.

Абсолютизм и восточная деспотия.

Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом.

Феномен самозванчества. Случайные люди на русском престоле.

Смертельная угроза российской государственности. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток.

Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.

Победа ополчения.

Завершение и последствия Смуты.

Глава 5. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

Проблема перехода в «царство разума».

Развитие системы международных отношений.

Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.

Роль международной торговли.

Источники первоначального накопления капитала.

Роль городов и цеховых структур.

Развитие мануфактурного производства.

Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.

Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

Основные направления «европеизации» страны.

Эволюция социальной структуры общества.

Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Создание Балтийского флота и регулярной армии.

Церковная реформа.

Провозглашение России империей.

Упрочение международного авторитета страны.

Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.

«Просвещенный абсолютизм».

Новый юридический статус дворянства.

Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.

Россия и Европа в XVIII веке.

Изменения в международном положении империи.

Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.

Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.

Европейское Просвещение и рационализм.

Влияние идей Просвещения на мировое развитие.

Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы.

Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.

Формирование европейских наций.

Воссоединение Италии и Германии. Развитие Европы во второй пол. XIX в. Франко-прусская война. Бисмарк и объединение германских земель.

Война за независимость североамериканских колоний.

Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.

Гражданская война в США.

Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.

Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

Секуляризация сознания и развитие науки.

Романтизм, либерализм, дарвинизм.

Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.

Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России.

Российское самодержавие и «Священный Союз».

Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия.

Внутренняя политика Николая I.

Россия и Кавказ.

Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.

Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.

Политические преобразования 60-70-х гг.

Завершение правления Александра Освободителя.

Присоединение Средней Азии.

Система просвещения.

Наука и техника.

Печать.

Литература и искусство.

Быт города и деревни.

Общие достижения и противоречия.

Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX века.

Завершение раздела мира и борьба за колонии. Капиталистические войны конца XIX – начала XX вв. за рынки сбыта и источники сырья.

Политика США.

Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.

«Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.

Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.

Российская экономика конца XIX – начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины.

Сравнительный анализ развития промышленности и сельского хозяйства: Европа, США, страны Южной Америки.

Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.

Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.

Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.

Форсирование российской индустриализации «сверху».

Усиление государственного регулирования экономики.

Реформы С. Ю. Витте.

Русская деревня в начале века.

Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.

Первая российская революция.

Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.

Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.

Опыт думского «парламентаризма» в России.

Основные военно-политические блоки.

Театры военных действий.

Влияние первой мировой войны на европейское развитие.

Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.

Новая фаза европейского капитализма.

Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.

Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.

Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.

Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет.

Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.

Большевистская стратегия: причины победы.

Октябрь 1917 года.

Экономическая программа большевиков.

Начало формирования однопартийной политической системы. Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Структура режима власти.

Гражданская война и интервенция.

Основные этапы гражданской войны.

Итоги гражданской войны.

Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.

Лига наций.

Адаптация Советской России на мировой арене.

СССР и великие державы.

Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Рабочий Социалистический Интернационал и парламентский путь к социализму.

Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.

Политический кризис начала 20-х гг. Утверждение однопартийной политической системы.

Переход от военного коммунизма к нэпу.

Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина.

Диктатура номенклатуры.

Курс на строительство социализма в одной стране. Экономические основы советского политического режима.Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого.

Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.

Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период.

Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».

Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг.

Государственно-монополистический капитализм.

Кейнсианство.

Альтернативные пути выхода из кризиса.

Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм.

Приход фашизма к власти в Германии.

«Новый курс» Ф. Рузвельта.

«Народные фронты» в Европе.

Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

Советская внешняя политика.

Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.

Предпосылки и ход Второй мировой войны.

Первый период Великой отечественной войны и второй период вто­рой мировой войны (22 июня 1941 года - ноябрь 1942 года)

Второй этап Велико Отечественной войны и третий этап второй мировой войны. (19-20 ноября 1942 года - декабрь 1943 года). Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны.

Создание антигитлеровской коалиции.

Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции).

Третий период Великой Отечественной войны и четвертый период второй мировой войны (январь 1944 года - 9 мая 1945 года). Разгром и капитуляция фашистской Германии.

Пятый период второй мировой войны (июнь – сентябрь 1945года). Разгром и капитуляция милитаристской Японии.

СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.

Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.

Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX века.

Превращение США в сверхдержаву.

Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции.

Начало холодной войны.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Создание социалистического лагеря и ОВД.

Победа революции в Китае и создание КНР.

Корейская война 1950-1953 гг.

Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.

Ужесточение политического режима и идеологического контроля.

Создание социалистического лагеря.

Военно-промышленный комплекс.

Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления социалистической системы.

Изменения в теории и практике советской внешней политики.

Значение XX и XXII съездов КПСС.

«Оттепель» в духовной сфере.

Контрреформы Хрущёва.

Крах колониальной системы.

Формирование движения неприсоединения.

Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.

Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).

Война во Вьетнаме.

Социалистическое движение в странах Запада и Востока.

События 1968 года.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.

Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях.

Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.

Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах.

Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).

Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.

Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.

Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).

Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.

Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.

Власть и общество в первой половине 80-х годов.

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР.

ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.

Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.

Япония после Второй мировой войны.

«Азиатские тигры».

Создание государства Израиль. Арабо-израильский конфликт. Проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке.

Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.

Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства.

«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.

Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения.

Конституционный кризис в России 1993 года и демонтаж системы власти Советов. Изменения экономического и политического строя в России.

Конституция РФ 1993 г.

Военно-политический кризис в Чечне.

Наука, культура, образование в рыночных условиях.

Социальная цена и первые результаты реформ.

Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.

Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ.

Россия в системе мировой экономики и международных связей.

Глава 8. Россия и мир в XXI веке.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.

Конец однополярного мира.

Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.

Расширение ЕС на восток.

«Зона евро».

Россия в начале XXI века.

Модернизация общественно-политических отношений.

Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.

Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.

Внешняя политика РФ.

Региональные и глобальные интересы России.

Современные проблемы человечества и роль России в их решении.

Секуляризация сознания и развитие науки.


В эпоху Реформации и Революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовали секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.
История в терминах. Секуляризация (от позднелат. saecularis—мирской, светский) — это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.


В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 годах. К середине XVII века на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам

Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов.
Открываются светские школы, университеты.

В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего»76.

В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.
В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX веков в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 году – 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн. человек. В 50-70-х годах XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Конечно, свыше 90% всех важнейших научно-технических заведений было осуществлено в XX в.


Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643-1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.
В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.

Романтизм, либерализм, дарвинизм.


В конце XVIII века в европейской и американской культуре значительное распространение приобрел романтизм. Это идейное и художественное направление отразило разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просвещения и общественного прогресса. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности стремление к безграничной свободе и совершенствованию личности, к личной и гражданской независимости. Для романтического мировосприятия и искусства наиболее важным было неприятие грубой социальной действительности, «прозы жизни», которые сильно расходились с идеальными представлениями. Увлеченные романтизмом писатели, художники, актеры изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, героизировали протест и борьбу против несовершенства жизни и несправедливости. Философия романтизма была систематизирована в трудах немецких философов Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. Романтическим видением мира пронизано творчество немецких писателей В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофмана, английских поэтов Д. Байрона и Шелли, русских поэтов В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и многих других творцов в разных странах.

Основателем современного либерализма считается философ Джон Локк (1632–1704), который считал, что объединение людей в общественные союзы возникло в ре­зуль­тате их добровольного соглашения – общественного договора. Высшей целью вся­кого общества, государства Локк считал сохранение и защиту личной свободы, ко­торую на­равне с равенст­вом и частной собственностью он рассматривал как естествен­ные права че­ловека. Широкое распространение получили взгляды философа-идеалиста Джорджа Беркли (1685–1753) и агностика, сторонника непознаваемости природы, Давида Юма (1711–1776).

В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель обобщил результаты собственных наблюдений во время плавания на корабле «Бигл» (1831-1836) и достижения современной ему биологии и селекции, на основании чего выявил факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В США в
некоторых штатах принимались решения, которыми запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.

§ 8. Российская империя в XIX веке: войны, реформы и контрреформы.

Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.


После смерти Екатерины II с 1796 по 1801 год правил ее сын Павел I, которого мать в свое правление фактически отстранила от государственных дел. Он старался все делать по-другому.

Во внешней политике он сначала участвовал в антифранцуз­ской коалиции. Но в 1800 году разорвал союз с Англией и Австрией, заключил союз с Наполеоном и даже договорился с ним о совместном походе в Индию.

Во внутренней политике он преследовал «екатерининских ор­лов», ввел прусские порядки в армии. Ряд положений Жалованной грамоты дворянству (1785) был отменен. Помещикам было рекомендо­вано ограничить барщину тремя днями в неделю, запрещалось продавать крестьян и дворовых без земли. Своей антидворянской политикой Павел I подписал себе приговор и был убит в резуль­тате переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.

Императором стал любимый внук Екатерины II Александр I, старший сын Павла, который успел ввести новый порядок пре­столонаследия: от отца к старшему сыну. Александр Павлович получил прекрасное образование, считал реформы в России необ­ходимыми, привлек к их разработке ряд своих друзей, которые составили Негласный комитет. Многие реформы были связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Он был сыном обычного приходского священника Владимирской губернии. Окончил суздальскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Но бла­годаря своим выдающимся деловым и интеллектуальным данным быстро сделал карьеру на госу­дар­ствен­ной службе.

Для политической жизни страны важным актом стала амнистия ре­прессированным в правление Павла. В 1802 году вместо коллегий были созданы министерства, в которых было укреплено едино­началие, лучше разграничены функции структурных подразделе­ний - департаментов и столов. С 1802 года при образовании Министерства внутренних дел министр В. И. Кочубей взял Сперанского к себе начальником одного из департаментов. Пер­вые за­коны нового царствования были отредактированы Сперанским. В 1808 году заболевший Кочу­бей вместо себя послал на доклад к императору Сперанского, который блестящим зна­нием дел и интересными мыслями буквально очаровал императора. В сентябре 1808 года во время встречи Наполеона и Александра I французский император за переход к нему на службу Сперанского предложил русскому им­пера­тору в обмен «какое-нибудь королевство». Сперанский получил должность госу­дар­ст­венного сек­ретаря и считался чуть ли не вторым человеком в Российской империи. Сперанский по поручению царя подго­товил широкий план реформирования страны. Сперанский выраба­ты­вал меры для решения крестьянского вопроса. Он счи­тал, что чиновники должны быть высококвалифицирован­ными управленцами, для чего пла­нировалось ввести сис­тему специальных экзаменов. В архиве Александра I сохранился тер­мин великого обновления, придуманный Сперанским – «перестройка».