Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений всех специальностей, исключая исторические.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 697
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет исторической науки.
Роль теории в познании прошлого.
Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Теории происхождения государства.
Разные типы общностей в догосударственный период.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
Древние империи Центральной Азии.
Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).
Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.
Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Варварские королевства. Государство франков.
Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.
Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.
Причины появления княжеской власти и ее функции.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.
Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.
Древнерусское государство в оценках современных историков.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Проблема особенностей социального строя Древней Руси.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Проблема формирования элиты Древней Руси.
Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
Пути возникновения городов в Древней Руси.
Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.
Международные связи древнерусских земель.
Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
Культурные влияния Востока и Запада.
Глава 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.
Образование монгольской державы.
Социальная структура монголов.
Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
Литва как второй центр объединения русских земель.
Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества.
Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери.
Окончательное свержение монгольского ига.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Развитие капиталистических отношений.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Абсолютизм и восточная деспотия.
Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Феномен самозванчества. Случайные люди на русском престоле.
Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.
Завершение и последствия Смуты.
Глава 5. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
Проблема перехода в «царство разума».
Развитие системы международных отношений.
Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
Источники первоначального накопления капитала.
Роль городов и цеховых структур.
Развитие мануфактурного производства.
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Основные направления «европеизации» страны.
Эволюция социальной структуры общества.
Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.
Создание Балтийского флота и регулярной армии.
Провозглашение России империей.
Упрочение международного авторитета страны.
Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Новый юридический статус дворянства.
Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Изменения в международном положении империи.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.
Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.
Европейское Просвещение и рационализм.
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.
Формирование европейских наций.
Война за независимость североамериканских колоний.
Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Секуляризация сознания и развитие науки.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
Российское самодержавие и «Священный Союз».
Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия.
Внутренняя политика Николая I.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.
Политические преобразования 60-70-х гг.
Завершение правления Александра Освободителя.
Общие достижения и противоречия.
Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX века.
Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.
«Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.
Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.
Российская экономика конца XIX – начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.
Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.
Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
Форсирование российской индустриализации «сверху».
Усиление государственного регулирования экономики.
Русская деревня в начале века.
Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Опыт думского «парламентаризма» в России.
Основные военно-политические блоки.
Влияние первой мировой войны на европейское развитие.
Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
Новая фаза европейского капитализма.
Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.
Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.
Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
Большевистская стратегия: причины победы.
Экономическая программа большевиков.
Гражданская война и интервенция.
Основные этапы гражданской войны.
Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Адаптация Советской России на мировой арене.
Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.
Политический кризис начала 20-х гг. Утверждение однопартийной политической системы.
Переход от военного коммунизма к нэпу.
Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период.
Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».
Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг.
Государственно-монополистический капитализм.
Альтернативные пути выхода из кризиса.
Приход фашизма к власти в Германии.
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.
Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Создание антигитлеровской коалиции.
Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.
Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX века.
Превращение США в сверхдержаву.
Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Создание социалистического лагеря и ОВД.
Победа революции в Китае и создание КНР.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Создание социалистического лагеря.
Изменения в теории и практике советской внешней политики.
Значение XX и XXII съездов КПСС.
Формирование движения неприсоединения.
Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.
Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).
Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах.
Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).
Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.
Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.
Власть и общество в первой половине 80-х годов.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Япония после Второй мировой войны.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.
Военно-политический кризис в Чечне.
Наука, культура, образование в рыночных условиях.
Социальная цена и первые результаты реформ.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.
Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Глава 8. Россия и мир в XXI веке.
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.
Модернизация общественно-политических отношений.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Региональные и глобальные интересы России.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
Самым главным фактором, предопределившим возникновение древнейших цивилизаций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат, в восточной части Средиземноморского побережья. Ареалом для Восточноазиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхэ, а для Южноазиатской – бассейн реки Инд. Названные водные артерии иногда называют «великими историческими реками», так как на их берегах возникли древнейшие цивилизации.
Доместикация или одомашнивание животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшило питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ.
Страна ариев.
Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II-I тыс. до н. э.), говорившие на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов позволила ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древниe арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы.
Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия.
Страной или прародиной ариев в III-IIтысячелетиях до нашей эры была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н.э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н.э.).
Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.
Киммерийцы и скифы.
В Северном Причерноморье (от Кавказа до Фракии) в VIII-VII вв. до нашей эры располагались племена киммерийцев. Их стали теснить скифы и киммерийцы, захватив часть Малой Азии, смешались с местным населением.
Скифы сменили киммерийцев и обитали в Северном Причерноморье с VII века до нашей эры до III века нашей эры
В низовьях Днепра и Дона в V-IV вв. до н.э. у скифов в результате сложного политогенеза появляется государство во главе с царями. У скифов были развиты земледелие, скотоводство, ремесла (особенно обработка металлов), торговля с античными государствами Причерноморья, архитектура. В скифских «царских» курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства, коллекции которых находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скифское государство представляло собой объединение народов Северного Причерноморья во главе со скифами. Образовалось в IV в. до нашей эры. Столицей был Неаполь скифский. Скифское государство было уничтожено готами в III в. нашей эры.
Современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, плодородные районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа являются территориями, на которых существовали древнейшие в России государственно-политические образования. На этой обширной территории происходили перемещения различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, развивались внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Этот регион по-прежнему имеет жизненно важное значение для нашей страны.
Древние империи Центральной Азии.
Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы были богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором.
В третьем тысячелетии до н.э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так называемые иранские племена. Около 670 года до н. э. одно из этих племен – мидяне – образовали государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгромили ассирийскую державу. Однако в 550 года до н. э. они покорились другому племени –
персам. Объединенное Персидское государство возглавил выдающийся полководец и государственный деятель древности Кир (558–529 гг. до н. э.). По происхождению царский сын, Кир начинал свою жизнь как подкидыш, воспитанный пастухом. Он покорил Армению, Каппадокию, Лидийское царство, где были захвачены огромные богатства царя Креза, первого правителя, который стал чеканить металлические деньги. Кир подчинил себе Вавилон, Палестину и Финикию. В этих землях поддерживались прежние порядки, почитались местные боги и традиции.
При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия – вслед за Ассирией – стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные социальные преобразования. При Дарии I (522–486 гг. до н.э.) страна была разделена на сатрапии, которые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в истории чеканилась единая для всего огромного государства золотая монета – дарик. Сатрапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были устроены дороги: на них через каждые 20 км располагались почтовые станции, гостиницы, сменные лошади. «Почтовые смотрители» одновременно были «ушами царя», его информаторами. Денежная система, дорожная сеть, разнообразие товаров, производимых в разных частях Персии, обеспечивали устойчивое экономическое развитие, оживленную торговлю.
Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чиновниками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех налогов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью военными округами подчинялись непосредственно царю.
В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники, назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Большое место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток хаома.
Около 628 года до н.э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы
, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазда. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги «Авесты». Главное в зороастризме – борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Агура–Мазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии – землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнью (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь.
Основой резкого дуализма светлого и темного начал считается реально существовавший конфликт оседло–земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Этой чертой иранская религия отличалась от других религий мира. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечистым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями – землей, водой и огнем – особые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где коршуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молчания» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма.
В отличие от других древних религий маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Агура-Мазды пребывали в раю, а все остальные в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря – день зимнего солнцеворота (сравните «рождество Христово» по католическому обычаю). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н. э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у