Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений всех специальностей, исключая исторические.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 677
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет исторической науки.
Роль теории в познании прошлого.
Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Теории происхождения государства.
Разные типы общностей в догосударственный период.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
Древние империи Центральной Азии.
Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).
Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.
Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Варварские королевства. Государство франков.
Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.
Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.
Причины появления княжеской власти и ее функции.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.
Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.
Древнерусское государство в оценках современных историков.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Проблема особенностей социального строя Древней Руси.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Проблема формирования элиты Древней Руси.
Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
Пути возникновения городов в Древней Руси.
Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.
Международные связи древнерусских земель.
Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
Культурные влияния Востока и Запада.
Глава 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.
Образование монгольской державы.
Социальная структура монголов.
Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
Литва как второй центр объединения русских земель.
Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества.
Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери.
Окончательное свержение монгольского ига.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Развитие капиталистических отношений.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Абсолютизм и восточная деспотия.
Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Феномен самозванчества. Случайные люди на русском престоле.
Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.
Завершение и последствия Смуты.
Глава 5. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
Проблема перехода в «царство разума».
Развитие системы международных отношений.
Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
Источники первоначального накопления капитала.
Роль городов и цеховых структур.
Развитие мануфактурного производства.
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Основные направления «европеизации» страны.
Эволюция социальной структуры общества.
Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.
Создание Балтийского флота и регулярной армии.
Провозглашение России империей.
Упрочение международного авторитета страны.
Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Новый юридический статус дворянства.
Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Изменения в международном положении империи.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.
Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.
Европейское Просвещение и рационализм.
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.
Формирование европейских наций.
Война за независимость североамериканских колоний.
Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Секуляризация сознания и развитие науки.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
Российское самодержавие и «Священный Союз».
Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия.
Внутренняя политика Николая I.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.
Политические преобразования 60-70-х гг.
Завершение правления Александра Освободителя.
Общие достижения и противоречия.
Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX века.
Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.
«Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.
Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.
Российская экономика конца XIX – начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.
Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.
Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
Форсирование российской индустриализации «сверху».
Усиление государственного регулирования экономики.
Русская деревня в начале века.
Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Опыт думского «парламентаризма» в России.
Основные военно-политические блоки.
Влияние первой мировой войны на европейское развитие.
Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
Новая фаза европейского капитализма.
Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.
Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.
Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
Большевистская стратегия: причины победы.
Экономическая программа большевиков.
Гражданская война и интервенция.
Основные этапы гражданской войны.
Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Адаптация Советской России на мировой арене.
Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.
Политический кризис начала 20-х гг. Утверждение однопартийной политической системы.
Переход от военного коммунизма к нэпу.
Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период.
Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».
Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг.
Государственно-монополистический капитализм.
Альтернативные пути выхода из кризиса.
Приход фашизма к власти в Германии.
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.
Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Создание антигитлеровской коалиции.
Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.
Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX века.
Превращение США в сверхдержаву.
Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Создание социалистического лагеря и ОВД.
Победа революции в Китае и создание КНР.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Создание социалистического лагеря.
Изменения в теории и практике советской внешней политики.
Значение XX и XXII съездов КПСС.
Формирование движения неприсоединения.
Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.
Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).
Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах.
Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).
Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.
Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.
Власть и общество в первой половине 80-х годов.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Япония после Второй мировой войны.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.
Военно-политический кризис в Чечне.
Наука, культура, образование в рыночных условиях.
Социальная цена и первые результаты реформ.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.
Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Глава 8. Россия и мир в XXI веке.
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.
Модернизация общественно-политических отношений.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Региональные и глобальные интересы России.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
История – это всякий процесс развития природы, общества и человека. У каждого политического или социального явления, у каждой науки есть своя история. Земной шар движется вокруг своей оси и по своей орбите вокруг Солнца. Меняют друг друга день и ночь. Мелькают недели, месяцы, годы. Более заметны столетия и тысячелетия. Непреложно одно: всё, что не происходит в данный момент, не в режиме online, отходит в область прошлого, получает шанс стать Историей.
Процесс исторического развития или движение истории представляет собой безграничный объект исторических исследований. Объектом собственно исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. «В поле зрения историка включен широкий круг явлений – от хозяйственной и политической жизни страны до проблем частного существования, от изменений климата до выявления представлений людей о мире. Предметом изучения оказываются события, модели поведения людей, системы их ценностных установок и мотиваций. Современная история – это история событий, процессов и структур, частной жизни человека. Подобная диверсификация исследовательского поля связана с тем, что, вне зависимости от предпочтений конкретных исследовательских направлений, объектом исторического знания является человек, природа и поведение которого разнообразны сами по себе и могут быть рассмотрены в разных ракурсах и взаимосвязях», - пишут современные авторы6.
История возникла как эмпирическая наука, главной целью которой было исследование событий политической жизни, развития государственных образований. Постепенно историческая наука превращалась в дисциплину, изучающую общество в его динамике.
Известный русский историк В. О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс
, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах. Человеческое общежитие – такой же факт мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и научное познание этого факта – такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни этой природы. Человеческое общежитие выражается в разнообразных людских союзах, которые могут быть названы историческими телами и которые возникают, растут, размножаются, переходят один в другой и, наконец, разрушаются, - словом, рождаются, живут и умирают подобно органическим телам природы. Возникновение, рост и смена этих союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом…Народы и поколения звеньями смыкались в непрерывную цепь, цивилизации чередовались последовательно, как народы и поколения, рождаясь одна из другой и порождая третью, постепенно накоплялся известный культурный запас, и то, что отложилось и уцелело от этого многовекового запаса, - это дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас перейдет к тем, кто придет нам на смену"7.
Роль теории в познании прошлого.
История относится к числу так называемых теоретических дисциплин. Историки создают историческую картину, предлагают обществу в качестве значимого опыта. В этом качестве история является мощным инструментом воздействия на общественное сознание, что хорошо понимали все выдающиеся правители.
Знание истории необходимо для принятия адекватных политических решений, для выработки стратегии развития тех или иных стран. В противном случае возникает знаменитый эффект «граблей». Выражение «наступить на те же грабли» обозначает у нашего народа неумение учесть прошлый печальный опыт.
Исторический опыт позволяет каждому народу осознать своё место среди других народов. Социальная, этническая и культурно-историческая самоидентификация позволяет определить различным человеческим сообществам свою траекторию развития, а человечеству в целом с оптимизмом смотреть в будущее.
Историческое сознание, которое является результатом сохранения и осмысления исторического опыта общества, является важной частью коллективной памяти.
Теория и методология исторической науки.
История стала наукой только тогда
, когда появились различные концепции, объясняющие смысл, тенденции исторического развития. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.
Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию.
Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни. Историю вели от сотворения мира. Затем на исторической сцене появлялись Адам и Ева, Ной с семейством до и после всемирного потопа. У христиан рождение Иисуса Христа стало считаться началом нашей (новой) эры. У мусульман летоисчисление ведется с 622 года н. э., с хиджры, то есть бегства Мухаммеда из Мекки в Медину.
В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства.
В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».
Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.). Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Российская цивилизация возникла относительно поздно. Среди российских и зарубежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России. Кто-то относит российскую цивилизацию к западному типу, кто-то видит в российской цивилизации черты восточного цивилизационного типа. В 20-х годах XX в. группа авторов стала рассматривать Россию как
евразийскую цивилизацию. Немало исследователей говорит об уникальной и единственной российской (русской) цивилизации как самобытном и самодостаточном явлении в мировой истории. Вызывает споры реальность и характер «советской цивилизации».
В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». Наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя.
Сущность, формы, функции исторического знания.
Объект исторического исследования огромен, крайне сложен и многообразен. Поэтому историческое знание, которое добывается усилиями историков, представляет весьма сложную картину. Исторические события, процессы, явления изучались и изучаются в разное время в разных странах под разными углами зрения. Какие-то проблемы изучены лучше. Некоторые исторические сюжеты служат предметами бесконечных дискуссий. Сохраняется и немалое число «белых пятен» и «серых ниш».
Большинство историков разрабатывает вопросы в какой-то крупной отрасли исторического знания. Традиционно привлекают внимание исследователей политическая история, военная история, история культуры, история религий, история государства и права и т. д.
По широте изучения объекта принято выделять историю мира в целом (всеобщая или всемирная история), историю мировых цивилизаций, историю континентов (историю Азии, Африки, Европы, Латинской Америки), а также историю отдельных стран и народов (историю Англии8, Германии, Китая, России, США и т. д.). Крупные, иногда многотомные исследования создаются коллективами специалистов.
Важный вклад в общее дело вносят вспомогательные исторические дисциплины, разрабатывающие вопросы методики и техники исторических исследований. К вспомогательным историческим дисциплинам относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма)9, геральдика (наука о гербах)10, сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет)11, метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), археология (изучение памятников материальной культуры).
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Всемирная история изучает и представляет весь долгий и сложный путь, пройденный человечеством с древнейших времен до наших дней. История России является частью всемирной истории. Объектом изучения нашей отечественной истории является процесс возникновения и развития человеческого сообщества на территориях, которые входили и в настоящее время входят в состав российского государства. История России не может не быть одновременно и русской историей или историей русского народа, который составляет 80% населения Российской Федерации. Русский человек с его характером, традициями, менталитетом стал творцом самобытной российской (русской) цивилизации, главной фигурой российской жизни и истории.
Основные направления современной исторической науки.
На протяжении длительного времени, вплоть до XIX в., историков интересовали войны, восстания, политические преобразования, деятельность выдающихся людей. Отношения простых людей, различные стороны экономического бытования долгое время находились на периферии исследовательских интересов.
На протяжении XX века в сознании многих людей в самых разных странах произошли серьезные изменения. Историческая наука не могла не отразить эти сложные изменения.
Методологическую революцию в мировой исторической науке связывают с творчеством французских учёных Люсьена Февра (1878-1956) и Марка Блока (1886-1941), которые с 1929 года выпускали научный журнал «Анналы социальной и экономической истории». Ученые «школы «Анналов»» начали широко применять междисциплинарный подход. Они привлекли к совместной исследовательской работе представителей других общественных наук – экономики, социологии, социальной психологии и др. Тотальная («глобальная») история формировалась как история целостная, синтетическая, нацеленная на изучение истории людей и отдельных человеческих сообществ, всех аспектов их жизни и деятельности. Историки «школы «Анналов»» перестали делить жизнь людей на политическую, хозяйственную, религиозную и другие сферы. Они стали воссоздавать стереоскопическую, многоуровневую и «очеловеченную» картину исторического прошлого. М. Блок многое сделал для распространения компаративного (сравнительно-исторического) подхода. На место истории-рассказа в соответствии с принципом «Историк не тот, кто знает, а тот, кто ищет» стала приходить история-проблема.