Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений всех специальностей, исключая исторические.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 724
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет исторической науки.
Роль теории в познании прошлого.
Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Теории происхождения государства.
Разные типы общностей в догосударственный период.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
Древние империи Центральной Азии.
Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).
Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.
Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Варварские королевства. Государство франков.
Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.
Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.
Причины появления княжеской власти и ее функции.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.
Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.
Древнерусское государство в оценках современных историков.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Проблема особенностей социального строя Древней Руси.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Проблема формирования элиты Древней Руси.
Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
Пути возникновения городов в Древней Руси.
Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.
Международные связи древнерусских земель.
Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
Культурные влияния Востока и Запада.
Глава 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.
Образование монгольской державы.
Социальная структура монголов.
Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
Литва как второй центр объединения русских земель.
Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества.
Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери.
Окончательное свержение монгольского ига.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Развитие капиталистических отношений.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Абсолютизм и восточная деспотия.
Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Феномен самозванчества. Случайные люди на русском престоле.
Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.
Завершение и последствия Смуты.
Глава 5. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
Проблема перехода в «царство разума».
Развитие системы международных отношений.
Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
Источники первоначального накопления капитала.
Роль городов и цеховых структур.
Развитие мануфактурного производства.
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Основные направления «европеизации» страны.
Эволюция социальной структуры общества.
Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.
Создание Балтийского флота и регулярной армии.
Провозглашение России империей.
Упрочение международного авторитета страны.
Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Новый юридический статус дворянства.
Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Изменения в международном положении империи.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.
Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.
Европейское Просвещение и рационализм.
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.
Формирование европейских наций.
Война за независимость североамериканских колоний.
Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Секуляризация сознания и развитие науки.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
Российское самодержавие и «Священный Союз».
Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия.
Внутренняя политика Николая I.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.
Политические преобразования 60-70-х гг.
Завершение правления Александра Освободителя.
Общие достижения и противоречия.
Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX века.
Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.
«Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.
Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.
Российская экономика конца XIX – начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.
Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.
Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
Форсирование российской индустриализации «сверху».
Усиление государственного регулирования экономики.
Русская деревня в начале века.
Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Опыт думского «парламентаризма» в России.
Основные военно-политические блоки.
Влияние первой мировой войны на европейское развитие.
Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
Новая фаза европейского капитализма.
Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.
Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.
Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
Большевистская стратегия: причины победы.
Экономическая программа большевиков.
Гражданская война и интервенция.
Основные этапы гражданской войны.
Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Адаптация Советской России на мировой арене.
Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.
Политический кризис начала 20-х гг. Утверждение однопартийной политической системы.
Переход от военного коммунизма к нэпу.
Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период.
Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».
Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг.
Государственно-монополистический капитализм.
Альтернативные пути выхода из кризиса.
Приход фашизма к власти в Германии.
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.
Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Создание антигитлеровской коалиции.
Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.
Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX века.
Превращение США в сверхдержаву.
Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Создание социалистического лагеря и ОВД.
Победа революции в Китае и создание КНР.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Создание социалистического лагеря.
Изменения в теории и практике советской внешней политики.
Значение XX и XXII съездов КПСС.
Формирование движения неприсоединения.
Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.
Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).
Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах.
Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).
Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.
Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.
Власть и общество в первой половине 80-х годов.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Япония после Второй мировой войны.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.
Военно-политический кризис в Чечне.
Наука, культура, образование в рыночных условиях.
Социальная цена и первые результаты реформ.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.
Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Глава 8. Россия и мир в XXI веке.
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.
Модернизация общественно-политических отношений.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Региональные и глобальные интересы России.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.
В IV в. н. э. началось «великое переселение народов». Кочевые племена гуннов, пришедшие из Средней Азии, потеснили племенной союз остготов (восточных готов), которые прижали к границам Римской империи вестготов (западных готов). Последние получили разрешение поселиться за Дунаем в пределах Римской державы, но положение их оказалось очень тяжелым, привело к затяжной борьбе с корыстолюбивым и надменным Римом. В 410 году готы во главе с Аларихом заняли и разграбили «вечный город», «светоч мира»18. Затем различные «варварские» народы постепенно, одну за другой захватывают римские территории. Вандалы заняли Африку, англосаксы – Британию, бургунды – часть Галлии, франки – Северную Европу. Римлянам, правда, удалось в 451 году вместе с рядом «варварских племен» нанести поражение Атилле, после смерти которого гуннская федерация распалась19. Но Италия продолжала подвергаться нападениям. Население Рима страдало от голода и хаоса, сократилось до 20 тыс. человек. На форуме, где раньше решались судьбы всего мира, росла трава и паслись свиньи. В 476 году наступила развязка. Вождь германских наемников Одоакр сверг с престола последнего римского императора Ромула–Августула. Он стал наместником восточного императора в Италии, королем Италии и правил из Равенны20. Милитаризация и паразитизм, утрата гражданских доблестей и высокой морали, политические амбиции и личные качества римских деятелей привели высокоразвитую цивилизацию к закономерной гибели.
Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Германцы завоевали Западную Римскую империю. А часть Восточной Римской империи завоевали арабы. Они никогда не были подвластны Римской империи и не принимали христианства. У каждого арабского племени было свое божество. Общим для всех племен предметом почитания являлся черный камень, который находился в Мекке21.
Огромное значение имело объединение арабских племен на основе ислама. Основателем ислама (в переводе с арабского «покорность») был пророк Мухаммед (570-632), уроженец Мекки, реальное историческое лицо. Он принадлежал к жреческому роду, но детские годы провел в бедности, рано остался без родителей. По роду занятий будущий пророк был торговцем,
много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям. Новое вероучение, которому было суждено стать одной из мировых религий, было обретено Мухаммедом как божественное откровение свыше22. Некоторые исследователи считают, что это произошло во время очередного эпилептического припадка.
Проповеди Мухаммеда не понравились жрецам Мекки. В 622 году из-за преследований новому вероучителю пришлось бежать в Медину. С момента «хиджры» (бегства) Мухаммеда из Мекки мусульмане («покорные Аллаху») ведут свое отдельное летоисчисление. В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания, порядок наследования и прочие атрибуты23.
В 630 году Мухаммед вернулся в родной город во главе вооруженного отряда. Жрецы и население Мекки после нескольких лет вооруженного противоборства приняли Мухаммеда и его новое учение. Победа укрепила авторитет Мухаммеда в Аравии. Представители различных аравийских племен заключали с ним союзы и принимали ислам.
Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном государстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и религиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Палестину и Сирию, но в 632 году умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети. Вождь, наследовавший Мухаммеду, носил название халифа. Арабское государство называлось халифатом.
У арабов в VIII–IX вв. основной формой земельных владений стали земельные участки, предоставляемые халифом в качестве пожалования. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. Арабские феодалы были обязаны военной службой. Значительная часть земель принадлежала мусульманским духовным учреждениям. С этих вакуфных земель не собирали налогов и не требовали военной службы. Широкое распространение приобрела практика дарения земельных владений духовенству. Такие вакфы были номинальными, так как феодалы большую часть доходов оставляли за собой. Арабы не навязывали ислама в завоеванных землях. На не мусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.
Быстрый триумф и распространение ислама были обусловлены рядом обстоятельств
24.
Во-первых, мусульманство было молодой религией, но сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из христианства, иудаизма, зороастризма и т. д. Ислам содержал привлекательную идею загробной жизни. В джанне («сад» по-арабски), мусульманском раю правоверного ждали тенистые сады с каналами и прудами, с реками молока, вина и меда. Обитателей джанны вознаграждали супругами-девственницами – гуриями. Им прислуживали вечно юные мальчики, а охраняли ангелы. В джаханнаме (ад), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т. д. Всем не мусульманам полагался только ад.
Среди 120 тыс. пророков, предшествовавших Мухаммеду, почетные места отводились Адаму, Ною, Аврааму, Моисею (Муса), Иисусу (Иса) и другим уважаемым персонажам. Правоверные считали, что в день Страшного суда Мухаммед и Иисус будут вместе вершить свой суд над людьми.
Во-вторых, новая религия отличалась простотой. Обращаемые должны были выполнять пять основных требований.
1. Признавать главный догмат – «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед – пророк его».
2. Молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке.
3. Поститься один раз в месяц в году (рамадан, или рамазан).
4. Обязательно раздавать милостыню, своеобразный налог в пользу бедных (закят).
5. Не менее одного раза в течение своей жизни совершить паломничество в Мекку.
Эти требования были понятными, доступными, легко усваивались массами кочевников-скотоводов, воинами, торговцами Ближнего Востока.
В-третьих, для народов, принявших мусульманство, новое вероучение стало достаточным основанием для экспансионистских устремлений. Желание принести истинную веру, приобщить к ней другие земли народы стало для арабов идеологической основой ведения священной войны – газавата, которая давала воинам возможность обогатиться. Мощная экспансия арабов затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов оказались Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731 г.), у Константинополя византийцами (718 г.), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд. Ни одно государство никогда не было больше его.
В-четвертых, важным преимуществом ислама стала его мощная консолидирующая, объединяющая сила, центростремительная тенденция. Новое учение не только указывало путь к спасению, содержало в себе идею развития, движения, распространения, но и предложило новую систему ценностей, представленную в Коране.
Мусульманская цивилизация обладала значительным творческим потенциалом и дала немало нового в разных сферах жизни.
Мухаммед и первые халифы (избранные наследники) создали особую разновидность государства, которое принято называть теократическим (теос – бог, кратос - власть). Государство Арабский халифат называют теократическим государством. В Арабском халифате (632-1258 годы) вся религиозная, военная и административная власть сосредотачивалась в руках халифов. После убийства четвертого халифа – Али – мусульманами управляла династия Омейядов (661-750 годы). Центром страны был Дамаск. В результате жестокой резни Омейядов сменили Абассиды (750-1258 годы), которые перенесли столицу в Багдад25.
Халифат представлял собой военную деспотию. Ближайшим лицом к халифу был визирь, который отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.
Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20%. Все население платило поземельный налог – харадж – десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско. Немусульманское население платило дополнительную подушную подать, от которой можно было избавиться, приняв ислам. Быстрое распространение получил арабский язык.
Четкая организация войска, высокая маневренность, религиозный фанатизм (погибшему воину гарантировалось прямое попадание в рай), а также внутренние неурядицы, терзавшие государства соседей, все это позволило арабам осуществить огромные завоевания.
Однако уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившего Ирана. В 1258 году арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.
Арабы многое сделали для совершенствования орошаемого земледелия. Главным образом арабам мир обязан знакомству с такими полевыми, бахчевыми и садовыми культурами, как гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, дамаскская роза, тростниковый сахар. У арабов не было серьезных конкурентов в коневодстве, овцеводстве, верблюдоводстве, в производстве многих продуктов питания, упряжи, транспортных средств, оружия, домашней утвари и т. д. Арабами был найден фосфор, указан способ приготовления чистого алкоголя и серной кислоты. На арабском востоке производились бумага, керамика, различные стройматериалы, благовония, ткани (шелк, дамаст, муслин, атлас). Арабские географы составили фундаментальные описания тогдашнего культурного мира («Золотые луга» Масуди в X в., географическая энциклопедия Якута в XIII в. и т.д.). Арабская цифровая система стала общепринятой в мире. Считается, что она была заимствована у индийцев, но арабские математики ввели понятие «нуля». Многое сделали арабские переводчики для сохранения античных, китайских, индийских, византийских текстов. Благодаря арабам происходило быстрое развитие производительных сил, культуры во многих районах. В Европе это был Пиренейский полуостров, территория Испании.
Ислам был принят в Иране, для которого в этом приобретении оказалось больше плюсов, чем минусов. В средневековом Иране высокого уровня достигло ремесло. Из серебра изготавливалась великолепная посуда, украшения. Богатой отделкой и высоким качеством отличалось холодное оружие. Под влиянием ислама получило развитие храмовое зодчество (мечети), строительство крепостей, мостов, дорог, широко использовались орнаменты, керамика и т. д.
Мировое значение достижений иранской художественной культуры стало осознаваться постепенно. Поэма «Шахнаме», вобравшая в себя национальный эпос персов и таджиков и принадлежащая перу Абулькасима Фирдоуси (около 940-1020 годы), оказала большое влияние на литературу не только Востока и Запада отточенностью формы, идеями тираноборства, справедливости и гуманизма. Трудно назвать страну