Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений всех специальностей, исключая исторические.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 689
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет исторической науки.
Роль теории в познании прошлого.
Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Теории происхождения государства.
Разные типы общностей в догосударственный период.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
Древние империи Центральной Азии.
Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).
Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.
Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Варварские королевства. Государство франков.
Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.
Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.
Причины появления княжеской власти и ее функции.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.
Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.
Древнерусское государство в оценках современных историков.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Проблема особенностей социального строя Древней Руси.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Проблема формирования элиты Древней Руси.
Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
Пути возникновения городов в Древней Руси.
Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.
Международные связи древнерусских земель.
Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
Культурные влияния Востока и Запада.
Глава 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.
Образование монгольской державы.
Социальная структура монголов.
Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
Литва как второй центр объединения русских земель.
Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества.
Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери.
Окончательное свержение монгольского ига.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Развитие капиталистических отношений.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Абсолютизм и восточная деспотия.
Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Феномен самозванчества. Случайные люди на русском престоле.
Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.
Завершение и последствия Смуты.
Глава 5. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
Проблема перехода в «царство разума».
Развитие системы международных отношений.
Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
Источники первоначального накопления капитала.
Роль городов и цеховых структур.
Развитие мануфактурного производства.
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Основные направления «европеизации» страны.
Эволюция социальной структуры общества.
Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.
Создание Балтийского флота и регулярной армии.
Провозглашение России империей.
Упрочение международного авторитета страны.
Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Новый юридический статус дворянства.
Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Изменения в международном положении империи.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.
Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.
Европейское Просвещение и рационализм.
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.
Формирование европейских наций.
Война за независимость североамериканских колоний.
Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Секуляризация сознания и развитие науки.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
Российское самодержавие и «Священный Союз».
Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия.
Внутренняя политика Николая I.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.
Политические преобразования 60-70-х гг.
Завершение правления Александра Освободителя.
Общие достижения и противоречия.
Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX века.
Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.
«Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.
Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.
Российская экономика конца XIX – начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.
Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.
Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
Форсирование российской индустриализации «сверху».
Усиление государственного регулирования экономики.
Русская деревня в начале века.
Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Опыт думского «парламентаризма» в России.
Основные военно-политические блоки.
Влияние первой мировой войны на европейское развитие.
Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
Новая фаза европейского капитализма.
Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.
Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.
Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
Большевистская стратегия: причины победы.
Экономическая программа большевиков.
Гражданская война и интервенция.
Основные этапы гражданской войны.
Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Адаптация Советской России на мировой арене.
Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.
Политический кризис начала 20-х гг. Утверждение однопартийной политической системы.
Переход от военного коммунизма к нэпу.
Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период.
Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».
Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг.
Государственно-монополистический капитализм.
Альтернативные пути выхода из кризиса.
Приход фашизма к власти в Германии.
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.
Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Создание антигитлеровской коалиции.
Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.
Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX века.
Превращение США в сверхдержаву.
Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Создание социалистического лагеря и ОВД.
Победа революции в Китае и создание КНР.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Создание социалистического лагеря.
Изменения в теории и практике советской внешней политики.
Значение XX и XXII съездов КПСС.
Формирование движения неприсоединения.
Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.
Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).
Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах.
Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).
Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.
Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.
Власть и общество в первой половине 80-х годов.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Япония после Второй мировой войны.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.
Военно-политический кризис в Чечне.
Наука, культура, образование в рыночных условиях.
Социальная цена и первые результаты реформ.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.
Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Глава 8. Россия и мир в XXI веке.
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.
Модернизация общественно-политических отношений.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Региональные и глобальные интересы России.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
Секуляризация сознания и развитие науки.
В эпоху Реформации и Революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовали секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.
История в терминах. Секуляризация (от позднелат. saecularis—мирской, светский) — это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 году французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.
В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 годах. К середине XVII века на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам
Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов.
Открываются светские школы, университеты.
В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.
Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего»76.
В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественное отношение на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.
В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX веков в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. – 10 тыс., в 1900 году – 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн. человек. В 50-70-х годах XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 году было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Конечно, свыше 90% всех важнейших научно-технических заведений было осуществлено в XX в.
Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643-1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.
В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
В конце XVIII века в европейской и американской культуре значительное распространение приобрел романтизм. Это идейное и художественное направление отразило разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просвещения и общественного прогресса. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности стремление к безграничной свободе и совершенствованию личности, к личной и гражданской независимости. Для романтического мировосприятия и искусства наиболее важным было неприятие грубой социальной действительности, «прозы жизни», которые сильно расходились с идеальными представлениями. Увлеченные романтизмом писатели, художники, актеры изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, героизировали протест и борьбу против несовершенства жизни и несправедливости. Философия романтизма была систематизирована в трудах немецких философов Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. Романтическим видением мира пронизано творчество немецких писателей В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофмана, английских поэтов Д. Байрона и Шелли, русских поэтов В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и многих других творцов в разных странах.
Основателем современного либерализма считается философ Джон Локк (1632–1704), который считал, что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения – общественного договора. Высшей целью всякого общества, государства Локк считал сохранение и защиту личной свободы, которую наравне с равенством и частной собственностью он рассматривал как естественные права человека. Широкое распространение получили взгляды философа-идеалиста Джорджа Беркли (1685–1753) и агностика, сторонника непознаваемости природы, Давида Юма (1711–1776).
В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель обобщил результаты собственных наблюдений во время плавания на корабле «Бигл» (1831-1836) и достижения современной ему биологии и селекции, на основании чего выявил факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В США в
некоторых штатах принимались решения, которыми запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.
§ 8. Российская империя в XIX веке: войны, реформы и контрреформы.
Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М. М. Сперанского и Н. Н. Новосильцева.
После смерти Екатерины II с 1796 по 1801 год правил ее сын Павел I, которого мать в свое правление фактически отстранила от государственных дел. Он старался все делать по-другому.
Во внешней политике он сначала участвовал в антифранцузской коалиции. Но в 1800 году разорвал союз с Англией и Австрией, заключил союз с Наполеоном и даже договорился с ним о совместном походе в Индию.
Во внутренней политике он преследовал «екатерининских орлов», ввел прусские порядки в армии. Ряд положений Жалованной грамоты дворянству (1785) был отменен. Помещикам было рекомендовано ограничить барщину тремя днями в неделю, запрещалось продавать крестьян и дворовых без земли. Своей антидворянской политикой Павел I подписал себе приговор и был убит в результате переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.
Императором стал любимый внук Екатерины II Александр I, старший сын Павла, который успел ввести новый порядок престолонаследия: от отца к старшему сыну. Александр Павлович получил прекрасное образование, считал реформы в России необходимыми, привлек к их разработке ряд своих друзей, которые составили Негласный комитет. Многие реформы были связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Он был сыном обычного приходского священника Владимирской губернии. Окончил суздальскую семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Но благодаря своим выдающимся деловым и интеллектуальным данным быстро сделал карьеру на государственной службе.
Для политической жизни страны важным актом стала амнистия репрессированным в правление Павла. В 1802 году вместо коллегий были созданы министерства, в которых было укреплено единоначалие, лучше разграничены функции структурных подразделений - департаментов и столов. С 1802 года при образовании Министерства внутренних дел министр В. И. Кочубей взял Сперанского к себе начальником одного из департаментов. Первые законы нового царствования были отредактированы Сперанским. В 1808 году заболевший Кочубей вместо себя послал на доклад к императору Сперанского, который блестящим знанием дел и интересными мыслями буквально очаровал императора. В сентябре 1808 года во время встречи Наполеона и Александра I французский император за переход к нему на службу Сперанского предложил русскому императору в обмен «какое-нибудь королевство». Сперанский получил должность государственного секретаря и считался чуть ли не вторым человеком в Российской империи. Сперанский по поручению царя подготовил широкий план реформирования страны. Сперанский вырабатывал меры для решения крестьянского вопроса. Он считал, что чиновники должны быть высококвалифицированными управленцами, для чего планировалось ввести систему специальных экзаменов. В архиве Александра I сохранился термин великого обновления, придуманный Сперанским – «перестройка».