Файл: Учебник для студентов высших учебных заведений всех специальностей, исключая исторические.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 771
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Объект и предмет исторической науки.
Роль теории в познании прошлого.
Теория и методология исторической науки.
Сущность, формы, функции исторического знания.
История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
Основные направления современной исторической науки.
Становление и развитие историографии как научной дисциплины.
Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.
Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире.
Теории происхождения государства.
Разные типы общностей в догосударственный период.
Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов.
Восточный и античный типы цивилизационного развития.
Древние империи Центральной Азии.
Античная Греция (Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье).
Великое Переселение народов в III-VI веках. Падение Римской империи.
Рождение и расцвет мусульманской цивилизации.
Варварские королевства. Государство франков.
Византия – мост между эпохами и цивилизациями.
Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.
Восточные славяне в древности VIII-XIII вв.
Причины появления княжеской власти и ее функции.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.
Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.
Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв.
Древнерусское государство в оценках современных историков.
Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.
Проблема особенностей социального строя Древней Руси.
Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.
Проблема формирования элиты Древней Руси.
Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.
Пути возникновения городов в Древней Руси.
Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв.
Международные связи древнерусских земель.
Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.
Культурные влияния Востока и Запада.
Глава 3. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.
Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока.
Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.
Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.
Образование монгольской державы.
Социальная структура монголов.
Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи.
Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
Тюркские народы России в составе Золотой Орды.
Литва как второй центр объединения русских земель.
Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.
Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества.
Процесс централизации. Судьба Великого Новгорода и Твери.
Окончательное свержение монгольского ига.
Формирование дворянства как опоры центральной власти.
Глава 4. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.
Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.
«Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.
Развитие капиталистических отношений.
Дискуссия об определении абсолютизма.
Абсолютизм и восточная деспотия.
Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.
Феномен самозванчества. Случайные люди на русском престоле.
Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.
Завершение и последствия Смуты.
Глава 5. Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.
Проблема перехода в «царство разума».
Развитие системы международных отношений.
Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства.
Источники первоначального накопления капитала.
Роль городов и цеховых структур.
Развитие мануфактурного производства.
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
Основные направления «европеизации» страны.
Эволюция социальной структуры общества.
Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности.
Создание Балтийского флота и регулярной армии.
Провозглашение России империей.
Упрочение международного авторитета страны.
Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.
Новый юридический статус дворянства.
Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Изменения в международном положении империи.
Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».
Новейшие исследования истории Российского государства в XVII-XVIII вв.
Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в.
Европейское Просвещение и рационализм.
Влияние идей Просвещения на мировое развитие.
Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.
Формирование европейских наций.
Война за независимость североамериканских колоний.
Декларация независимости и Декларация прав человека и гражданина.
Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
Секуляризация сознания и развитие науки.
Романтизм, либерализм, дарвинизм.
Российское самодержавие и «Священный Союз».
Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия.
Внутренняя политика Николая I.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX в.
Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформы Александра II.
Политические преобразования 60-70-х гг.
Завершение правления Александра Освободителя.
Общие достижения и противоречия.
Глава 6. Россия (СССР) и мир в первой половине XX века.
Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.
«Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций.
Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.
Российская экономика конца XIX – начала XX вв.: подъемы и кризисы, их причины.
Монополизация промышленности и формирование финансового капитала.
Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.
Доля иностранного капитала в российской добывающей и обрабатывающей промышленности.
Форсирование российской индустриализации «сверху».
Усиление государственного регулирования экономики.
Русская деревня в начале века.
Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Опыт думского «парламентаризма» в России.
Основные военно-политические блоки.
Влияние первой мировой войны на европейское развитие.
Новая карта Европы и мира. Версальская система международных отношений.
Новая фаза европейского капитализма.
Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса.
Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности.
Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти.
Большевистская стратегия: причины победы.
Экономическая программа большевиков.
Гражданская война и интервенция.
Основные этапы гражданской войны.
Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Адаптация Советской России на мировой арене.
Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение.
Политический кризис начала 20-х гг. Утверждение однопартийной политической системы.
Переход от военного коммунизма к нэпу.
Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В. Сталина.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период.
Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия».
Общее и особенное в экономической истории развитых стран в 1920-е гг.
Государственно-монополистический капитализм.
Альтернативные пути выхода из кризиса.
Приход фашизма к власти в Германии.
Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.
Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны.
Создание антигитлеровской коалиции.
Консолидация советского общества в годы войны. Причины и цена победы.
Глава 7. СССР (Россия) и мир во второй половине XX века.
Превращение США в сверхдержаву.
Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Создание социалистического лагеря и ОВД.
Победа революции в Китае и создание КНР.
Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Создание социалистического лагеря.
Изменения в теории и практике советской внешней политики.
Значение XX и XXII съездов КПСС.
Формирование движения неприсоединения.
Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав.
Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).
Социалистическое движение в странах Запада и Востока.
Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития.
Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением.
Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах.
Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).
Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.
Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.
Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.
Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.
Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия).
Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране.
Вторжение СССР в Афганистан и его внутри и внешнеполитические последствия.
Власть и общество в первой половине 80-х годов.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Япония после Второй мировой войны.
Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае.
«Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов.
Военно-политический кризис в Чечне.
Наука, культура, образование в рыночных условиях.
Социальная цена и первые результаты реформ.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг.
Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Россия в системе мировой экономики и международных связей.
Глава 8. Россия и мир в XXI веке.
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства.
Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.
Модернизация общественно-политических отношений.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 годах.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия.
Региональные и глобальные интересы России.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
Школьная реформа внесла качественные изменения в систему образования. Гимназический устав 1864 года ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Для гимназий устанавливалась плата, но они были бессословными и делились на классические и реальные. В классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. В пореформенной России действовали три типа начальных школ: министерские, земские и церковно-приходские, целью которых ставилось начальное образование через преподавание чтения, письма, арифметики и закона Божьего.
С эпохи Александра II началось движение в сторону решения проблем женского образования. В первой половине XIX века Россия не имела регулярного женского образования. В 1858 году были открыты в Петербурге и Москве женские училища, причем московское находилось под покровительством императрицы. Позже женские училища стали открываться во всех губернских городах. С 1862 года вводились женские гимназии, а в 70-х годах были созданы Высшие женские курсы. Бестужевские курсы в Петербурге, наиболее известные в стране, давали основательное высшее образование.
Земская реформа вносила серьезные изменения в управление страной. В 1864 году в России вводились земские учреждения. Распорядительные (уездные и губернские земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы) органы местного самоуправления избирались на три года. Члены земских собраний получили название «гласных». Их избирание проходило по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянских общин. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы.
Политических прав у земств практически не было. Не обладали они и законодательной инициативой. В компетенцию земств входили вопросы народного образования, здравоохранения, благотворительности, благоустройство дорог, забота о местной торговле и промышленности. Организация земствами школ, больниц, сиротских домов способствовала решению насущных проблем жизни населения. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. Они не подчинялись местной власти — губернатору, но тот наблюдал за законностью земских решений, правительственная администрация также утверждала председателей земских управ.
Введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Однако в организации земств современниками отмечались некоторые изъяны:
- постоянно поддерживался значительный перевес дворян в земствах;
- председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов — предводители дворянства;
- вводились земства лишь в 34 губерниях центральной России.
Однако и ограниченные в правах земства показали свою жизнеспособность, а земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.
Городская реформа в 1870 году привела к созданию городского выборного самоуправление, которое строилось на таких же принципах, как и земское. В его задачи входили такие же хозяйственные вопросы. Каждые четыре года в 509 городах избирались городские думы, которые формировали городские управы. Руководил и городской думой, и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но высокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей. Значимость голоса избирателя зависела от тех налогов, которые он платил в бюджет города.
Судебная реформа, начавшаяся с 1864 года, стала наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века.
В стране вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебная палата (несколько судебных округов). Суд стал бессословным, т. е. одинаковым и равным для всех сословий. Низшей инстанцией был мировой суд, ему поручались гражданские дела. Важные дела рассматривались в окружном суде коллегией присяжных заседателей. Сами присяжные выбирались из дворян, горожан и крестьян, тем самым был определен всесословный принцип суда. Присяжные определяли виновность или непричастность к преступлению, а судья вел заседание и определял меру пресечения и наказания. В окружном суде обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат. Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Следствие проводил судебный следователь. Решения судов могли быть обжалованы и в виде апелляций подавались в судебные палаты, а затем и в высшую судебную инстанцию империи – Сенат. Коронного судью назначал министр юстиции. Назначение было пожизненным, жалованье высоким, что позволяло говорить о независимости коронных судей от административных органов.
Открытость судебного процесса, приток в ряды прокуратуры и адвокатуры талантливых деятелей постепенно меняли отношение общества к суду в России, прежде всего в городах. Быстро завоевали уважение и мировые судьи, рассматривавшие широкий круг дел. Новые порядки сделали судебные заседания заметным общественным явлением. Во многих газетах и журналах создавались разделы судебной хроники.
Реформа печати началась с отмены в 1865 году предварительной цензуры для книг и столичной прессы. Вводилась карательная цензура: теперь наказывали за уже опубликованные материалы, вплоть до закрытия издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура. Однако в этот период печать стала более свободной, появилось слово «гласность», которое вновь «воскресло» в период «перестройки» 1985-1991 годов
Церковная реформа была направлена на ликвидацию сословной замкнутости православного духовенства. Отныне священниками могли становиться не по наследству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старообрядцев, сектантов.
Военная реформа растянулась на долгие годы. В ходе ее проводилась реорганизация военного управления, проходило перевооружение армии, совершенствовалась военно-судебная система, улучшалась деятельность военно-учебных заведений. Программу коренного переустройства русской армии представил Д. А. Милютин (1816-1912), который с 1861 года около 20 лет являлся военным министром.
Страну разделили на пятнадцать военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненных военному министру. Было централизовано и упорядочено управление войсками, Военные суды и учебные заведения сближались по устройству с гражданскими вузами. В 1874 году рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской обязанностью, распространявшейся на все мужское население империи, достигшее 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался срок службы в шесть лет. Мужчины, отслужившие действительную службу, увольнялись в запас на девять лет. На флоте служили семь лет и три года находились в запасе. Значительные льготы давались с учетом образования: выпускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Причем студенты высших учебных заведений по закону от обязательной воинской службы освобождались вчистую, но обычно проходили полугодовую службу на добровольных началах и назывались вольноопределяющимися.
Армия играла значительную роль в распространении грамотности, так как всех неграмотных во время службы обучали, что стимулировало рост образованности в стране. В 60-е годы по настоянию военного министра были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 году появились железнодорожные войска.
Реформирование России шло в ногу с веком. Для многих стран 1860-1870 годы были временем всесторонней модернизации. В 1861-1865 годах в США было ликвидировано рабство, произошла гражданская война между Севером и Югом, после чего начался быстрый экономический рост. В 1867-1868 годах началась европеизация Японии, получившая название "революции Мэйдзи". В 1870 году завершилось объединение Италии. А в 1871 году возникла объединенная Германия. Современники называли проведенные Александром II реформы 1860-1870-х годов, «великими», так как они изменили облик государства, проникая во все сферы жизни общества. Они открыли путь интенсивному экономическому развитию, значительно продвинули Россию по пути капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Однако политическое преобразование страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией.
Завершение правления Александра Освободителя.
Царь смотрел на реформы как на средство укрепления финансовой, военной, международной мощи империи. Реформы позволили преодолеть назревавший острый кризис в обществе, но постепенно их ход замедлился. Александр II в сознании народа представлялся как царь-освободитель, но крестьянская реформа была далека от завершения.
Сам реформатор устал, «второго дыхания» у него не оказалось. В стране не нашлось силы, способной к конструктивному давлению на власть. Единение с передовой частью российского общества в начале проведения реформ казалось залогом успешного преодоления кризиса. Теперь же общество испытывало разочарование в монархе. Либералы получили поле деятельности – земства, суды, университеты, где могли применить свои знания и инициативу, занялись конкретной деятельностью.
По мере углубления реформ стала проявляться противоречивость политического курса Александра II. Принципиальным сторонникам преобразований казалось, что происходящие изменения в обществе только улучшают самодержавную власть, а не меняют ее в принципе, как требовала того жизнь. В правительстве развивался конфликт между сторонниками реформаторского курса и теми, кто стремился приостановить преобразования. Либералы настаивали на созыве Всероссийского земского органа, но их пугало нарастание новых общественных противоречий.
В обществе усиливались голоса людей, выступавших против бюрократических методов управления страной, полицейского произвола, надоевшей непоследовательности Александра II в его реформистской политике. Образованное общество в лице земств, некоторых дворянских собраний все настойчивее ставили перед правительством вопросы о продолжении реформ, прежде всего в сфере управления страной. Либеральная пресса открыто выражала надежду на то, что правительство будет действовать не только полицейскими методами, но и опираясь на лояльные круги общества.
Попытка повернуть страну вспять после того, как она заметно двинулась вперед, вызывала острое недовольство общества. Социальная напряженность усугублялись безынициативностью правительства. К середине 70-х годов в России назрел новый общественный кризис, в ходе которого радикальное общественное течение — революционеры-народники — перешло к террористической борьбе. На активизацию народнических организаций правительство ответило репрессиями. В ответ на это начинается героическая и безрассудная охота революционеров за императором. Значительная часть империи фактически была объявлена на военном положении, но плодов эта политика не принесла.
После того, как император едва не погиб от взрыва в Зимнем дворце (февраль 1880 года), министром внутренних дел был поставлен видный военачальник М. Т. Лорис-Меликов (1825-1888). Боевой генерал оказался гибким политиком: ужесточив преследование террористов, он пошел на уступки умеренным слоям общества. «Мягко стелет, жестко спать, Лорис-Меликовым звать», - говорили про его политику «волчьей пасти и лисьего хвоста».
М. Т. Лорис-Меликов в конце 70-х годов предлагал императору в ответ на либеральные ожидания образованного общества созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вместе с правительством занялись бы разработкой новых реформ. Увенчаться курс Лорис-Меликова должен был созывом совещательного органа с участием депутатов от земств и городов. Здесь предполагалось обсудить вопрос о дополнениях к крестьянской реформе, к положениям о земствах и городах. Утром 1 марта 1881 года Александр II принципиально одобрил проект, но в этот же день погиб от бомбы террориста. Продолжение реформ Александром III могло бы выбить почву из-под ног революционеров. Но, к сожалению, смерть царя-реформатора подорвала влияние либералов. Новый император находился под сильным идейным влиянием жесткого консерватора обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, что сделало неизбежным свертывание и пересмотр реформ.
Присоединение Средней Азии.
Александр II продолжил политику территориального расширения российской империи. Россия начала продвижение в Среднюю Азию, осуществив туда ряд успешных военных экспедиций. Средняя Азия интересовала Россию и как рынок сбыта промышленной продукции, и как сырьевая база промышленного развития. Торговые связи со Средней Азией, столь выгодные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных междоусобных конфликтов в этом регионе. Вызывали беспокойство и попытки английской дипломатии воздействовать на Кокандское и Хивинское ханства, противопоставить их России. Стратегическое значение Средней Азии определялось и тем, что она открывала дороги на Иран, Афганистан, Китай, Индию